Введение по экономической теории. Введение в экономическую науку

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. В условиях становления и развития рыночных отношений возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих субъектов, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли.

Данное учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс "Экономическая теория". Оно имеет следующую структуру: программа курса; проблемно-тематические и тестовые задания. Для того чтобы изучение курса было осознанным, чтение текста конспекта лекций должно сопровождаться выполнением проблемно-тематических и тестовых заданий. Их основное назначение - функция самоконтроля, что позволит студентам адекватно оценить собственные знания.

Изучение дисциплины «Экономическая теория» способствует формированию системы знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.

Цель изучения дисциплины «Экономическая теория» - сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение, умение анализировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики.

Учебная задача. Теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей. Приобретение ими практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы, а также решения проблемных ситуаций на микро- и макроэкономическом уровнях. Ознакомление с текущими экономическими проблемами России.

Введение в экономическую теорию

Эволюция экономической мысли

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв. до н. э.), "Артхашастра" (II в. до н. э.), вавилонские "Законы царя Хаммурапи" (XVIII до н. э.), древнекитайская "Книга перемен" и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин "экономика", обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. Поэтому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.

Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» - торговец), который, по утверждению Т.Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли. Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман , признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен , который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».

Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея - либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм . Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы. Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

Многие современные экономисты сделали выдающиеся открытия в теории, которые нашли свое применение на практике и способствовали совершенствованию воздействия на экономическое развитие. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии - высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 г., и в настоящее время их насчитывается свыше 30. Среди лауреатов премии - П.Самуэльсон, В.Леонтьев, М.Фридмен, Л.Канторович, К.Эрроу, Дж.Хикс, Г.Саймон, Р.Соллоу, Дж.Бьюкенен, Я.Тинберген, С.Кузнец и другие видные экономисты современности.

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний.

1.2 Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов.

1.3 Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы.

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний

Слово «экономика» греческого происхождения (ойкос – дом, хозяйство, номос – правило, закон), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения .

Во-первых , экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых , экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.

В-третьих , экономика – это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета «экономики», но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика – это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет следующие основные функции:

1. Методологическая функция. Многие ученые – экономисты справедливо утверждают, что экономическая теория является не только учением, но и методом. Экономическая наука в методологическом плане учит не только тому, что надо делать, но и тому, что делать не следует. Экономическая наука помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

2. Научно-познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. Процессы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики, научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики, позволяет открыть экономические законы, по которым развивается человеческое общество.


3. Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточные.

4. Практическая (рекомендательная) или прикладная функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту, в своих конкретных делах, руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

5. Политическая функция предусматривает использование экономических интересов в политических процессах, особенно при формировании политических целей и обещаний общественных движений.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика как наука использует определенную совокупность методов познания (методов исследования экономических процессов и явлений) :

1. Общенаучные методы.

1.1. Метод научной абстракцией. Его суть состоит в выделении главного в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результатом научной абстракции являются выработка новых научных категории (понятий) выражающие существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

1.2. Исторический метод – экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими они стали в настоящее время.

1.3. Логический метод – позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и сделать обоснованный вывод. Логический метод позволяет глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция – это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов, анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, в которых он фиксирует наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза – предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами. Рождается гипотеза обычно на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

2. Специальные методы.

2.1. Экономико-математический анализ и моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. При этом экономико-математические модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

2.2. Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

2.3. Экономические эксперименты – это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально-экономическую систему нормативно-правовыми актами.

Так, для развития рыночной экономики государство должно как минимум законодательно обеспечить:

во-первых, гарантии частной собственности вообще и правами частных предпринимателей конкретно;

во-вторых, проведение государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

в-третьих, защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принятие международных правовых актов и проведение национального законодательства в соответствии с ними.

Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов

Экономика как наука изучает процессы и явления на различных уровнях систем и выявляет специфические проблемы, возникающие на них.

1 уровень – Микроэкономика – это особый раздел экономической теории, который изучает экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, которые принимают решения по поводу объёмов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благи услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством. Микроэкономика как метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей, при том, что всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

2 уровень – Мезоэкономика – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, происходящие в регионе или в отдельной отрасли - охватывающие все промежуточные системы (АПК, ВПК, экономика здравоохранения, торговли, то есть экономика отдельных отраслей и сфер народного хозяйства). В рамках экономики региона существуют единые условия на территории субъекта – природно-климатические, финансовые, правовые и т.п. – следовательно, ряд процессов, происходящих внутри региона, имеет схожие характеристики. В рамках одной отрасли используются единые или схожие технологические процессы, следовательно, и экономические процессы и проблемы отдельных предприятий схожи.

3 уровень – Макроэкономика (национальная экономика) – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства. Основными проблемами макроэкономики являются: инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа, основанный на оценке макроэкономических показателей (валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.).

4 уровень – Мировая экономика (мегаэкономика) – совокупность всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

В экономике можно выделить еще два направления развития экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов .

1. Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними. Она призвана исходить из накопленных знаний и опыта отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки – знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

2. Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу – поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Она даёт рекомендации, рецепты действий.

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о домоводстве, домашнем хозяй­стве. Ее целью было воспитание достойных граждан. "Ойкос" (дом, хозяйство) и "номос" (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод пра­вил ведения домашнего хозяйства. Термин "эко­номия" впервые предложен Ксенофонтом . Встречается он и у Арис­ тотеля (384-322 гг. до н. э.) в рамках учения о справедливости (Аристотель. "Политика").

В современных условиях термин "экономика" имеет следующие значения:

    народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);

    научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).

    учебная дисциплина, занимающаяся доведением до обучаемых при помощи методических приемов учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний.

Э кономика – это хозяйственная система, обеспе чивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Значение, экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж. Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям.

Среди подходов к определению структуры экономиче­ской науки в XX веке можно отметить выделение «норма­тивной и позитивной экономической науки». Нормативные экономические исследования подразумевают создание определенных правил, норм, предписа­ний для практикующих экономистов и управляющих, т. е. отражение того, какой «должна быть» экономика.

Напротив, позитивный подход предполагает описа­ние существующего положения в экономической сфере, констатацию того, «какова есть» экономическая система.

Современная учебная программа по «Экономической теории», исходя из требований государственного стандарта высшего профессионального образования РФ, включает в себя политическую экономию, историю экономических учений, микроэкономику, мезоэкономику, макроэкономику, переходную экономику и мировую экономику.

При этом основу программы составляет политическая экономия и экономикс.

Исторически сложилось, что под термином политическая экономия подразумевалось изучение социально-экономических отношений. Момент ее возникновения связывают с трудами представителей английской классической школы (А. Смит. Д. Рикардо и др.).

Экономикс возник в последней трети XIX в. Оно было создано усилиями ученых Австрии, США, Англии и др. стран (К. Менгер, О. Бем-Баверк и др.)

Социально-экономические отношения – это хозяйственные связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Они имеют своим главным содержанием определение формы собственности на условия и плоды производственной деятельности. Они включают три значительных их вида: отношения собственности, социально-экономические отношения в производстве, социальные отношения распределения благ и услуг.

Экономикс представляет собой изучение организационно-экономических отношений.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации.

В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида (которые включают в свою очередь соответствующие конкретные формы): кооперация труда (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение) и разделение труда на его отдельные виды; формы организации хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство); управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое регулирование).

Необходимо отметить, что социально-экономические и организационно- экономические отношения очень значительно отличаются друг от друга.

Так, социально-экономические отношения являются специфическими : они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (например, первобытно-общинному, рабовладельческому, феодальному и др.). Поэтому они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой.

В отличие от этого организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя. Они являются по существу общими элементами экономики всех стран. Например, в разных общественных устройствах могут успешно применяться одинаковые формы хозяйственной организации (фабрики, комбинаты, предприятия сферы услуг и др.).

В XX в. между политической экономией и экономикс развернулось острое противоборство, которое разрушило их единство и взаимодействие. Во многом это было вызвано использованием политической экономии в целях обоснования политического строя в СССР и других социалистических государствах и экономикс – для подкрепления капиталистической идеологии в странах Запада.

На сегодняшний момент, этого противоборства не существует. Это связано с исчезновением звеньев хозяйственных отношений, которые вели к противоборству политической экономии с экономикс. Одновременно возникли тенденции к их определенному сближению. Так, политическая экономия, оставаясь общественной наукой, пополнилась изучением организационных связей в экономике, а в экономикс стали дополнительно рассматриваться социально-экономические отношения между людьми.

Поэтому современную политэкономию и экономикс зачастую воспринимают как понятия синонимы.

В середине прошлого века под влиянием исследований англичанина Дж. М. Кейнса и американца П. Самуэльсона наиболее принятым в экономической теории стало выде­ление в ее рамках 2 основных разделов: микро- и макро­экономики.

Микроэкономика, как это видно из названия, зани­мается изучением экономической деятельности неболь­ших хозяйственных субъектов: домашних хозяйств и предприятий.

Макроэкономика была задумана как раздел науки, по­священный анализу деятельности групп отраслей эконо­мики и всего государства.

Разумеется, всякое деление, классификация являются делом в достаточной степени условным. В данном случае это проявляется в том, что многие проблемы оказались на пересечении «интересов» микро- и макроэкономики. Например, кейнсианский анализ склонности к потреблению и сбереже­ниям может быть проведен в рамках как одного, так и друго­го раздела. Также неясно, почему рынок труда принято ана­лизировать в рамках микроэкономики, а глава о безработице является атрибутом любого макроэкономического опуса.

Долгое время макроэкономика и микроэкономика яв­лялись практически не связанными между собой отрасля­ми экономического знания: «отсутствие ясной взаимосвязи между макроэкономикой и микроэкономикой долгое вре­мя было источником беспокойства среди экономистов; бес­численные студенты жаловались на «шизофреническую» природу дисциплины, две основные ветви которой имели столь радикально различающиеся взгляды на мир».

Очевидным является и факт недостаточности подобно­го структурирования для охвата всех экономических про­блем. Так, в последние годы в качестве промежуточного звена между микро- и макроэкономикой выделяется «ме зоэкономика», в рамках которой изучаются аспекты хо­зяйственной деятельности отдельного региона и отрасли.

В отдельный раздел обособляется « мегаэкономика», имеющая объектом исследования экономику мирового со­общества в целом.

В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенные функции.

Прежде всего, она выполняет познавательную функцию , так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества.

Вторая функция общей экономической теории – практическая (прагматическая) – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т.д.

Третья функция общей экономической теории – прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды в определении масштабов и направлений экономической динамики, в оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.

От экономической теории следует отличать экономическую политику.

Экономические теории развивались в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики.

Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь экономической теорией, должны считаться также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами решаемой проблемы, если хотят, чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории.

Выделение функций экономической теории позволяет определить ее место среди других экономических наук (рис.1).

Рис. 1. Место экономической теории в системе экономических наук

При определении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономи­ческой средой, в которой они находятся. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – не просто дать описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. представить систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая наука.

Определение предмета экономической теории или «экономики» как научной дисциплины претерпело в ходе исторического развития значительные изменения. Первоначально возникнув в античном обществе как «экономия» – наука о домоводстве или домашнем хозяйстве, в средневековый период экономика во многом превратилась в науку о богатстве, в науку о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Но, разумеется, ни античный мир, ни средневековое общество не обладали экономической теорией в строгом смысле этого слова: экономические знания носили характер нормативных (т.е. предписывающих определенную линию поведения) представлений об отдельных сторонах человеческой деятельности.

Лишь XVIII век был ознаменован появлением первой целостной экономической концепции, не только предписывающей, но и аналитической. Однако превращение экономики за прошедшие с этого момента столетия в зрелую научную дисциплину, не привело к полной унификации точек зрения на то, что же представляет собой предмет экономической теории.

В XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом, была высказана мысль о том, что предметом политической экономии (экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым этот труд подчинен. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения – социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, и выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.

У представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником «богатства» только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили ее предмет до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая ее как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники будущего общества.

В известном учебнике П. Самуэльсона «Экономикс» среди множества определений предмета экономической теории указывается, что экономике – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще раньше А.Маршалл определял предмет экономической теории, или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества:исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета экономической теории как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения.

Все определения экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим и правильным можно считать определение экономической теории, данное А.И. Добрыниным.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Это определение содержит черты, неизбежно содержащиеся почти в любом подобном определении:

Указание на общественный, гуманитарный характер экономики как научной дисциплины (люди или общество решают вопрос об использовании этих ограниченных ресурсов);

Указание на ограниченность ресурсов, которыми располагает общество;

Указание на то, что под решением такого рода вопроса подразумевается определение того, что, как и для кого производить.

Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) имакроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделитьмезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) исупермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять:

1) сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

2) объект исследования – экономические явления;

3) субъект исследования – человек, группа людей, государство;

4) предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде.

При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Нормативная экономика – это направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.

Позитивная экономика означает анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения.

Специфика экономики как общественной науки проявляется и в том, что в отличие от точных (естественных) дисциплин в ней невозможен эксперимент, подтверждающий или опровергающий теоретические построения. Причиной этому служит невозможность точного учета всего многообразия национальных, географических, исторических, психологических особенностей, определяющих, в конечном итоге, результат того или иного экономического воздействия. Невозможность учета всех факторов, определяющих результат, делает тем более нереалистичной возможность их воспроизведения.

Но при всем этом экономика дает понимание общих зависимостей функционирования экономической системы, позволяет ответить на целый ряд вопросов:

1) что предпочтительнее: введение количественных ограничений на импорт с целью защиты внутренних производителей или повышение таможенных тарифов;

2) как отразится на уровне цен введение налогов или выделение субсидий;

3) как влияет деятельность профсоюзов на рынок труда, на изменение технологии производства и пр.

При этом формулировки ответов будут менее жесткими, чем в естественных науках, но общую направленность экономических процессов они будут характеризовать достаточно полно. Инструментом получения такого рода результатов в экономических исследованиях являются экономические модели.

Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить функционирование общественной жизни.

Экономическая теория учитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а также социологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводы могут оказаться ошибочными.

Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1.1).

Рис.1.1. Связь экономической теории с экономическими науками

Практическая значимость экономической теории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее – пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию. Курс экономической теории – это руководство к познанию экономической действительности без провозглашения монополии на истину.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешний хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами – законами общественных действий людей, или экономическими законами . Закон и сущность –понятия однородные и выражают углубленное познание человеком явлений, происходящих в мире. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления.

Закон – устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явления и выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества , которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы – это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.;

2) особенные экономические законы – это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности);

3) общие экономические законы – законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Экономические законы сами по себе, однако, не действуют, экономический прогресс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а они приводятся в движение своими потребностями и интересами.

Экономическая теория (политэкономия) изучает не только объективные, но и субъективные формы проявления существующих объективных общественно-производственных связей, не только конкретные формы проявления экономических интересов, но и их столкновение, отражающее внутренние противоречия и борьбу противоположностей, а также способность их разрешения.

В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ (товаров и услуг), которые принято называть экономическими отношениями.

Экономика - наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения, потребления благ в мире ограниченных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение.

Предметом рассмотрения экономической теории как науки являются:

1. Экономические отношения. Они могут быть двух типов:

Отношения собственности, связанные с тем, кому принадлежат основные факторы производства и результаты производства;

Отношения по организации и управлению хозяйственной деятельности.

Отсюда различают свободную экономическую систему, командную, переходную, смешанную и традиционную экономику.

2. Рациональное, эффективное использование ресурсов при достижении определенных задач.

В настоящее время существует множество определений экономической теории. По мнению П. Самуэльсона: «Экономическая теория - это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас и в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

На современном этапе анализ проблем теоретической и прикладной экономики обычно ведется по следующим разделам:

1. Макроэкономика - изучает функционирование экономики страны в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, государственное регулирование экономики.

2. Микроэкономика - изучает деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими экономических решений; функционирование отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций.

Подобное разделение носит условный характер, так как многие разделы и темы входят в оба вышеназванных раздела.

Таким образом, предметом экономической теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Во всякой науке используются определенные методы исследования, которые подразделяются на всеобщие (философские), вооружающие все области познания (например, метафизический и диалектический методы), общенаучные - исторический, логический, математический и др. и специфические - для каждой отрасли наук.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности и выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.

Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. Исторический метод позволяет рассматривать хозяйственные системы последовательно в их историческом развитии. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Это служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование данного метода помогает глубже понять причинно-следственные связи в экономике.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по составным частям (анализ), так и в целом (синтез). Сочетанием анализа и синтеза обеспечивается комплексный подход к изучению сложных экономических явлений.

Методы индукции и дедукции основаны на умозаключениях, соответственно, от частного к общему и от общего к частному.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики.

К специфическим методам относятся:

Метод графических изображений;

Метод сравнительного анализа;

Допущение «при прочих равных условиях»;

Экономико-математическое моделирование.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу - выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними.