Цель:
I. Орг. момент:
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.
Учитель:
Когда будет от учения “радостно и победно”?
Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.
Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.
Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:
ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.
Объясните правописание слов.
Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.
Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.
II Объяснение нового материала:
1. Актуализация знаний:
1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.
“Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”
Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?
Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.
Запись темы урока.
2. Объяснение нового материала:
Рассмотрите схему.
Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?
Когда пишется слитно, когда раздельно?
Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.
Презентация алгоритмов.
3. Закрепление изученного.
Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье.
Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:
Взаимопроверка.
Подведение итогов на данном этапе урока.
Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица “НЕ”.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел несуразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы “НЕ”.
Забавная сказка? Почему она такой получилась?
Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.
Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.
Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна
По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:
Помогите разгадать путаницу.
Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это…
Спишите, раскрывая скобки.
На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.
ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:
1 ряд - в роще
2 ряд – нет времени
3 ряд – у Анастасии
Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.
Какое слово получилось? (пословицы ).
Что называется пословицами?
Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?
Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.
Самостоятельная работа: упражнение 219:
1 ряд – 1-2 предложение;
2 ряд – 3,4 предложение,
3 ряд – 4,5 предложение.
Проверить, использовав сигнальные карточки.
Работа в группах: (задание на карточках)
1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:
2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.
III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.
IV. Контроль за усвоением материала: решение теста :
А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
А2 НЕ пишется слитно:
А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
А4 Слово с НЕ пишется слитно
А1 | А2 | А3 | А4 | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
V. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание: § 38, упр №217 или сочинить грамматическую сказку “Правописание “НЕ” с именами существительными.
Частица «не» выполняет в русском языке очень важную смысловую функцию. И от того, как написана она со словом - слитно или раздельно, порой зависит значение всей фразы. Правописание «не» с существительными - один из разделов грамматики, который обязательно должен быть освоен каждым образованным человеком. Иначе неизбежны речевые казусы…
Частица «не» с существительными в большинстве ситуаций имеет раздельное написание, отвечая за отрицательное значение словосочетания. И мало у кого возникнут сомнения по поводу, например, таких вариантов: не грусть, не мама, не лето, не дождь, не слово, не вечер и так далее, и тому подобные фразы и словосочетания.
Однозначно в этих примерах «не» с существительными пишется раздельно.
Но есть варианты, когда правильным будет слитное написание. Среди них можно привести в качестве примера следующие:
В некоторых случаях написание «не» с существительными вызывает серьезные затруднения, поскольку вроде бы и можно применить правило о слитности, но как-то результат совсем не «смотрится». Вот, например, следующие предложения:
«Не» с существительными, примеры которых приведены в данном пункте, пишется раздельно, как того требует контекст. Хотя чуть выше те же слова написаны слитно. И это очередное напоминание о смысловой значимости частицы и о влиянии смысла на ее правописание.
Частица «не» играет важную роль в русском языке. От того, как она написана со словами, зависит смысл всей фразы. Эта служебная частица выражает не только отрицание «не бегай, не трогай», но и утверждение: «сегодня не мама забрала Машу, а папа». Нередко эта частица придаёт фразе полноту действия: «никак не налюбуюсь на Вас.» В разговорной речи она способна придавать фразе оттенок равнодушия: «Не было б счастья, да несчастье помогло». Эта отрицательная частица способна придавать и утвердительную интонацию: «непогода разгулялась».
Вконтакте
Одноклассники
Одно из правил русского языка, вызывающее трудности, - правописание «не» с существительными . Грамотный человек способен различать написание этой частицы и правильно употреблять её в письменной речи.
Написание «не» зависит от того, является ли она префиксом (пишется слитно) или отрицательной частицей - отдельным словом (пишется раздельно). Примеры:
Трудности в написании появляются при различии префикса и частицы . Правила русского языка призваны отличить приставку от частицы и установить правильное написание НЕ с именами существительными. От этого зависит значение написанного.
В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. Но имеются варианты, когда «не» пишется слитно. Чтобы не ошибиться в применении НЕ, нужно ознакомиться с правилом русского языка .
В таблице показаны НЕ с существительными примеры.
Рассмотрим более подробно каждый из этих вариантов написания. НЕ с существительными правило.
Если частица НЕ и существительное сформируют новое слово с противоположным значением. Примеры: недостаток (изъян; достаток означает зажиточность), несчастье - беда, а не отсутствие счастья; ненадёжность человека - не (на него нельзя надеяться). Из-за незнания языка он не прочитал инструкцию.
Если существительное с НЕ употреблено с зависимым прилагательным или притяжательным местоимением, стоящим перед НЕ-. Меня огорчила твоя неудача.
Если есть или подразумевается противопоставление союзом А. Пример: Не правда, а ложь. Он мне не друг (подразумевается враг). На лугу пасутся коровы и не коровы. (имеется в виду, что пасутся коровы и другие животные). Он готов писать всё: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Не праздник, а выходной.
Все эти условия несложно запомнить и правильно употреблять на письме.
Не пишется с существительными слитно:
а) если существительное не употребляется без не : неряха, невзгоды, невежда, невесомость, неверие;
б) если не
служит для образования нового существительного, которое можно заменить близким по смыслу
словом или выражением: неправда
(ложь), недисциплинированность
(нарушение дисциплины). В этом случае не
является приставкой.
Не является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда, а ложь. - Это не правда (а что?).
Как отрицательные, включая в свой состав не, употребляются частицы далеко не, отнюдь не, вовсе не (в значении «отнюдь не»): Это далеко (отнюдь) не правда.
Правописание сложных имен
Существительных
Общие правила написания сложных слов:
1. В сложных словах в качестве соединительных
гласных употребляются буквы о
и е
. После основ на
твердый согласный (кроме ж, ш и ц)
пишется буква о.
Например:
мировоззрение
вольнолюбивый
После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишется буква е.
Например:
мореплаватель
краеведение
пешеход
птицеводство
синеглазый
большекрылый
В немногих сложных словах согласный звук первой
основы отвердевает, поэтому пишется соединительная
гласная о.
Например:
баснописец
кровообращение
В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа.
Например:
времяпрепровождение
времяпровождение
времяисчисление
2. Количественные числительные при образовании
сложных слов употребляются в форме родительного
падежа.
Например:
пятилетка (пяти лет)
одиннадцатиметровый (одиннадцати метров)
сорокаминутный (сорока минут)
Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы.
Например:
столетие
девяностолетие
С буквой о пишется и слово сороконожка. Числительное тысяча, входя в состав сложных слов, имеет соединительную гласную е.
Например:
тысячелетие
3. Сложные слова, которые образованы при помощи соединительных гласных о, е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно.
Например:
нефтегазодобыча
пятидесятилетие
хлебозавод
двухмиллиметровый
Примечание : Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т.д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я, поэтому пишутся с буквой и .
Сравните: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электровоз, газотурбина.
4. Сложные слова могут быть образованы соедине
нием корня пол-
(половина) и существительного в родительном падеже.
Например:
полсуток
пол-арбуза
После корня пол- ставится дефис (черточка) перед гласными, всеми прописными буквами, а также перед согласной л.
Например:
пол-озера
пол-Киева
пол-лимона
Перед остальными согласными дефис не ставится.
Так же: полвторого,
но: пол-одиннадцатого, пол-литровый.
Но: пол земного шара.
Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно.
Например:
полуботинки
полуавтомат
полувековой
полуоткрытый
Правописание сложных имен существительных:
I.Слитное написание сложных существительных.
Слитно пишутся;
1) сложные существительные со второй частью на -град, -город.
Например:
Ленинград
Белгород
2) сложные существительные с глагольной первой частью на и.
Например:
горицвет
держидерево
держиморда
вертишейка
вертихвостка
скопидом
сорвиголова (но: перекати-поле)
3) сложные существительные с первой частью, состоящей из иноязычных элементов авиа- (часть слова авиация, поэтому пишется а), авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, метео-, микро-, нео-, мото-, теле-, фото- и т.п.
Например:
авиасвязь, автоцистерна, агроминимум (но: агрикультура), аэросани, биомеханика, гидроаэропорт, зоомагазин, киностудия, метеосводка, микробиология, неоколониализм, телеантенна, фотолаборатория, радиотелеателье (слитное написание не зависит от количества таких элементов в слове)
Примечание : Если в сложных существительных при одинаковом последнем слове первые две части соединяются союзом и, то после первого элемента ставится дефис.
Например:
радио- и телеателье
шарико- и роликоподшипники (шарикоподшипники, роликоподшипники)
авто-, мото- и велогонки (автомотовелогонки)
4) сложносокращенные существительные разного
типа.
Например:
втуз
местком
партсобрание
замдекана
завкафедрой
(Внутри сложносокращенных слов точки не ставятся).
II. Написание сложных существительных с дефисом.
С дефисом пишутся:
1) сложные существительные, обозначающие политические партии, их членов (или сторонников): социал-демократия, социал-демократ и т.п.;
2) сложные существительные, обозначающие единицы измерения: человеко-день, грамм-молекула, киловатт-час ит.п. (но: трудодень); сложные существительные, обозначающие промежуточные стороны света: северо-восток, юго-запад, зюйд-вест;
3) существительные, имеющие в первой части иноязычные элементы вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-, например: вице-президент, обер-мастер, лейб-гвардия, унтер-офицер, штаб-квартира, экс-чемпион. Через дефис пишется существительное контр-адмирал (здесь элемент контр- не имеет значения «против»);
4) сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных: премьер-министр, дизель-мотор, плащ-палатка, чудо-богатыри, горе-охотники, член-корреспондент. Так же составные фамилии: Салтыков-Щедрин, Щепкина-Куперник.
Если глагол не употребляется без НЕ, он пишется с НЕ слитно.
Например: ненавидеть, нездоровиться, негодовать.
В остальных случаях НЕ с глаголами пишется всегда раздельно.
Следует различать глаголы с составной приставкой «недо» и глаголы с приставкой «до» плюс отрицательная частица НЕ. Приставка «недо» имеет значение недостаточности чего-либо, неполноты и пишется слитно с глаголом. Глагол с приставкой «до» и отрицательной частицей «НЕ» обозначает действие прерванное, не доведенное до конца, неосуществимое, прерванное.
Например: Ему недостает любви (не хватает любви). Он не достает до ручки двери (неосуществимое действие).
Подчиняется тому же правилу, что и правописание НЕ с глаголами.
Например: негодуя, не смотря.
В местоимениях НЕ пишется под ударением и слитно за исключением случаев, когда НЕ и местоимение разделяет предлог.
НЕ с местоимениями-наречиями всегда пишется слитно: негде, незачем, некуда.
Запомнить: не кто иной, как; не что иное, как; как никто иной; как ничто иное.
НЕ с именами числительными пишется всегда раздельно.
Слитно | Раздельно |
|
|
Примечание. Следует быть внимательным в написании НЕ со словами при наличии слова «совсем». Если оно имеет значение «совершенно, очень», НЕ пишется слитно. Если имеет значение «отнюдь» - раздельно.
Например:
Совсем неувлекательное путешествие (= очень неувлекательное путешествие).
Совсем не случайное слово (отнюдь не случайное слово). Правописание кратких прилагательных, имеющих полную форму, подчиняется правилам правописания полных прилагательных.