Односоставные предложения. Односоставные определенно-личные предложения с примерами Функции односоставных предложений

Односоставные предложения. Односоставные определенно-личные предложения с примерами Функции односоставных предложений

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу ученицы 9-го класса. Данная работа посвящена вопросу об односоставных предложениях и их роли в художественном тексте (на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»). Выбрать такое произведение нам показалось особенно интересным, так как Глеб Успенский – наш земляк, уроженец Тулы, да и в произведении рисуется Тула конца XIX века.
Почему была выбрана именно такая форма работы? Процесс обучения становится осознанным, учащийся осваивает научный стиль речи, учится писать точно и лаконично. Кроме того, реферат может быть засчитан в качестве экзаменационного сочинения.

Учитель И.Е. ЛАРИКОВА

Ксения МАШКОВА,
9-й «Б» класс, лицей «Школа менеджеров»,
г. Новомосковск

Односоставные предложения и их роль в художественном тексте

(на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»)

9 класс

Введение

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена» (, с. 309). В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. В данной работе освещается традиционная точка зрения на структуру односоставных предложений, закрепленная в учебниках по русскому языку под редакцией проф. С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть нашего земляка писателя Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы».

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица» (, с. 88). Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:

1. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например:

Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья...

Появление определенно-личных предложений такого типа вызвано стилистическими факторами.

2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например:

На-ка, дурак, отдай матери!
Посылайте за полштофом...
Подавай деньги сюда!
На сколько, позвольте спросить , персон накрывать?

Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица выражалась окончанием глагола: говорили не я шел, а есмь шел (ecu шел, есть шел) . Затем есмь, ecu, есть отпали, что привело к смешению лиц. Во избежание этого при глаголе-причастии на стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел). По аналогии стали употреблять при иду – я иду, при глаголе идешь – ты идешь. Так, например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в предложениях императивного характера грамматически противопоставляет императив омонимичным формам изъявительного наклонения (ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой! ) и придает речи большую энергию и определенность. Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите сюда и Вы подойдите сюда. В предложении с вы значение приказания стирается, появляется значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных предложений объясняется историческими факторами, а их применение – задачами стилистическими, так как определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип односоставных предложений ценил Успенский:

Только не унывайте и не ропщите.
В первый раз в жизни вижу вас.

Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш удивительный земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Успенский как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа» (, с. 88).

Сначала побирались целый день, потом в церковь зашли .

Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени:

Понедельничают еще : глагол употреблен в форме настоящего времени; побирались : глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь сказуемое, состоящее из личного глагола и примыкающего к нему инфинитива (такой вид предложений в произведении найти не удалось). Неопределенно-личные предложения образуются также из сказуемых-глаголов в форме условного наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений могут быть распространенными и нераспространенными, как и другие типы предложений. Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации. Передавая речь своих персонажей, Успенский широко использует этот вид предложений:

Ведь посмотрите вы на эту лузгу, издыхают!
Вытащили его?
Хоть бы чуточку подождали!

Это позволяет автору живо передать разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие. Употребление таких предложений позволяет Г.Успенскому акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет. Особенно выразительными мне показались те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное. Подчеркнутая глагольность придает им особый динамизм.
Но это качество неопределенно-личных предложений используется не только в художественном стиле. Нельзя обойти стороной и их эффективное использование в публицистическом стиле речи. Особенно эффективно использование неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газет. В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия. В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивается их функционированием. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский писал по поводу обобщенно-личных предложений: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме».
Глеб Успенский в своем произведении широко использует пословицы и поговорки. Особенно это касается ситуаций, в которых герои получают наставления от более старших по возрасту:

Снявши голову, по волосам не плачут.
Цыплят по осени считают.
С миру по нитке соберут, будет тебе рубашка.
Бездонную бочку водой не наполнишь.

Часто Успенский употребляет и неопределенно-личные предложения в значении обобщенно-личных. Эти предложения, таким образом, приобретают значение «все должны поступать так, это справедливо для любого лица» (, с. 89).

Не помолившись, из церкви не выходят.
Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.

Безличные предложения

«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего» (, с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:

1. Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности, например: Ответа не было.
2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: У мастерового отлегло от сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то будет.
3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте взглянуть, как оттуда понесло. Становилось темнее и свежее.

Каждая из этих групп распадается на многие подгруппы. По форме различаются следующие разновидности безличных предложений:

1. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 3-го лица.
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким страдательным причастием.
3. Безличные предложения, образованные из инфинитивных конструкций: Да издохнуть мне на месте!
4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет (не было): В доме никого не было.
5. Безличные предложения идиоматического характера: Как бы там ни было, а идти придется.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности» (, с. 375).
Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.

Нет в доме хлеба!
Па-адать сюда Порфишку!

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем» (, с. 96).

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы!

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе «Первый опыт» дом после смерти «растеряевского барина»:

Высокие медные подсвечники. Солдаты, бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина, Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с заплаканными глазами и руками... Свечи, чадные лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется читать псалтырь...

А вот как изображает писатель дом мещанина Лубкова:

Самая фигура дома давала некоторое понятие о характере хозяина. Гнилые рамы, прилипнувшие к ним тонкие кисейные занавески мутно-синего цвета, оторванные и болтавшиеся на одной петле ставни, аляповатые подпорки, упиравшиеся одним концом чуть ли не в середину улицы, а другим в выпятившуюся гнилую стену .

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

В течение последнего месяца я наблюдала, анализировала, как «работают» односоставные предложения в произведении Глеба Успенского. Он активно использует односоставные предложения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, неопределенно-личные и назывные, реже употреблялись безличные предложения. На мой взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – доктора Хрипушина, Прохора Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты Алифана и многих других.

Произведение Г.Успенского было крупным вкладом писателя в демократическую литературу 60-х годов XIX века. Оно привлекает большим художественным мастерством, ярко и точно выписанными характерами, превосходным языком, многообразной интонацией авторской речи, по словам профессора Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной, то убийственно саркастичной». В «Нравах Растеряевой улицы» и мастерски выписанные портреты героев, и выразительные пейзажные зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные времена года. Но, пожалуй, особое значение для автора имеют речь его персонажей, исповедь героя (рассказ Прохора Порфирыча о начале своего жизненного пути), монолог, диалог.

Литература

1. Бабайцева В.В. и др . Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995.

2. Бархударов С.Г. и др . Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2002.

3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.

4. Милонов Н.А . Г.И. Успенский и Тула. Тула: Интербумага, 1995.

5. Пешковский А.М . Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.

6. Розенталь Д.Э . Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.

7. Рухленко Н.М . Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.

8. Успенский Г.И . Теперь и прежде. М.: Сов. Россия, 1977.

От редактора . Такого рода рефераты в последнее время модны; многие ученики думают, что такая форма работы проста, и охотно берутся за нее. Несомненно, ученику полезно более подробно ознакомиться с грамматическим материалом, задуматься об особенностях языка писателя. Уверена, что сегодняшний материал (типичный образец реферата) многому научил девочку! Однако учитель, предлагающий работу такого рода, должен объяснить школьнику, что его главная задача – разбор текста, примеров, их классификация. Грамматический материал нужно излагать кратко и сжато, а в тексте выделить все случаи, в которых можно наблюдать данное явление (если примеры какого-то типа очень многочисленны, надо об этом сказать, может быть, даже подсчитать их). О стилистических функциях надо говорить тогда, когда обсуждается пример, включенный в контекст. Тогда реферат будет не просто рефератом, а первым шагом к научному исследованию .

Чаще всего задание В4 ЕГЭ по русскому языку предполагает умение Информации на эту тему много — вы можете найти её в школьных учебниках, различного рода пособиях и т.п. А мы решили остановиться на самом главном — на том, что непосредственно пригодится для выполнения заданий .

Односоставное предложение отличается от двусоставного , прежде всего, тем, что в нём не два главных члена, а всего один – подлежащее или сказуемое. Понаблюдаем:

В зависимости от того, какой именно главный член (подлежащее или сказуемое) имеется в предложении, односоставные предложения делятся на две группы:

  • односоставные предложения с главным членом-подлежащим,
  • односоставные предложения с главным членом-сказуемым.

Рассмотрим каждую из групп.

Односоставные предложения с главным членом-подлежащим

Это назывные предложения . Их грамматическая основа состоит только из подлежащего, которое в большинстве случаев выражается существительным в именительном падеже.

Назывные предложения могут включать в себя второстепенные члены (то есть быть распространёнными), в них нередко присутствуют частицы (вот, вот и, а вон, что за и т.п.):

Односоставные предложения с главным членом-сказуемым

Они, в свою очередь подразделяются на несколько типов в зависимости от того, насколько известен говорящему или пишущему производитель действия («лицо»):

Определённо-личные предложения

Рассмотрим предложения:

Подлежащего в них нет, однако тот, кто совершает действие, в них легко угадывается – «лицо определено» (поэтому такие предложения и называются определённо-личными ).

Как видим, сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях выражается глаголами 1 и 2 лица единственного и множественного числа. Проще говоря, к сказуемому в определённо-личном предложении можно подставить личные местоимения: я, мы, ты, вы .

Но учтите: речь идёт лишь о глаголах-сказуемых в настоящем и будущем времени . В прошедшем времени всё не так просто:

Дело в том, что в прошедшем времени глаголы не изменяются по лицам. А значит и определённо-личным односоставное предложение со сказуемым в форме прошедшего времени быть не может: «лицо»-то ведь определить невозможно!

Более того, предложения типа «Шёл по улице» не являются односоставными. Это двусоставные неполные предложения. Сказуемые в них не отсутствуют , как в односоставных предложениях, – а пропущены и восстанавливаются из предыдущего контекста или ситуации. А вот предложение «Пели песню» может оказаться односоставным неопределённо-личным .

Неопределённо-личные предложения

Судя по названию, в неопределённо-личных предложениях «лицо не определено» — тот, кто производит действие, неизвестен говорящему или пишущему. И тем не менее, действие кем-то совершается, производящее его «лицо» существует:

Кто-то пишет в газетах о погоде, кто-то постучал в дверь, кто-то будет говорить об этом – но кто именно совершает все эти действия, неизвестно.

Сказуемые в таких предложениях выражены формой 3 лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени. Запомните: сказуемое в неопределённо-личном предложении всегда стоит во множественном числе!

Если в неопределённо-личном предложении «лицо», производящее действие неизвестно, то в предложении безличном его просто нет . Действие совершается само по себе , без участия субъекта.

Разновидностей безличных предложений много, остановимся на некоторых из них.

В безличном предложении может выражаться, например, состояние природы или человека :

Безличными являются односоставные предложения, в которых сказуемые (или их части) – слова нет, не было (не будет), (не) нужно, нельзя и т.п.:

Сказуемое в безличном предложении часто выражается инфинитивом :

Кстати, подобные сказуемые нередко встречаются в одной из частей сложноподчинённого предложения :

Обобщённо-личными считаются односоставные предложения, в которых действие глагола-сказуемого относится не к кому-то одному, а ко многим (или ко всем) — то есть к обобщённому «лицу».

Чаще всего обобщённо-личными предложениями бывают пословицы:

По форме такие предложения могут быть определённо-личными или неопределённо-личными, отличаясь, однако, своим обобщённым значением. Именно поэтому не все лингвисты выделяют обобщённо-личные предложения в отдельный тип односоставных предложений. Тем не менее, совсем не учитывать специфику таких предложений нельзя. Иногда их характеризуют так:

Что посеешь, то и пожнёшь. — Односоставное определённо-личное предложение с обобщённым значением.

Цыплят по осени считают. — Односоставное неопределённо-личное предложение с обобщённым значением.

Односоставное предложение имеет лишь один главный член, который является его предикативным центром: Тишина. Полоска света. - В углу зажгли маленькую лампу. - На войне одной минутки не прожить без прибаутки.

Главный член односоставного предложения нельзя отождествлять ни со сказуемым, ни с подлежащим. Различия в форме главного члена служат основой для выделения типов односоставных предложений. Среди односоставных предложений выделяются два основных структурно-семантических разряда: 1) односоставные предложения с главным членом глагольной или глагольно-именной структуры; 2) односоставные предложения с главным членом именной структуры.

В глагольных односоставных предложения утверждается наличие независимого признака (действия), не отнесенного к субъекту (В саду пели. Вам придется подождать. Быть грозе великой). В именных односоставных предложениях утверждается или отрицается бытие предмета (Полночь. Снегу-то!).

Односоставные предложения - это самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения, противопоставленный двусоставным. Специфика их заключается в том, что предикативная основа предложения представлена одним главным членом, который выражает основные элементы предикативности - модальность, время, лицо и занимает в предложении абсолютно независи­мую позицию; другие члены предложения в том или ином отношении поясняют его, они имеют зависимую форму.

Однако по значению главный член односоставного предложения (ОП) не может быть отождествлен ни с подлежащим, ни со сказуемым. Он обозначает независимый признак или утверждает бытие предмета, но не выражает отношения предмета и признака, как главные члены двусоставного предложения.

Субстантивные предложения являются принципиально безглагольными, т.е. не только не содержат глагольных форм, но и не предполагают пропуска глагола. В их семантике нет значения действия, процесса, признака. Они имеют бытийное значение, которое выражается не лексически, а синтаксически (Была зима. Есть книги.). Бытийное значение свойственно главному члену предложения -имени существительному в форме Им. над., номинативу, или независимому Род. падежу (с количественным значением), генитиву. Этим формам имени существительного соответствуют два структурно-семантических вида предложений - номинативные (Зима) и генитивные (Книг-то).

Номинативные предложения - это ОП субстантивного типа, главный компонент которых имеет форму Им. пад. и совмещает в себе функцию наименования предмета и идею его существования, бытия. Среди номинативных предложений выделяются следующие основные семантико-функциональные типы:

1) бытийные (собственно-бытийные и предметно-бытийные). Первые выражают наличие называемого явления, мыслимого во временной протяженности: Изморозь. Сумерки. Дорога в степь.
(Шолохов).
Вторые называют предметы, расположенные в пространстве, и передают идею их существования: Кустарник. Мох. Приземистые ели. (Лисянский);



2) бытийно-указательные предложения, кроме значения бытия, содержат указание на имеющиеся предметы и явления. Структурным признаком таких предложений являются указательные частицы вот, вот и, вон, а вот: Вот ива. Вот оно, глупое счастье, с белыми окнами в сад (Есенин);

3) в оценочно-бытийных предложениях значение бытийности сопровождается оценкой. Структурная особенность этих предложений - наличие эмоционально-экспрессивных частиц: ну, то-то, тоже мне, а еще, да и, что за, какой, аи да, прямо и др.: Ну уж и болезнь! А еще и дворянин. И птица же! Кроха, а не птица (Троепольский);

4) желательно-бытийные предложения передают желательность называемого. Структурным признаком их являются частицы только, если, лишь в сочетании с частицей бы (показателем ирреального наклонения): Лишь бы не смерть! Если бы счастье! Только бы здоровье!

Генетивные предложения сходны с номинативными по основным значениям бытийности и настоящего времени, выражаемым в главном члене. Однако родительный квантитативный (количественный) вносит в них добавочное значение избытка, а восклицательная интонация - экспрессивно-эмоциональную оценку: Добра-то, добра! - сказал Яков. (Чехов). Еды-то, еды-то, - сказал генерал. (Салтыков-Щедрин).

Учитывая количественное значение генетивных предложений, А.А.Шахматов был склонен видеть в них пропуск названия количества. Можно предполагать, что исторически эти конструкции сложились под влиянием количественно-именных типа Много добра. Сколько добра!, однако в современном языке они представляют собой самостоятельную продуктивную модель. Для подчеркивания значения избытка, большого количества или меры могут служить частица -то, повтор: Смеху-то, смеху! (Чехов).

Односоставные предложения глагольного типа представлены 5 разновидностями: определенно-личными, неопределенно-личными, обобщенно-личными, безличными, инфинитивными.

В семантическом отношении эти разновидности классифицируются на основе градации определенности лица, которое в этих предложениях не названо, но активность действия в каждой из групп предложений этого типа остается неизменной: Славьте, молот и стих, песню молодости! (Маяковский). Да не трусь, а то ославят на всю деревню. Не спеши языком, торопись делом. Посевы побило градом. Лицом к лицу - лица не увидать (Есенин).

Определенно-личные предложения по семантике и структуре очень близки к личным двусоставным предложениям. В определенно-личных предложениях выражается действие (признак), соотносимое с определенным деятелем (носителем признака), который однако словесно не обозначен. Указание на лицо содержится в формах глаголов 1 или 2 л., а также повелительного наклонения, которые выступают в роли главного члена предложения (или входят в состав главного члена в качестве вспомогательного компонента): Стар, ужасно стар Париж:. Особенно люблю его в сырые деньки (А.Толстой). Лейся песня звонкая, вылей трель унылую! (Есенин). Относитесь к родному языку бережно и любовно (Луговский).

Возможность независимого употребления указанных глагольных форм обусловлена их морфологической природой, способностью их формальных средств указывать на конкретного деятеля.

Синтаксическое время или получает конкретное выражение настоящего, будущего в формах изъявительного наклонения, или проявляется как вневременность - в форме повелительного накло­нения. Специфика определенно-личных предложений проявляется в неполноте парадигмы форм времени, в невозможности выражения прошедшего времени соответствующей формой. Конкретное предложение не может быть «переведено» в прошедшее время без изменения структурного качества: Пишу тебе письмо. - Писал тебе письмо. Второе предложение имеет неполную двусоставную структуру.

Неопределенно-личные предложения указывают на необозначенного субъекта действия, в них выражается независимое действие (признак): Часть военных перегрузили. В прошлых потоках не забывали интеллигенцию, не забывают ее и теперь (Солженицын).

В неопределенно-личных предложениях неопределенность деятеля переплетается с неопределенностью грамматического лица. Это дает возможность в конкретных предложениях сближать неопределенного деятеля либо с 1-м, либо со 2-м, либо с 3-м лицом: По всем берегам рвали бутовой камень. Иль вам давно уши не_ драли? В первом примере неопределенный деятель соотнесен с 3 л., во 2-м - с 1 лицом. Однако это соотношение не является однозначным и четким.

Значение неопределенного лица и указание на неопределенного деятеля опираются на глагольные формы 3 л. мн. ч. настоящего/ будущего времени и прошедшего времени (или сослагательного наклонения) мн.ч.: Здесь не морщатся на твои дырявые башмаки (А.Толстой). А в чугунную доску били без устали и часто звонили в церкви за рекой (Чехов).

Основное внимание в таких структурах концентрируется на факте, на действии, на событии, субъекты которых называются косвенно: В деревне помнят героя, памятник ему поставили. В семье много пели, играли.

Неопределенно-личные предложения употребляются в таких случаях, когда:

1) говорящий не знает или не считает нужным называть действующее лицо совершаемого действия: В углу зажгли маленькую лампу,

2) говорящий знает, к какому кругу лиц относится агенс, но ему неважно, кто именно и сколько именно лиц конкретно является производителями действия, это некто/некоторые из известного круга: Он не сомневался, что за ним следят;

3) неизвестно, кто является действующим лицом, но его легко установить с помощью контекста или ситуации: Знаешь, что сегодня о тебе в городе говорят.

Обобщенно-личные предложения выражают независимое действие (признак), деятель словесно не обозначен, но грамматически представлен как обобщенный. Указание на отнесенность к обобщенному деятелю («любому» деятелю) содержится в форме главного члена, представленного формой 2 л. ед.ч. изъявительного и повелительного наклонений и 3-го л. мн. ч. настоящего/будущего времени: Камня на зуб не положишь. Не будь тороплив, будь памятлив. В чужом доме не указывают.

Особую группу составляют обобщенно-личные предложения, в которых повествуется о действии, совершаемом самим говорящим в прошлом, притом о действии длительном, обычном или повторявшемся неоднократно. Благодаря глагольной форме 2 л. настоящего-будущего времени действие осмысливается как обобщенное: Сидишь в старенькой избе, как в крепости, решаешь задания на завтра, а в стенке кто-то постукивает: тук-тук.

Формы главного члена обобщенно-личных предложений не имеют определенного временного значения; всем им свойственно значение вневременности: Из черного не сделаешь белого. Битому коту лишь лозу покажи. На сердитых воду возят.

Обобщенное значение синтаксического лица заключается в том, что высказывание соотнесено одновременно со всеми лицами: Прытью людей не удивишь. Добрым делом не кори. От добра добра не ищут.

Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными, поскольку в них сообщается о действиях и состояниях безотносительно к определенному лицу. Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Крылов). Вы входите в лес. Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Тургенев).

Безличные предложения выражают независимое действие безотносительно к деятелю. Главный член таких предложений не допускает обозначения субъекта действия в форме Им. пад. и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.

Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой Им. над., его нельзя установить и по связям с другими членами предложения.

Главный член безличного предложения может быть выражен:

1) безличным глаголом: светает, морозит, вечереет, знобит, нездоровится, смеркается, дремлется и др.: Морозило сильнее чем с утра. (Горький);

2) личным глаголом в безличном значении. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме 3 л. ед. ч. настоящего/будущего времени или форме прошедшего времени: Все небо заложило. (Н.Островский). Какой чистотой веет в душу от этих цветов мороза (Пришвин);

3) безлично-предикативным словом (с инфинитивом или без него). Некоторые из этих слов выступают в качестве главного члена только в сочетании с инфинитивом. Значение безличного предложения определяется значением безлично-предикативного слова:
В небесах торжественно и чудно (Лермонтов);

4) кратким страдательным причастием в форме среднего рода (с суффиксами -и-, -ен-, -т-). Этой формой передается значение состояния как результата совершившегося действия: Про батарею Тушина было забыто (Л.Толстой);

5) отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание: словом нет: Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости (Чехов);
безличной формой глаголов быть, стать с отрицанием: Не было сил перенести это", существительным в Род. над. с отрицанием:
Ни звука! ...И видишь ты синий свод неба (Некрасов); отрицательными местоимениями: Кажется, кто-то там... Никого.

Инфинитивные предложения выражают независимое потенциальное действие, не соотнесенное с деятелем: Как бы это собрать свои мысли и привести их в полную ясность? (Паустовский). В этом они сходны с безличными. Однако в безличных предложениях независимое действие представлено как протекающее во времени, а в инфинитивных - только как желательное, возможное/невозможное, неизбежное и т.п., т.е. действие не выражено как процесс, а лишь названо. Эта семантическая особенность инфинитивных предложений обусловлена природой главного члена: независимый инфинитив не имеет значение процесса и не может указывать на отношение действия к моменту речи. Инфинитивным предложениям свойственна вневременность, отсутствие форм времени, этим они отличаются от безличных: Молодости не воротить.

Форма главного члена - инфинитива - не содержит и не может содержать указаний на лицо. Однако в составе инфинитивного предложения, как правило, есть «объектный» член в форме Дат. над., выражающий отношение высказывания к 1-му, 2-му, 3-му лицу: Скоро мне без листвы холодеть (Есенин).

Действие или состояние, обозначенное инфинитивным предложением, всегда соотносятся с субъектом. В отличие от безличных предложений типа Светает. В комнате жарко, в которых немыслим субъект действия (состояния), значения инфинитивного предложения всегда связано с субъектом, протекание его, существование его предполагает связь с определенным лицом (лицами).

Конкретное значение инфинитивных предложений выявляется в предложениях с различным семантическим наполнением.

1. Предложения объективной предопределенности имеют значения:

Неизбежности: России не быть под Антантой (Маяковский). Видимо, рассвету скоро быть (Наумов);

Долженствования, вынужденности: Напрасно в годы хаоса искать конца благого: одним - карать и каяться, другим - кончать с Голгофой (Паустовский). Лучше вам уйти:

Невозможности или возможности: Этот ущерб ни измерить, ни взвесить. На улице едва разминуться двум машинам;

Нужности, отсутствия необходимости: Нам к морозам не привыкать.:

Недопустимости: Не плакать же мужчине от боли!

2. Предложения субъективной предопределенности имеют значения:

Побуждения: Не возражать! Лейтенанту явиться к командиру!;

Субъективной необходимости и желательности: Мне поговорить с директором, справку подписать;

Субъективной целесообразности и своевременности: Теперь-то себя и показать! Отдохнуть. Устала (Чехов). Если бы по нять! Лишь бы успеть!

3. Предложения физического или интеллектуального восприятия: Этому делу конца не видать. Тебя не узнать.

4. Предложения оценки, субъективного отношения: Странные люди эти Крессе! Сказать при мальчишке такую вещь (Булгаков).

1. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке.-М., 1968.

2. Воинова Е.И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений //Рус. яз. в шк. - 1958. - № 2.

3. Галкина-Федорук Е.М. Безличные предложения в современном русском языке. - М., 1958.

4. Попова Е.А. О «двусоставное™» номинативных предложений // Исследования по современному русскому языку. - М., 1970.

5. Рогова К.А. Современный русский язык: Односоставное предложение. -М., 1971.

6. Сятковский С.И. Неопределенно-личные предложения в современных славянских языках // Славянская филология. - Вып. 5. - М., 1963.

7. Тимофеев К.А. О месте инфинитивных предложений среди односоставных предложений // Рус. яз. в шк. - 1963. - № 5.

8. Чиркина И.П. О разграничении номинативных и двусоставных предложений // Рус. яз. в шк. - 1961. - № 5.

9. Шведова Н.Ю. Типология односоставных предложений на основе характера их парадигмы // Проблемы современной филологии. - М., 1965.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какое предложение называется односоставным? Какова роль главного члена в структурной схеме односоставного предложения?

2. На основании каких признаков различаются личные и неличные односоставные предложения?

3. Каковы структурные и семантические признаки определенно-личных, обобщенно-личных, неопределенно-личных предложений?

4. Каковы морфологическое выражение и семантические разновидности безличных предложений?

5. В чем специфика структуры и семантики инфинитивных предложений?

6. В чем сходство и различие инфинитивных и безличных предложений?

7. Какие предложения называются номинативными, генетивными? В чем их специфика?

8. Чем отличаются от номинативных предложений омонимичные конструкции (обращения, именительные темы)?

9. Когда употребляются в речи определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные предложения?

10. Как разграничить односоставные номинативные и двусоставные неполные предложения?

1. Проанализируйте предложения по схеме: а) двусоставные - односоставные; б) полные - неполные; в) распространенные - нераспространенные. Определите, чем выражен главный член односоставного предложения.

Дон. Светло-синее небо. Белый самолет... Оживление, радостный шепот (Лесков). Был уже вечер. Солнце зашло (Бианки). Велели затопить камин (Горький). В серой утренней мгле блеснула зарница. Бухнуло. Завыло, уходя... (А.Толстой). Нежное существо едва шелестело в ответ. А грубое гудело бодро (А.Толстой). Они возились у ворот, прилаживая к детским саням бочонок. «Куда вы?» - «На Неву». - «А в соседнем дворе?» - «У них тоже стало» (Кетлинская). Я только раз видала рукопашный. Раз - наяву. И тысячу - во сне (Друнина).

2. Определите форму слова, которая не может быть главным членом в определенно-личном односоставном предложении. Почему?

Читаю, читаешь, читает, буду читать; поступаю, поступил, поступишь, поступите; встань, встаньте, пусть встанет, встанет; спроси, спросил бы, спросишь, спросим; внимателен, буду внимателен, будешь внимателен, будь внимателен; цветешь, цветет, цвести, будешь цвести; поднимали, поднимай, поднимаешь, поднимаем.

3. Прокомментируйте специфику категорий модальности и темпоральности в обобщенно-личных предложениях. С какими односоставными совпадают обобщенно-личные предложения формально-грамматически и чем отличаются от них?

Прежде ты об этом молчал. - Всего сразу не скажешь (Горький). Добра на худо не меняют. На деньги ума не купишь. Цену человеку смаху не поставишь (Бажов). Добрым делом не кори. А ведь вскачь землю не пашут (Горький). В любом возрасте оберегайте чувство молодости (Коненков).

4. Проанализируйте, чем создается неопределенность лица в неопределенно-личных предложениях. Перестройте неопределенно-личные предложения в другие виды односоставных и в двусоставные предложения. Всегда ли это возможно?

Завод только начали строить и бросили недостроенным (Симонов). Город и людей как будто подменили (Паустовский). Впереди опять останавливаются (Куприн). У Брянцевых меня полюбили (Вересаев). Дома моего приезда как будто не заметили (Паустовский). В беседке вдруг умолкли (Чехов). В кухне зажгли огонь (Шолохов). В юности часто стремятся кому-нибудь подражать (Фадеев). Вологда, Елец, Киров, Калязин -можно назвать еще немало русских городов, где плетут кружева. Плетут, как десятки, сотни лет тому назад (Из газет).

5. Проанализируйте способы выражения главного члена безличных предложений.

Меня сначала коробило (Куприн). Дышалось прохладно и легко (Паустовский). Лопатина клонило ко сну (Симонов). Со двора пахнет сырым тесом (Паустовский). В зале никого не было (Чехов). Нет для меня на земле ничего удобного (Горький). В лесу было светло, зелено и таинственно (Серафимович). Жаль мне тебя от души (Бунин).

6. Разграничьте инфинитивные предложения и безличные предложения с инфинитивом в составе главного члена. Укажите их отличия.

Через этот самый отрог нам и надлежало перейти (Арсенъев). Дважды молоду не бывать. Теперь до немцев было рукой подать (Симонов). Быть завтра плохой погоде (Горький). Мне тут сидеть до морозов (Паустовский). Нельзя было пропустить ни одного слова из этого необыкновенного торга (Паустовский). Не забывать нам года блокады, героические года... (Чуркин). Глядя на истинную красоту, подобает молчать (Лесков).

7. Выделите номинативные, генитивные предложения и конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями; охарактеризуйте главный член этих предложений.

Вот холм лесистый, над которым я часто сиживал недвижим (Пушкин). Хрупкая тишина ноябрьского утра. Прозрачный, стеклянный воздух. Горы. Снег на вершинах (Горбатов). Выскочит Сережа, как оголтелый. Радости-то! (Серафимович). Долина роз! Самые эти слова меня волновали (Паустовский). Восстание! Это слово звучало необычно в тогдашней, как будто патриархальной России (Паустовский). Н поясницу ломит, и башка трещит, и знобит всего... Старость (Чехов).

8. Определите тип предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, двусоставное неполное. Укажите способ выражения главного члена этих предложений.

Где же наш пахарь? Чего еще ждет? (Некрасов). В редакции нас без конца засыпали вопросами (Симонов). Я поэт. Пою Россию, снег, поле, путь, возвышенное небо (Боков). Раз, гуляя в лесу, я забрел так далеко, что чуть-чуть не заблудился (Миклухо-Маклай). На кордоне горел свет - нас ждали (Паустовский). Не забывай, что ты поэт (Ибнер). Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей (Миклухо-Маклай). Пятого-гиестого мая приеду в Петербург, о чем уже писал художнику (Чехов).

9. Разграничьте двусоставные и односоставные предложения. Определите конструктивные различия данных типов предложений.

Па чужой стороне родина милей вдвойне (Поел.). Я лиру посвятил народу своему (Некрасов). Влажной землей от окна потянуло (Тарковский). До тебя мне больше дела нет. Позвони мне через триста лет (Тарковский). Что-то нынче и вправду не топят. Или топливо на зиму копят (Кушнер).

10. Проанализируйте модальное значение обобщенно-личных предложений и их выражение (долженствование, невозможность, неизбежность, целесообразность/нецелесообразность, желательность, намерение, готовность, обычность действия).

Битому коту лишь лозу покажи. Солнышко в мешок не поймаешь. Иглой дороги не меряют. В дороге волос не жалеют. Добрым делом не кори. Без счастья и в лес по грибы не ходи. Думают думу без шуму.

11. Определите модальные значения, выражаемые инфинитивными предложениями: долженствование, необходимость, возможность/невозможность, неизбежность, желательность, опасение, призыв, запрещение.

Сходить бы на концерт. Без меня не начинать. Тебе начинать первому. Ему бы посоветоваться с товарищем. Так тому и быть. Ни убавить, ни прибавить. Ей не привыкать. Всем встать! Хоть бы раз ее увидеть. Пожить бы еще здесь.

12. Определите, какие из приведенных предложений являются номинативными, а какие представляют омонимичные структуры.

Москва!.. Как много в этом звуке Для сердца русского слилось... (Пушкин). Ох, тяжела ты, шапка Мономаха (Пушкин). Вот парадный подъезд (Некрасов). Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет (Твардовский). Вот опальный домик, где жия я с бедной нянею моей (Пушкин). Человек - это звучит гордо (Горький). Воронеж!.. Родина. Любовь. Все это соединилось (Асигу).

13. Отграничьте безличные предложения от инфинитивных. Укажите, от каких слов зависит инфинитив в безличных предложениях.

Если бы можно остаться здесь до самой осени! (Паустовский). Если встать и распахнуть окно, то можно увидеть, как качаются мокрые ветки боярышники (Паустовский). Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам (Паустовский). Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю (Гончаров). Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых (Гончаров). В такую ночь открыть настежь окна, лечь, укрыться и слушать, как дождь стучит по лопухам (Паустовский). Взору открывается Алдайское нагорье. Невозможно сразу понять его своеобразную красоту (Федосеев).

14. Какую семантику имеют слова, способные выполнять функцию действующего лица в двусоставном предложении, соотнесенном с обобщенно-личным?

Победителя не судят. Век живи, век учись. Смотри в корень (Прутков). У врача лечись, у умного учись (Поел.). На обмане далеко не уедешь (Поел.). Ума за морем не купишь (Поел.). За ученого двух неученых дают (Поел.). Да разве любят за что-нибудь? Любят так, просто (Горький).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. - М., 1979.

2. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. -М., 1977.

3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. -Изд. З.-М., 1991.

4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., ЦапукевичВ.В. Современный русский язык. - Изд. 4. - М., 1971.

5. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: Синтаксис. - Изд. 4. - М., 1973.

6. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка.-М., 1973.

7. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. -Изд. 7. - М., 1956.

8. Русская грамматика: Синтаксис. - Т. 2. - М., 1980.

9. Сиротинина О.В. Лекции по синтаксису русского языка. -М., 1980.

10. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. -М., 1981.

11. Современный русский язык / Под ред. Д.Э.Розенталя. -Изд. З.-М., 1979.

12. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика / Под ред. П.П.Шубы. - Изд. 2. - Минск, 1998.

13. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи.-М., 1960.


Учебное издание

Смольская Людмила Ивановна

СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИц:

КОНСТРУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ Учебно-методическое пособие

Редактор Е.А.Смирнова Компьютерная верстка: М.И.Верстак

Сдано в набор 06.12.2002. Подписано в печать 21.02.2003. Формат 60x84/16. Бумага офсетная № 1.

Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 3,72. Уч.-изд. л.4,2. Тираж экз. Заказ

Учреждение образования «Гродненский государственный

университет имени Янки Купалы». ЛВ №96 от 02.12.2002. Ул. Пушкина, 39, 230012, Гродно.

Отпечатано на технике издательского отдела Учреждения образования «Гродненский государственный

Представляет собой логичную систему, с которой школьники в России тесно знакомятся начиная с 8 класса.

Синтаксический разбор включает в себя полную характеристику предложения:

Вконтакте

Одноклассники

  • по цели высказывания (повествование, вопрос или побуждение);
  • по интонации (восклицательное, невосклицательное);
  • по составу (из скольких частей состоит: простое, сложное);
  • по типу грамматической основы (сколько главных членов в основе - один или оба: двусоставное, односоставное);
  • по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное);
  • по наличию осложняющих конструкций (осложненное, неосложненное).

Так, по типу грамматической основы все синтаксические конструкции делятся на две категории , которые согласно всем основным программам, установленным государственными стандартами, изучаются в 8 классе:

  1. Двусоставные (в предложении есть подлежащее и сказуемое). Пример: Сорока улетела в лес. (Подлежащее сорока, сказуемое улетела)
  2. Односоставные (в синтаксической конструкции нет подлежащего либо сказуемого, однако отсутствие главного члена предложения не сказывается на полноте смысла конструкции). Пример: Мне дали яблоко. (Сказуемое дали, подлежащее формально не выражено).

Виды односоставных предложений

В свою очередь, все односоставные предложения делятся на две категории:

  1. Номинативные (назывные). Грамматическая основа такого рода синтаксических конструкций состоит лишь из одного главного члена - подлежащего. Пример: Мороз и солнце! День чудесный! (А.С. Пушкин).
  2. Сказуемостные. Грамматическая основа таких конструкций состоит из одного сказуемого. В зависимости от грамматического значения и формы главного члена сказуемостные предложения подразделяют на несколько групп, которые можно представить в следующей таблице:

Кроме того, некоторые ученые-филологи выделяют еще одну группу односоставных конструкций, в которых формально выражено только сказуемое - инфинитивные предложения . Сказуемое в предложениях этой группы выражено независимой неопределенной формой глагола и обозначает необходимое или желательное действие (по грамматическому значению такой инфинитив близок к повелительному наклонению глагола).

Пример: Нужно закончить работу. Однако это замечание ученики 8–11 классов должны лишь принять во внимание, поскольку школьная программа не предполагает изучения инфинитивных конструкций как отдельной категории и включает их в группу безличных.

Односоставные определенно-личные конструкции: значение и структура

Односоставные определенно-личные предложения отражают высказывания непосредственных участников разговора или мысли субъекта. Они используются, когда самое важное в конструкции именно действие, а не тот, кто его совершает. Эти предложения близки по своему значению к двусоставным, поскольку подлежащее формально хоть и не выражено, но домысливается однозначно. Тем не менее односоставные конструкции более лаконичны. Их использование придает высказыванию динамику, энергичность. Как же научиться узнавать такие конструкции?

Определенно-личные предложения могут быть простыми - иметь единственную грамматическую основу - или входить в состав сложных. Пример: Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог, сядем в копны свежие под соседний стог. (С. А. Есенин) (В этом сложном предложении три грамматические основы: 1) «знаю», 2) «выйдешь», 3) «сядем». Все три части представляют собой односоставные конструкции с формальным выражением лишь сказуемого. Во всех частях формы сказуемого точно определяют возможные подлежащие. Следовательно, все три предложения в составе сложного являются односоставными определенно-личными).

Чаще всего односоставные определенно-личные конструкции являются распространенными - помимо главных, в их структуре есть и второстепенные члены. Пример: Еду ли ночью по улице темной…(Сказуемое - «еду». Еду (когда?) - ночью (обстоятельство времени). Еду (где?) - по улице (обстоятельство места). По улице (какой?) - темной (согласованное определение)).

Односоставные определенно-личные конструкции: формальное выражение

Чтобы уметь отличать определенно-личные предложения от других типов односоставных синтаксических конструкций, ученикам 8 класса следует руководствоваться следующим правилом. Грамматическая основа не имеет выраженного подлежащего, однако оно подразумевается в точной форме (проще говоря, к сказуемому можно подставить одно из слов: «я», «мы», «ты», «вы»).

Сказуемое, выраженное глаголом , всегда стоит в изъявительном или повелительном наклонении, настоящем или будущем времени, в 1 или 2 лице, в любом числе. Внимание: главный член предложения в определенно-личной конструкции никогда не может стоять в прошедшем времени, поскольку подобная форма может подразумевать различные подлежащие.

Определенно-личные предложения: примеры

Определенно-личные предложения часто встречаются в русской литературе. Особенно широко они используются в стихотворных формах, поскольку для соблюдения ритма и размера произведения автор должен подобрать наиболее емкие конструкции, требующие меньшего количества слов без потери основной идеи произведения. Часто такие синтаксические конструкции помогают автору использовать множество фигур речи: риторические обращения и восклицания, параллелизмы, ряды однородных членов.

Необходимо привести несколько примеров с определенно-личными предложениями , поскольку теоретические знания, подкрепленные практическими элементами, запоминаются гораздо быстрее.

Подобранные конструкции относятся к разным стилям речи: несколько примеров взяты из текстов художественной литературы, остальные - из каждодневных речевых ситуаций (разговорный стиль). Это говорит о том, что односоставные определенно-личные предложения широко распространены не только в художественной литературе, но и в повседневном общении, официальных бумагах, поскольку придают высказыванию интонацию доверительности, создают впечатления беседы, а также помогают передать состояние души автора. Очевидна универсальность таких конструкций, а значит, изучение и понимание их необходимо образованному человеку.