Спасо елеазаровский монастырь. Спасо-елеазаровский женский монастырь

Спасо елеазаровский монастырь. Спасо-елеазаровский женский монастырь

Обитель располагается в одном из живописнейших мест Псковской области. Добраться до монастыря можно, совершив недолгое путешествие. Святая земля находится в 27 км на север от Пскова.

Интересна история основания монастыря. Именно он стал предтечей десяти обителей Псковщины. Заложен монастырь был в 1447 году. В этот год преподобный Евфросин (Елиазар – в миру) возвращался из путешествия в Константинополь. Где побывал на приеме у святейшего патриарха Геннадия II. Там будущий настоятель получил высочайшее благословение и Цареградскую икону Божией Матери.


В обратном пути, на берегу Ольгиного озера, преподобный Евфросин повстречался с братией. Именно на этом месте и было положено благословенное начало Спасо - Елеазаровскому монастырю. А сам священнослужитель стал первым из пустынножителей. Считается, что место встречи преподобного с братьями было отмечено чудом: там появился Пречистинский источник. По сей день этот ключ приносит облегчение больным прихожанам.

Монахи из числа братии стали учениками Евфросина. Позже они основали новые святые обители в Псковской земле. Саввой Крыпецким было положено начало Иоанно - Богословскому монастырю, Онуфрием – Мальскому монастырю, Никандром – Никандровской пустыни. Всего появилось 10 обителей, существующих по сей день.

Спасо – Елеазаровский монастырь является одним из памятников архитектуры. Его главная святыня – собор Трех святителей (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий). Храм был возведен около 74 г. XVI в. Точную дату установить не удалось, строительство растянулось на несколько лет.


Наряду с большинством средневековых построек Псковской области обитель подвергалась многочисленным вражеским набегам. На монастырь в разное время покушались литовцы, поляки и ливонские рыцари. В 66 году 18 века здешнее святое братство было расширено за счет монахов Спасо - Великопустынского мужского монастыря. С того дня Спасо – Елеазаровская обитель получила название Спасо - Великопустынской. Спустя 10 лет иконостас собора Трех Святителей пополнился изображением Христа. Икона, написанная в 14 веке, стала носить имя Спаса Елеазаровского.

Революция 17 года стала для монастыря настоящей катастрофой. Обитель закрыли. А икона Спаса оказалась в одном из псковских музеев. Здание монастыря стало санаторием для больных туберкулезом. Позже лечебница была закрыта, а в стенах обители расположился лагерь для детей. Учреждение просуществовало здесь до 1999 г.


Спасо - Елеазаровский монастырь вернулся в лоно Русской Православной Церкви в 2000 г., перед вступлением в должность нового Президента РФ. Историческое возвращение состоялось в день чествования иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».


Первая служба в стенах монастыря прошла 28 мая того же года. Богослужение было посвящено его основателю, преподобному Евфросину. В тот же день обновленная (теперь – женская) обитель получила матушку - настоятельницу Елисавету. Этой великой женщине монастырь обязан возвращением Спаса Елеазаровского, свершившимся 19 августа 2010 г. К сожалению, увидеть воочию историческую икону матушка не смогла, не дожив до того дня всего 2-х месяцев. 4 июня настоятельница Елисавета умерла.

В настоящее время Спасо - Елеазаровский женский монастырь благоденствует. Ежегодно его стены посещают тысячи паломников. Обитель стала одной из важных туристических достопримечательностей Псковской области.

Преподобный Евфросин родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова. Родители назвали сына Елеазаром. Господь одарил его хорошими способностями, и даже взрослые люди удивлялись, как глубоко понимал он Священное Писание.

С юных лет Елеазар готовил себя к монашеской жизни; когда отец и мать пожелали сочетать его браком, он тайно оставил дом и скрывался до тех пор, пока родители не оставили своего намерения. После смерти отца юноша поступил в Снетогорский монастырь и принял там монашеский постриг с именем Евфросин. Имея склонность к пустыннической жизни, в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве он через некоторое время с благословения настоятеля ушел в безлюдные леса на берег реки Толвы. Это было около 1425 года.

Так преподобный Евфросин начал новый период в истории псковского монашества – пустынножительный. Позже, здесь же, на реке Толве, он основал первый общежительный «богорадный» монастырь. В него принимали желающих монашеской жизни без вклада, а «Бога ради». И монахи в нем жили не каждый на свои средства, как в особножительном, а собственность у них была общая.

В то время на Псковщине шли споры о том, как следует петь «Аллилуйю» – два или три раза. Сторонник сугубой аллилуйи – то есть ее двоения – преподобный Евфросин за разъяснением отправился в Константинополь, где от самого Патриарха Иосифа получил подтверждение правильности двоения. Именно там он получил ответ и на волнующий его вопрос о смысле своего предназначения. «Благочестие изобиловах душу мою», – пишет он о своем путешествии. Спустя десятилетие из покоренного турками Константинополя Патриарх Геннадий II прислал новообразованной евфросиновой обители священный дар – Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, который стали называть Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Пустынь была основана на рукотворном месте. Для того чтобы принять всю братию, стекавшуюся к нему, преподобный предложил срыть горку, под которой между двумя рукавами реки стояла его келья, и засыпать один рукав. На месте своей кельи, где ему было явление трех вселенских святителей, преподобный Евфросин, по их слову, построил в 1447 году Трехсвятительский собор. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, преподобный особое значение придавал общей церковной молитве. Он говорил: «Если бы ты и всю ночь простоял в келье своей на молитве, и то твоя келейная молитва не может сравниться с единожды пропетой в церкви краткою молитвою: ‘‘Господи, помилуй’’». Церковные службы в евфросиновом монастыре были столь продолжительными, что о преподобном и его учениках говорили: «Железный с железными». После молитвенного бдения целый день иноки трудились, расчищая от леса под поля землю и занимаясь полевыми работами. Своими трудами они питали не только себя, но и бедняков, которые приходили в обитель. Бывали случаи, что преподобный последнее раздавал, но Господь не оставлял иноков Своей милостью и посылал им необходимое для жизни через благодетелей. Чтобы монастырская жизнь протекала благочинно и духовно, преподобный Евфросин составил иноческий устав. Он понимал монашество как ангельскую жизнь на земле и в своем уставе говорил о девственности, нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха.Всех приходящих в обитель преподобный принимал с великой любовью. Так постепенно созидался монастырь, поначалу называвшийся лаврой, как свидетельствует автор жития преподобного Саввы Крыпецкого.

Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь - возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители - самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры.

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: «Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща».

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей (ок. 1465-1542гг.), автор теории «Москва - Третий Рим».

Главная монастырская святыня - Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) - построен около 1574 года и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский».

В 1804 году в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

До 1906 года именовался: Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса; в 1906 году преобразован в общежительную пустынь (Спасо-Елеазарова пустынь). Это произошло во время настоятельства игумена Ювеналия (Масловского).

Главным его делами стали благоустроение церковного богослужения, введение старчества и умножение братства. В церковном богослужении он завел благолепие, порядок, чинность и особое пустынное пение Глинской пустыни.

По приглашению о. Ювеналия в 1908 году на покой в Спасо-Елеазарову пустынь был переведен схиархимандрит Гавриил, ученик оптинских старцев. Среди духовных чад старца была Великая княгиня Елисавета Феодоровна, прославленная ныне как новомученица. Она неоднократно посещала монастырь и принимала активное участие в его устроении и украшении.

В 1910 году сюда поступила часть братии Глинской пустыни, славной своим старчеством, общежительным житием и особым уставом, который и был положен вместе с уставом преподобного Евфросина в основу по-новому устроенному Елеазаровой пустыни. При этом внимание преобразователя было направлено главным образом на внутреннее обновление обители, на воспитание в сердцах братии истинного аскетизма, согласно монашеским обетам и заветам его святых основателей.

Благодаря введению общежития, обитель получила возможность вместо прежних двух десятков содержать в своих стенах до сотни насельников. Согласно монастырскому уставу каждый из братии должен был нести послушание, и все работы, даже самые черные, в монастыре выполнялись самими насельниками. Для хозяйственных нужд в обители были заведены портняжные, сапожные, столярные мастерские, имелись свои маляры, штукатуры и т.п. Была устроена иконописная мастерская. Все хозяйственные потребности монастырь мог удовлетворить собственными силами и средствами.

Ежегодно, на праздник апостолов Петра и Павла, 29 и 30 июня по ст. стилю (12 и 13 по н.ст.) с иконой Спасителя совершался крестный ход из монастыря по водам Псковского озера на остров Талабск, а затем на остров Верный в монастырь Петра и Павла. Традиция проведения крестного хода продолжалась до 50-х годов XX века.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

В 1918 закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

8 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

9 августа 2012 года Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил Божественную литургию в Спасо-Елеазаровском женском монастыре и назначил. настоятельницей монастыря монахиню Евфросинию (Головневу).

23 апреля 2016 года, в Лазареву субботу, митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, и возвел настоятельницу обители монахиню Евфросинию (Головневу) в сан игумении.

В 25 верстах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера, усыпанного небольшими островами, стоит Спасо-Елизаровский монастырь, основанный преподобным Евфросином, Псковским чудотворцем. Родился он ок. 1386 года, в крещении был назван Елизаром. В 1425 г. он удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы. Здесь ему, в сонном видении, явились три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, они указали место для сооружения храма в их имя.

Когда к Евфросину начали стекаться подвижники, ищущие уединения, то он построил деревянную церковь во имя трёх Святителей, а так же и кельи для братии. Это место обтекаемое двумя рукавами реки было тесным и братия предложила перенести обитель на другое место, но Евфросин не согласился и предложил им засыпать правый рукав реки. Общими усилиями этот тяжкий труд был выполнен. По представлении Преподобного Евфросина монастырь перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя Преподобного. В новой обители построена каменная соборная церковь трёх Святителей и туда перенесены мощи Евфросина. В последствии была построена деревянная церковь Преподобного Онуфрия.

Псковский Спасо-Елизаровский монастырь по значимости занимает особое место в мировой истории. Именно сюда была принесена Цареградская икона Божией Матери. Когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был перенесен в Константинополь из Рима в 1051 году.

Приняв на русской земле икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил и откровение о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елизаровской обители Филофей пророчествовал всему миру: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В Елизаровской обители союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс.

В 1918 году закрывается Спасо-Елизаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. Поочередно в Елеазаровской обители открывались институт, Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

В начале 90-х годов XX века собор начал разрушаться, упала колокольня, четверик храма зашатался, но сумели найти финансирование на его реставрацию.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. В монастыре сейчас живет 25 сестер. Восстанавливаются собор и монатлеский корпус, строится ограда вокруг монастыря. В будущем будет открыт при монастыре детский приют, основы которого закладываются уже сегодня.

В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) - летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва - третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Главная монастырская святыня - собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) - построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI - нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) в Боткинской больнице г. Москвы.

Это место особо подходило для уединенной молитвы отшельников. Еще в 1425 г. Евфросин удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы, где ему, в сонном видении, явились святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они указали ему место для сооружения храма в их имя с приделом во имя прп. Онуфрия Великого .

Вскоре это место, обтекаемое двумя рукавами реки стало тесным для братии. Хотя преп. Евфросин не был настоятелем созданного им монастыря, но его предложение засыпать правый рукав реки, все приняли беспрекословно. Настоятель обители, прп. Игнатий , сам был учеником Евфросина и в то же время его духовным отцом. Такова была сила смирения преп. Евфросина, не пожелавшего принять даже священный сан, но он был ктитором обители.

Преподобным был написан и Устав монастыря. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал духовным наставником многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых: Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие.

Собор псковских святых


Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар, откуда и произошло новое название обители. По преставлении преподобного монастырь был перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя преп. Евфросина (до его прославления - церковь преп. Онуфрия). На месте, где стояла уединенная келья преп. Евфросина, находящаяся в лесу близ монастыря, поставили крест. Еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. В новой обители построена каменная Соборная церковь трёх Святителей, в которую перенесены мощи преп. Евфросина, а затем и его ученика прп. Серапиона. Преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, "спостник и друг" преподобного Евфросина.

На протяжении многих веков монастырь был знаменателен благодаря наличию в нем двух чтимых икон: Спасо-Елеазаровский образ Спаса Всемилостивого и Цареградская икона Божией Матери.
На Цареградской иконе Иисус на руках у Богоматери, держит в руке голубя – образ Духа Святого. Одной ножкой младенец как бы утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося. В ладошке у Господа ниточка – связующая нить между Богом и человеком, тайным образом открывающаяся нам в Причастии Святых Таин.

Преп. Евфросин и преп. Серапион с Цареградской иконой Божией Матери

Цареградская икона Божией Матери чудесным образом была перенесена в Константинополь из Рима в 1051 году в то время, когда началось разделение Церкви на западную и восточную. Когда Евфросин ездил в Константнополь за решением спорного вопроса о том, как верно читать на богослужении молитву: «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже» (в это время во Пскове некто «распоп» Иов внес большие смущения в народе, говоря о трехкратном произнесении слов "аллилуиа", что чуть не привело к расколу), патриарх подарил ему Цареградскую икону Божией Матери. Приняв икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил откровение о "новой" империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме.

Прп. Евфросин Псковский. Икона. XVII в., записи 2-й пол. XIX в. (ГМИР)

Пустынька преподобного стала духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы, а к Трехсвятительскому собору традиционной псковской архитектуры пристроен придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс, в котором заложен глубокий смысл: "Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие".


Рождественский придел справа


Привезенный же из Константинополя список Цареградской Божией Матери не сохранился. Когда шведы разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и Цареградскую икону, однако корабли их тут же затонули в Псковском озере. Так что икона покоится на дне озера, которое с тех пор освящено этой святыней.

На Спасском подворье от Великопустынного монастыря в 1707 году построена церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. Она устроена для совершения служб во время крестного хода, который совершался из обители в Псков с 16 столетия в день Преполовения Пасхи вокруг г.Пскова. В 1864 году над папертью этого храма вновь устроена каменная шатровая колокольня вместо бывшей колокольницы столбами.

В 1766 в обитель переведен штат упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, а вместе с ним передана икона Спаса Всемилостивого. Изначально на месте явления этой иконы был построен Великопустынский приход с церковью прежде бывшего там мужского монастыря во имя Преображения Господня. Именно поэтому 19 августа в обитель собирались со всех мест тысячи богомольцев, число паломников порой доходило до 20 000.

За правым клиросом собора Трех святителей в стене под спудом почивают мощи преподобного Евфросина. В 1902 году в соборной стене проделана арка, в которой над мощами преподобного Евфросина разместилась гробница, поверх которой была положена древняя его икона, писанная преп. Игнатием.

В 1874 году были обретены нетленными тело и одеяние настоятеля схиархимандрита Вассиана. В 1902 году при перестройке придела также усмотрено, что мощи нетленны, только гроб предался гниению, склеп же был покрыт каменными плитами. Над этим местом было устроено на одну четверть аршина от пола возвышение, на котором находился панихидник.

В истории монастырь также прославился старцем схиархимандритом Гавриилом Зыряновы (скончался в 1915 г.), привлекавшим к себе богомольцев.

Одним из его учеников был настоятель (с октября 1906 года по октябрь 1910 года) Спасо-Елеазаровского монастыря Иувеналий Масловский, будущий Рязанский епископ, пострадавший при советской власти, ныне прославленный священномученик.

В 1910 году на средства благотворителей - духовных чад старца Гавриила - напротив храма Трех Святителей была устроена небольшая домовая церковь во имя Св.Архистратига Гавриила. Иконостас был пожертвован Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, хорошо знавшей старца. Впоследствии в трехсвятительском храме будет освящен придел в честь прпмц. вел. кн. Елисаветы.

В 1918 году Спасо-Елизаров Великопустынский монастырь был закрыт, монахи вывезены на подводах в сторону Петрограда, где приняли мученическую смерть. Однако еще весной 1920 г. действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь "в помощь голодающим Поволжья". Икону Цареградской Божией Матери сберег знаменитый старец Николай Гурьянов , живший на острове Залита Псковского озера, напротив Елезарова монастыря. Та дорожка, по которой ходил о.Николай в монастырь, называется дорогой Спасителя, поскольку по ней также приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спаса Всемилостивого.

Обитель в это время располагалась за каменной стеной, по краям которой были поставлены башни.
В центре обители стоял соборный храм, еще было две церкви и пять часовен. Несмотря на все разрушения, надежда на восстановление обители и на возрождение Руси не гасла. Произнесенные еще в 16 веке слова старца Филофея:

«Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать», - теперь начертаны на биле Елезарова монастыря - медной плите, которую стали употреблять вместо колокола, так как прекрасная колокольня Трехсвятительсого собора была разрушена.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Теперь это женский Спасо-Елизаровский монастырь. 28 мая 2000 г. состоялось освящение Свято-Елисаветинского храма в первом этаже Рождественского придела. Первой иконой, которую принесли в монастырь, была Цареградская, написанная в Спасо-Елеазаровом монастыре. Ее передал о.Николай Гурьянов с Талабского острова , где она хранилась сорок лет в алтаре храма.

В полутора километрах от монастырских стен находится святой источник с купелью, именуемый Пречистенским, тот самый, который появился на месте встрече Цареградской иконы, привезенной преп. Евфросином с Константинополя. Раньше здесь стояла Богородицкая деревянная часовня, устроенная специально на источнике. Посреди часовни находился большой крест с изображением Распятия, имелись иконы прп. Евфросина, Серапиона и Цареградской Божией Матери. Снаружи часовня была увенчана большим деревянным крестом.

Одна из местных жительниц рассказывала: «Иду я по дороге, останавливается машина. Молодые люди, сидевшие в ней, начали расспрашивать, где в этих местах находится святой источник. Их матери, смертельно больной женщине, приснился сон, что она сможет поправиться, если будет пить воду из святого источника Спасо-Елиазаровского монастыря. Показала я, где находится родник. Через год вновь приехали эти люди к источнику и поделились радостью о выздоровлении матери. Так было получено одно из многих свидетельств о чудодейственной целительной силе Святого источника».