Шафраник нефть. Шафраник Юрий: "Главное - характер"

российский политический деятель, глава администрации Тюменской области с 1991 по 1993 год, министр топлива и энергетики с 1993 по 1996 год, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России с 2002 года, председатель правления компании «Союзнефтегаз», член Совета Союза производителей нефтегазового оборудования

Биография

Родился 27 февраля 1952 года в с. Карасуль Ишимского района Тюменской области в крестьянской семье.

Образование

Окончил Тюменский индустриальный институт по специальности «инженер-электрик по автоматике и телемеханике» в 1974 году, и по специальности «горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений» в 1980 году.

Трудовая деятельность

С 1974 года работал на предприятиях производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории. С 1980 года - начальник центральной инженерно-технологической службы, главный инженер, начальник нефтегазодобывающего управления (НГДУ) «Урьевнефть». С 1987 по 1990 год - генеральный директор предприятия «Лангепаснефтегаз». В январе 1993 года занял пост министра топлива и энергетики РФ, ушёл в отставку в августе 1996 года. С августа 1996 года - председатель Совета директоров Тюменской нефтяной компании, одновременно с августа 1996 года по апрель 1997 года - советник Председателя Правительства РФ. Одновременно в феврале 1997 года включен в состав оргкомитета по созданию Центральной топливной компании.

С апреля 1997 года по январь 2001 года являлся председателем правления, затем президент ОАО «Центральная топливная компания». Также был председателем совета директоров «Удмуртской национальной нефтяной компании» (1998). С августа 2000 года являлся председателем совета директоров, с сентября 2001 года - председатель правления Межгосударственной нефтяной компании «СоюзНефтеГаз».

С 2002 года председатель Союза нефтегазопромышленников России. В 2003 году избран в Совет Союза производителей нефтегазового оборудования, а в 2004 году избран председателем Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК.

Политическая деятельность

14 апреля 1990 года был избран председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. В августе 1991 года по время ГКЧП встал на сторону Ельцина и в сентябре 1991 года Указом Президента РФ был назначен главой администрации Тюменской области.

В августе 1996 года ушёл в отставку с поста министра топлива и энергетики РФ. Отставка была связана с особой позицией в отношении государственного регулирования ТЭК, а также неприятия залоговых аукционов и высоких темпов приватизации объектов нефтяного комплекса России.

Избирался в Совет Федерации первого созыва от Ханты-Мансийского автономного округа (1993-1995), входил в состав Комитета Совета Федерации по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений.

Звания, награды и должности

  • Академик Академии технологических наук
  • Доктор экономических наук (2006)
  • Академик Международной академии топливно-энергетического комплекса
  • Председатель правления Фонда содействия развитию сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной Африки им. В.Посувалюка
  • Член Попечительского совета Фонда Михаила Шемякина
  • Лауреат Премии Правительства Российской Федерации (1999)
  • Член президиума Горной академии

Награды:

  • Орден Почёта (2000)
  • Орден Русской Православной церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени (2002)
  • Орден Дружбы народов (1988)

Семья

Женат, имеет сына и дочь.

Увлекается горнолыжным спортом, любит книги и театр.

Российский политический деятель, глава администрации Тюменской области с 1991 по 1993 год, министр топлива и энергетики с 1993 по 1996 год, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России с 2002 года, председатель правления компании «Союзнефтегаз», член Совета Союза производителей нефтегазового оборудования.

«Связи / Партнеры»

«Новости»

Экс-чиновник Шафраник выводит деньги в Британию

Малоизвестный, но очень состоятельный финансист родом из России может приобрести около 30% британской нефтегазовой компании Sterling Energy, сообщили британские газеты. Это житель Лондона Михаил Крупеев, который специализируется на инвестициях в независимые нефтегазовые компании, указала Financial Times со ссылкой на компанию.

Sterling Energy, акции которой торгуются на рынке альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской фондовой биржи, оказалась в тяжелом финансовом положении из-за резкого падения цен на газ в США, пишет Financial Times. В 2008 г. операционный убыток компании составил 106 млн фунтов стерлингов ($173 млн). В апреле Sterling договорилась с кредиторами об отсрочке долговых платежей до середины августа. Теперь спасителем этой компании британская пресса называет россиянина Крупеева, чья компания Waterford Finance & Investment выкупит новые акции Sterling на сумму до 28,86 млн фунтов ($47,14 млн), но не более чем 30% минус 1 акция.

Обладатель степени MBA Лондонской бизнес-школы, в 1994-1999 гг. Крупеев был членом совета директоров и топ-менеджером Dana Petroleum, в 1999-2000 гг. - членом совета директоров и топ-менеджером Sibir Energy. Сейчас его лондонская инвестиционная компания Waterford специализируется на вложениях в минеральные ресурсы и владеет 29,45% британской нефтегазовой компании Emerald Energy. На прошлой неделе китайская нефтехимическая компания Sinochem объявила о покупке Emerald за 532,1 млн фунтов (премия к цене акций - 33,8%), и Крупеев получит от этой сделки 138,4 млн фунтов.
ссылка: http://www.rospres.com/ hearsay/4948/

Битва за Московский нефтеперерабатывающий — это битва за Москву

В октябре на Московский нефтеперерабатывающий завод прекратили поставлять сырье. Подобное уже происходило в августе. Не один МНПЗ производит горючее для столичных машин, однако именно его ежесуточные 10 тысяч тонн бензина и 3 тысячи тонн дизельного топлива обеспечивают устойчивость рынка. Юрий Лужков обратился в Совет безопасности России, посчитав остановку завода вопросом безопасности «не только Москвы, но и государства». Конечно, если МНПЗ встанет, то другие поставщики смогут восполнить недостаток бензина с заводов Ярославля, Рязани, Нижнего Новгорода и Уфы. Но при этом они получат отличный повод поднять цены. Ведь эти другие не зависят от настроений многочисленного племени московских автовладельцев. Между тем МНПЗ частично принадлежит структурам, контролируемым московской мэрией. А она по большому счету не склонна ссориться с избирателями.

Вокруг столичных сетей АЗС и производства топлива несколько лет шла борьба. Были в ней и человеческие жертвы. Отец погибшего руководителя одной из крупнейших сетей, сложившейся на заре приватизации, открыто обвинял в смерти сына тогдашнего главу Центральной топливной компании, бывшего федерального министра Юрия Шафраника. Но скандал замяли, и Шафраник несколько лет возглавлял ЦТК, подвластную мэрии. Потом что-то между ними разладилось, и ЦТК вместе с управляющей ею Московской нефтяной компанией пару лет назад перешли под крыло Шалвы Чигиринского, приведшего капиталы из-за границы. МНК управляла МНПЗ, имея больше половины голосующих акций завода, и ее торговый дом снабжал заводским бензином заправки родственной розничной сети.

Ни Шафранику, ни Чигиринскому не удалось добиться независимости от нефтяных гигантов, поставлявших на завод сырье. Чтобы не зависеть от какой-то одной компании, приходилось искать баланс между несколькими. Сначала Чигиринский строил взаимоотношения с «Татнефтью» и «ЛУКОЙЛом». Но «ЛУКОЙЛ», имевший контрольный пакет акций МНПЗ, вел себя на заводе бесцеремонно, с позиции силы, а не как союзник. Он хотел получать бензин по внутрикорпоративным ценам, а разницу между ними и розницей целиком оставлять себе. Завод же предлагал отпускать «ЛУКОЙЛу» топливо на тех же условиях, что и остальным поставщикам сырья, – брать с него по 200 рублей за переработку тонны нефти. МНПЗ не хотел быть одной из проходных труб нефтяного гиганта, он предпочел роль самостоятельной рыночной структуры.
ссылка: http://www.compromat.ru/page_ 12575.htm

Золотые руки для поцелуев

В узком профессиональном кругу Вагита Юсуфовича за глаза уважительно величают «доном». Говорят, что он даже здоровается при встрече, как «крестные отцы» мафии из западных кинофильмов: величаво-снисходительно, протягивая ладонь тыльной стороной вверх. Совсем как священнослужитель, подставляющий прихожанам руку для поцелуя. «Такое впечатление, что к руке надо припасть»,— поделился с «Профилем» руководитель одной из конкурирующих с «ЛУКойлом» нефтяных компаний.

Юрий Шафраник, глава Центральной нефтяной компании и старинный приятель Вагита Юсуфовича, считает, что такого человека, как Алекперов, нужно уважать «ежеминутно»: «Право быть первым Вагит заработал собственными руками. Это человек, знающий всю нефтяную отрасль «от и до», в своей карьере не пропустивший ни ступеньки. Вырос от буровика до директора месторождения. И дело создал сам, а не приобрел в результате удачной сделки. Таких, как он, в нашей отрасли двое, от силы трое».
ссылка: http://www.compromat.ru/page_ 12069.htm

Интересы государства и государственной «Роснефти» не всегда совпадают

На фоне масштабной борьбы с коррупцией, осуществляемой в России, особенно неприглядной видится роль руководителей нефтяной компании «Роснефть» в теневом финансировании сделок частного бизнеса по приобретению зарубежных нефтегазовых активов. В нарушение российского законодательства о порядке осуществления инвестиций за рубеж, крайне непрозрачную схему с применением служебно-родственных связей главы «Роснефти» С. Богданчикова, в настоящий момент пытается реализовать бывший министр топлива и энергетики Юрий Шафраник.

Известно, что испанский инвестиционный банк Сантандер (Banco Santander) выставил на продажу принадлежащие ему 30,66 процента акций испанской нефтегазовой компании Cepsa (штаб-квартира в Мадриде). Причинами продажи достаточно прибыльной Cepsa стала мобилизация финансов банком Сантандер, который входит в состав банковского консорциума (шотландский Royal Bank of Scotland, голанско-бельгийский Fortis, испанский Santander). Данный консорциум оформляет, предположительно, за 102 миллиарда долларов, сделку на приобретение голландского банка ABN Amro.
ссылка: http://www.compromat.ru/page_ 21603.htm

Юрий Шафраник. Московский заправила

Ситуация, сложившаяся в сентябре на московском бензиновом рынке, не сходит со страниц газет и журналов уже несколько недель. Однако до сих пор не прозвучало мнение человека, которому правительство Москвы доверило обеспечение столицы нефтепродуктами. Бывший министр топлива и энергетики России, а ныне президент Центральной топливной компании (ЦТК) Юрий Шафраник дал эксклюзивное интервью журналу «Профиль».

Александр Бурый: Юрий Константинович, вы слишком долго отказывались от общения с прессой. И даже уже будучи президентом ЦТК не баловали журналистов своим вниманием. Видимо, поэтому ЦТК для многих до сих пор остается некой «закрытой» компанией, о работе, целях и задачах которой мало что известно.

Юрий Шафраник: Создание Центральной топливной компании — это довольно долгая и интересная история. Начиналось все с непонимания: зачем Москве нужна еще и собственная нефтяная компания? Ведь мэр Москвы Юрий Лужков очень долго не мог добиться создания ЦТК. Это непонимание сохранилось до сих пор. Более того, в определенной степени оно усилилось, что иногда сказывается на нашей работе.
На самом деле оставлять Московский регион без собственной компании, которая решала бы все вопросы снабжения нефтепродуктами, нельзя. Потому что в такой ситуации всегда можно искусственно организовать так называемый бензиновый кризис. Это я вам официально заявляю.
ссылка: http://kompromat.flb.ru/ material1.phtml?id=4472

Кто обладает технологиями, тот владеет недрами

До кризиса в нефтяном бизнесе доля спекулятивного капитала, как известно, была велика. Вновь прослеживается настораживающая тенденция: сегодня на «финансовый пузырь» приходится ориентировочно 20 процентов стоимости нефти. Это подпитывает иллюзорные представления о вечной манне небесной. Но скоро, видимо, со следующего года, она неминуемо начнет дешеветь, опустится до планки в 60-70 долларов за баррель. С этой оценкой согласны эксперты Института энергетических стратегий.

Процесс способны притормозить, повернуть вспять только форс-мажорные обстоятельства, прежде всего вооруженные конфликты, массовые народные волнения в странах арабского мира. Но не делать же на них ставку!

Потребители российских энергоресурсов, задававшие динамику поставок, взяли курс на самообеспечение. Вывод: ожидаемого объема денежных ресурсов в среднесрочной перспективе не получим.

РФ за последнее десятилетие получила от продажи нефти рекордную выручку. Отечественной экономике, боюсь, предстоит нелегкое испытание. Нефтяные компании запредельные цены тоже расслабили. А что мы наблюдаем на большинстве месторождений? Коэффициент извлечения падает, производительность не радует, себестоимость добычи растет. Как добиться снижения издержек?

Самые большие капиталы по-прежнему крутятся в нефтегазовом секторе. Часть их следовало бы направить на формирование высокотехнологичных сервисных национальных предприятий. Достаточно крупных и независимых, не входящих в структуру добывающих компаний, публичных, с контрольным пакетом акций у пула российских инвесторов. Но — при организационной, законодательной, налоговой поддержке государства. В цепочку встраиваются научные, конструкторские коллективы, машиностроители, фирмы по обслуживанию техники. В идеале на выходе — сравнительно недорогой и качественный инновационный продукт.
ссылка: http://www.rg.ru/2011/06/16/ reg-ural/nefty.html

Юрий Шафраник: «Я не верю, что возможен резкий скачок цен на бензин»

Рост может быть в отдельных регионах, но за это надо строго спрашивать с губернаторов
Катастрофы на заправках и заоблачных цен, которыми в последние недели пугают, не случится. Такое мнение высказал председатель совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник на пресс-конференции в издательском доме «Комсомольская правда».

— Я считаю, что правительство удержит ситуацию. И не верю, что возможен резкий скачок цен на бензин, — заявил эксперт.

Но это — в целом по стране, а за регионами все равно нужен глаз да глаз. Как рассказал эксперт, перед пресс-конференцией он попросил сотрудника обзвонить разные регионы и выяснить ситуацию. Из десятка областей и краев ни в одном власти не смогли внятно ответить, что у них происходит с бензином.

— Они не знают, какие компании и на каких АЗС у них, не знают объемов добычи, хранения. Это нонсенс!, — рассказывает Шафраник.
ссылка:

На нью-йоркской презентации стратегического альянса "Роснефти" и ЕххоnMobil вице-премьер Игорь Сечин сказал, что альянс такого уровня соизмерим с выходом человека в открытый космос. Прокомментировать это заявление и значение самой сделки мы попросили экс-министра топлива и энергетики РФ, председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника.

Юрий Константинович, не слишком ли мощное сравнение сделал Игорь Иванович Сечин?

Юрий Шафраник: Во всяком случае, речь идет о чрезвычайно важном и знаменательном событии. Ведь заполучить крупнейшую в мире нефтяную компанию (ее инвестиции в 2011 г. составили $36 млрд, а капитализация - $401 млрд) младшим партнером российской компании в освоении нашего океанского шельфа в Арктике - результат поистине впечатляющий.

При этом "Роснефть" еще получит долю в трех североамериканских проектах Еххоn. То есть мы идем к американцам: две дочерние структуры "Роснефти" - зарегистрированная в Делавэре Neftegaz Holding America Limited и RN Cardium Oil Inc. - заключили пакты о приобретении по 30% от доли ЕххоnMobil в западном Техасе и Канаде. А американцы идут к нам со своими технологиями.

Это решение выглядит стратегически верным?

Юрий Шафраник: Да, так как российский ТЭК пока не обладает необходимыми возможностями для самостоятельного освоения арктических нефтяных полей. И времени на их поиск у нас также нет. В случае если наши нефтяники опоздают с началом освоения шельфа, страна в перспективе реально рискует лишиться лидерства на мировом энергетическом рынке.

Именно это, по всей видимости, является главной причиной активного привлечения иностранцев в святая святых российской экономики?

Юрий Шафраник: Я никогда не был противником привлечения иностранных инвестиций, технологий и компаний для развития отечественной экономики. Важно только, чтобы любой стратегически значимый проект в любой отрасли на нашей территории осуществлялся с нашим контрольным пакетом - в широком смысле этого словосочетания.

Совместное предприятие между управляемым государством (что крайне важно) российским нефтяным гигантом ОАО "Роснефть" и компанией Еххоn, по оценке самих партнеров, может в итоге добыть нефтегазовые ресурсы общим объемом примерно в 90 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента. Такая цифра впечатляет.

Это долгосрочное сотрудничество, которое должно будет продолжаться десятилетиями - 30, 40 или 50 лет, заявил Игорь Сечин. Не слишком ли далеко заглядываем?

Юрий Шафраник: Для стратегического альянса предполагать длительные сроки нормально. К слову, сотрудничество ЕххоnMobil и "Роснефти" продолжается уже 16 лет. В 1996 году смелый и верящий в перспективы совместной работы Еххоn рискнул "рвануть" на Сахалин. Тогда остров представлял собой настолько удручающее зрелище, что тянуть с освоением его ресурсов, с экономическим преобразованием острова было бы, пожалуй, преступно. Договорившись со знаменитой компанией, нам удалось привлечь многомиллиардные инвестиции, получить немало нефти и газа, придать жизни на Сахалине созидательный смысл. А государство (в лице "Газпрома" и "Роснефти") получило приличную долю участия в проектах.

Добавлю, что именно на Сахалине действует первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). А проект "Сахалин-1", оператором которого является Эксон Нефтегаз Лимитед - один из крупнейших проектов в России с прямыми иностранными инвестициями и образец применения передовых технологических решений. Не случайно здесь достигнута самая высокая скорость бурения в мире.

Не скажу, что сахалинские проекты осуществлялись без издержек, но это грандиозные проекты, и они послужили обкаткой для более масштабного стратегического сотрудничества. Честь и хвала всем, кто сумел "отшлифовать" сахалинские проекты и замахнуться на шельфовый.

Кстати, сейчас, чтобы снизить нынешние - арктические - риски партнеров, российское правительство уменьшает налоги на столь значимых и сложных проектах. И не удивительно, что глава Еххоn Рекс, некогда работавший в России, лично попросил у Владимира Путина о более благоприятных условиях для работы компании.

А что мешало нам договориться с американцами несколько лет назад?

Юрий Шафраник: Договариваться по колоссальным совместным проектам всегда крайне сложно. Не секрет, что визиту Игоря Ивановича Сечина предшествовало трудное десятилетие для иностранных инвесторов, стремившихся получить доступ к огромным российским нефтяным богатствам. В прошлом году сорвалась попытка заключить аналогичный - причем крайне выгодный для России - альянс между "Роснефтью" и ВР, а в прошлом месяце было отложено окончательное решение по гигантскому проекту производства сжиженного природного газа на Штокмановском месторождении.

Однако работа с возможными партнерами велась непрерывно. И не последнюю роль в рождении нынешнего "космического" альянса сыграли встречи Владимира Путина с главой ЕххоnMobil Рексом Тиллерсоном, в том числе в августе прошлого года.

По оценкам ряда экспертов, заключенное соглашение выходит далеко за рамки рядовых коммерческих сделок даже между крупнейшими системообразующими корпорациями и носит исключительно политический характер. Вы с этим согласны?

Юрий Шафраник: Нет ни одного нефтегазового проекта, который не был бы политическим. Даже если все президенты дружно скажут, что проекты по нефти и газу вне политики, то это будет всего лишь дипломатическая игра. В нефтегазовых проектах политика была, есть и будет, поскольку энергетика - важнейшая составляющая мировой экономики. С другой стороны, можно сказать, что нет ни одного проекта, который бы был сугубо политическим. Если руководство страны принимает решение о реализации нефтегазового проекта, исходя, в первую очередь, из соображений политики, то тем самым оно наносит урон своему государству. Да и компании не станут участвовать не то что в чисто политическом проекте, но и в проекте, где политика превалирует, где просят: "Давай, ради нашей гегемонии вложи два миллиарда!" Грамотные акционеры и профессиональные менеджеры никогда под этим не подпишутся.

Есть основания согласиться с тем, что ЕххоnMobil становится партнером России по освоению шельфа на весьма длительную перспективу!

Юрий Шафраник: Надеюсь, что так и будет.

ИТАР-ТАСС, специально для "Российской газеты"

Юрий Константинович Шафраник (р. 27 февраля 1952 года) - российский политический деятель, глава администрации Тюменской области с 1991 по 1993 год, министр топлива и энергетики с 1993 по 1996 год, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России с 2002 года, председатель правления компании «Союзнефтегаз», член Совета Союза производителей нефтегазового оборудования.

Биография

Родился 27 февраля 1952 года в с. Карасуль Ишимского района Тюменской области в крестьянской семье.

Образование

Окончил Тюменский индустриальный институт по специальности «инженер-электрик по автоматике и телемеханике» в 1974 году, и по специальности «горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений» в 1980 году.

Трудовая деятельность

С 1974 года работал на предприятиях производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории. С 1980 года - начальник центральной инженерно-технологической службы, главный инженер, начальник нефтегазодобывающего управления (НГДУ) «Урьевнефть». С 1987 по 1990 год - генеральный директор предприятия «Лангепаснефтегаз».

В январе 1993 года занял пост министра топлива и энергетики РФ, ушёл в отставку в августе 1996 года. С августа 1996 года - председатель Совета директоров Тюменской нефтяной компании, одновременно с августа 1996 года по апрель 1997 года - советник Председателя Правительства РФ. Одновременно в феврале 1997 года включен в состав оргкомитета по созданию Центральной топливной компании.

С апреля 1997 года по январь 2001 года являлся председателем правления, затем президент ОАО «Центральная топливная компания». Также был председателем совета директоров «Удмуртской национальной нефтяной компании» (1998). С августа 2000 года являлся председателем совета директоров, с сентября 2001 года - председатель правления Межгосударственной нефтяной компании «СоюзНефтеГаз».

С 2002 года председатель Союза нефтегазопромышленников России. В 2003 году избран в Совет Союза производителей нефтегазового оборудования, а в 2004 году избран председателем Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК.

Политическая деятельность

14 апреля 1990 года был избран председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. В августе 1991 года по время ГКЧП встал на сторону Ельцина и в сентябре 1991 года Указом Президента РСФСР был назначен главой администрации Тюменской области.

В августе 1996 года ушёл в отставку с поста министра топлива и энергетики РФ. Отставка была связана с особой позицией в отношении государственного регулирования ТЭК, а также неприятия залоговых аукционов и высоких темпов приватизации объектов нефтяного комплекса России.

Избирался в Совет Федерации первого созыва от Ханты-Мансийского автономного округа (1993-1995), входил в состав Комитета Совета Федерации по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений.

Звания, награды и должности

  • Доктор экономических наук (2006)
  • Член президиума Горной академии
  • Академик Академии технологических наук
  • Академик Международной академии топливно-энергетического комплекса
  • Председатель правления Фонда содействия развитию сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной Африки им. В.Посувалюка
  • Член Попечительского совета Фонда Михаила Шемякина
  • Лауреат Премии Правительства Российской Федерации (1999)
  • Фактический владелец «Сибнефтебанка» до декабря 2013 года.

Награды:

  • Орден Дружбы народов (1988)
  • Орден Почёта (2000)
  • Орден Русской Православной церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени (2002)

В с. Карасуль Ишимского района Тюменской области в крестьянской семье.

Образование

Трудовая деятельность

С 1974 года работал на предприятиях производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории. С 1980 года - начальник центральной инженерно-технологической службы, главный инженер, начальник нефтегазодобывающего управления (НГДУ) «Урьевнефть». С по 1990 год - генеральный директор предприятия «Лангепаснефтегаз».

В январе 1993 года занял пост министра топлива и энергетики РФ , ушёл в отставку в августе 1996 года . С августа 1996 года - председатель Совета директоров Тюменской нефтяной компании , одновременно с августа 1996 года по апрель 1997 года - советник Председателя Правительства РФ. Одновременно в феврале 1997 года включен в состав оргкомитета по созданию Центральной топливной компании.

С апреля 1997 года по январь 2001 года являлся председателем правления, затем президент ОАО «Центральная топливная компания». Также был председателем совета директоров «Удмуртской национальной нефтяной компании» (1998). С августа 2000 года являлся председателем совета директоров, с сентября 2001 года - председатель правления Межгосударственной нефтяной компании «СоюзНефтеГаз».

С 2002 года председатель Союза нефтегазопромышленников России . В 2003 году избран в Совет Союза производителей нефтегазового оборудования, а в 2004 году избран председателем Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК.

Политическая деятельность

14 апреля 1990 года был избран председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. В августе 1991 года по время ГКЧП встал на сторону Ельцина и в сентябре 1991 года Указом Президента РСФСР был назначен главой администрации