Для детей средней группы.
По теме: «Чудеса природы».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность». «Социализация»
Форма НОД — групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы : игровой, наглядный, словесный.
Оборудование и материалы : цветная бумага, клей, кисточки, листочки средства ИКТ.
Используемые технологии : здоровье сберегающая, игровая, икт.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций на тему «Деревья », «Грибы» и «Ягоды»; разучивание пословиц и поговорок о природе; чтение рассказов о природе, рисование «Волшебное дерево», лепка «Грибы»
Планируемый результат :
Ребенок проявляет любознательность, наблюдательность. Различает грибы съедобные, несъедобны, деревья. Демонстрирует эмоциональную отзывчивость, бережное и заботливое отношение к природе.
Задачи непосредственно образовательной дельности :
Образовательные:
— расширять представления детей об охране природы.
— закрепить правила поведения в природе.
— дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Развивающие:
— развивать у детей познавательные интересы, наблюдательность.
— развивать воображение, образное восприятие, творчество.
Воспитательные:
— формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.
— воспитывать любовь к родному краю.
Ход непосредственно образовательной деятельност и.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, кто это? А где он живет? (ответы детей).
Старичку-Лесовичку очень интересно, что вы знаете о лесе. Расскажите, пожалуйста.
Слайд № 2. Как называется это дерево? Какое время года? Полезны ягоды рябины?
Слайд№3. А это что за дерево? Расскажите о нем? Какое оно хвойное или лиственное? На какое дерево похоже (ответы детей).
Дети рассматривают изображения разных деревьев, называют их. Из чего состоит дерево? Какую пользу приносят деревья?
Воспитатель: - Правильно, все деревья угадали! А теперь попробуйте разгадать загадку: «Весной – расцветают, осенью – опадают» (листья).
Дидактическая игра: С какого дерева листик?» Воспитатель: - А что еще растет в лесу? Ну конечно, ягоды и грибы. Послушайте загадки Старичка-Лесовичка и попробуйте их разгадать:
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Боровик)
Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут …(волнушки)
Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат - для малых ежат. (Лисички)
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый …(мухомор).
Дети рассматривают и называют грибы.
Воспитатель: А где растут грибы (на пеньке, на стволе деревьев на земле). Гриб мухомор какой он: съедобный или ядовитый? А кто из животных любит мухомор? (Лось).Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Вот сколько чудес хранит лес. Мы должны оберегать его.
Скажите, пожалуйста, как нужно себя вести в лесу? (ответы детей)
(не рвать цветы; не убивать насекомых; нельзя громко кричать и слушать громкую музыку; беречь деревья; после разведения костра, обязательно его потушить; не разорять гнезда птиц.)
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Воспитатель: - Дети, расскажите, пожалуйста, поговорки и пословицы о нашей природе? (ответы детей).
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Много леса - не губит, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес – наше богатство.
Рощи да леса – всему свету краса.
Растение – земли украшение.
Воспитатель: Молодцы! Давайте сделаем подарок Лесовичку, предлагаю Вам сделать коллективную работу по вашему выбору.
Коллективная работа (аппликация) - «Деревья, грибы, ягоды».
Воспитатель: - Спасибо тебе, Старичок – Лесовичок за чудеса в твоем лесу. А чтобы ты никогда не забывал нас, мы хотим подарить тебе наши работы. До свидания, приходи к нам еще!
Виктория Ячушко
Задачи :
Образовательные :
1. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7
2. Продолжать формировать временные представления (дни недели)
3. Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8;
4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
5. Закрепить название геометрических фигур; взаимосвязь целого и частей
Развивающие :
1. Развивать логическое мышление
2. Дать представления об истинных и ложных суждениях
Воспитательные :
1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
Приоритетная образовательная область : «Познавательно -исследовательская»
Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативная» , «Художественно - эстетическое» , «Физическая» .
Задачи интегрируемых образовательных областей :
Социально-коммуникативная
развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
активизировать словарь детей.
воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Физическая культура
продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе
Художественно - эстетическая
закреплять умения детей слышать и двигаться под музыку различной динамики.
Предварительная работа :
Обучение счета до 10 и обратно , знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.
Материалы.
В. - Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В. - В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 1 раз
В. – А сейчас я приглашаю вас по путешествовать .
В. - Ребята, на чём можно путешествовать ?
Д. - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.
В. - Мы с вами отправляемся в наше путешествие на пароходе . Потому что наше путешествие будет по морю – морское . Для этого мы должны купить билеты.
1. Игровое упражнение с мячом «Билет на пароход»
В. – Я поочереди буду бросать вам мяч, называть число, а вы называете его соседей, до и после числа. Назовите соседей числа 2; соседей числа 4; соседей числа 5; соседей числа 6.
В. - Вы молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места на пароходе (раздаю «билеты» с цифрой 8, изображенную пунктиром , кладут на стол).
Звучит музыка «Паровозик из «Ромашково» , дети проходят на свои места за стол.
В. - Чтобы в пути не скучать мы с вами поиграем. Ребята, вы знаете, в каких сказках встречается число «7» ?
1. В какой сказке было семеро козлят?
2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?
3. Как называется сказка где были гномы и одна девочка?
4. Как называется сказка А. С. Пушкина где было семь богатырей?
Ответы детей : «Волк и семеро козлят» , «Белоснежка и семь гномов» , «Цветик - семицветик» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
В. - Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?
В. - Число 7, обозначается цифрой «7» .
В. – Мы с вами уже в открытом море. Послушайте, как шумит вода. Но посмотрите, нас кто-то здесь встречает. Кто это?
Д. – Осьминожек.
В. – Посчитайте, сколько ног у осьминога? (8) . Ребята, но он просит нас помочь посчитать, сколько у него деток. (на доске появляются шесть осьминожек красного цвета) . Посчитайте, сколько деток? (6) Вот приплыл еще один (синего цвета, сколько стало? Как получили число 7? (6+1) .
А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»
В. - Внимательно посмотрите на осьминожков и запомните.
Дети закрывают глаза, наступила ночь.
Воспитатель меняет синего осьминожка на красного.
Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»
Д. - Синего поменяли на красного. Сколько стало красных осьминожков? (7)
Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет одного синего осьминожка.
В. - Число восемь обозначается вот такой цифрой.
(Выставляется на доске цифра 8)
Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.
В. – Какое число перед числом 8? (7) . После числа 8? (9)
В. - Давайте внимательно посмотрим на цифру. На что она похожа (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша)
Дети рисуют цифру 8 рукой в воздухе, потом на «билетах» по точкам.
Физкультминутка.
Сколько ног у осьминога? (топают)
Много, много, много, много…
Сколько рук у осьминога? (хлопают)
Много, много, много, много….
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.
И детей у осьминога (прыгают)
Много, много, много, много…
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.
Бедный папа осьминог. (выполняют ходьбу на месте)
Сколько деткам моет ног?
В. – А сейчас посмотрите, осьминог показывает нам свой дом и просит расселить своих осьминожек так, чтобы все поместились.
Какой номер у дома? (8)
Как разделить число 8 на два меньших?
Сколько нужно добавить осьминожков, чтобы получилось число 8?
Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты : 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 3 и 5; 2 и 6; 1 и 7;7 и 1;
Вывод : воспитатель говорит можно составить по разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; как много у нас вариантов состава числа 8
В. - Молодцы! Хорошо справились. Но осьминожки хотят поиграть с вами в прятки.
Игровое упражнение «Играем в прятки с осьминожками» .
У детей по 2 больших треугольника – «камушка» и 8 кругов – «осьминожек» одного цвета. Дети «прячут» осьминогов за камушки, рассказывают о возможных вариантах раскладывания числа 8 на два меньших числа.
В. – Ребята, вы хорошо помогли осьминогу и справились со всеми заданиями, за это он дарит вам торт. Какой он формы? Давайте поделимся с осьминожками?
Воспитатель показывает детям круг, просит назвать геометрическую фигуру и разделить её на 2 равных части, затем спрашивает : на сколько частей вы разделили круг, больше : целое или 1/2
Что меньше : половина или целое? Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части (4)
Как можно назвать каждую часть? Что больше : целое или 1/4? Что меньше : 1/4 или целое?
Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части : сколько всего частей получилось? (8)
Как можно назвать каждую часть? Что больше : целое или 1/8? Что меньше : 1/8 или целое?
Всем осьминожкам хватит тортика? Сколько кусочков? Сколько осьминожков?
В. - Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад. (музыка)
В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие . Вам понравилось путешествие ? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать.
Как правильно разработать конспект
непосредственно образовательной деятельности по ФГОС
Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.
Итак, конспект:
1. Заголовок.
В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).
2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями , а также интеграцию детских видов деятельности.
3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).
5. Задачи.
Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели
НОД». Это методически неправильно. Цель
– это финальный и общий
результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса
(т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта
(так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий
. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
И для конкретной
образовательной деятельности подойдут конкретные
задачи, которые должны быть решены к концу
этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД
. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»
! Грамотнее писать - «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные
(воспитывающие). Обращаю Ваше внимание
на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование»
(читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание
. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе
. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные
.
6. Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
Памятка в оформлении написания конспекта
непрерывной образовательной деятельности в ДОУ
В ходе написания конспекта педагогу необходимо
:
- сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
- раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
- продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности обучающихся,
- проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.
Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.
Этапы работы:
Вводная часть:
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).
Основная часть:
Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).
Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.
Повторение и развивающие задания . Приводятся в конспекте по желанию воспитателя.
Подведение итогов занятия; описание положительных действий воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали, где новое пригодится).
Титульный лист:
Название дошкольного образовательного учреждения (полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной деятельности, составил (а): ФИО, город.
Образовательная область:
Интеграция образовательных областей
: познавательное развитие и речевое развитие;
Тип
: интегрированное
Возраст детей:
Формы непрерывной образовательной деятельности
: совместная деятельность.
Формы организации:
группа, подгруппа.
Цель:
конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Задачи:
образовательные, развивающие, воспитательные
Словарь новых слов
: (если есть)
Предварительная работа
: (если проводилась)
Оборудование и материалы
: (атрибуты, материал)
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Структура написания конспекта НОД в соответствии с требованиям ФГОС ДО (3 вариант)
Титульный лист:
название ДОО
возрастная группа
Ф.И.О. педагога полностью
Должность
Возрастная группа детей
Номер группы
Название и номер детского сада
(населенный пункт и год написания)
2 лист
Тип НОД: ( занятия по сообщению новые знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные (смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные).
Вид НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).
Тема НОД:
Возрастная группа детей:
Программное содержание:
Словарная работа:
Конкретно перечисляются слова, планируемые вести в активный и пассивный словарь.
Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия.
На занятиях по развитию речи обязательно вписываются задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь».
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Предшествующая работа воспитателя:
Индивидуальная работа: какую предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части занятия планируется провести.
Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали).
Структура и методические приемы НОД:
А) чтение стихотворения
Б) наблюдение
В) словесная дидактическая игра и т.д.
2. Основная часть – 15 мин.
Например:
А) беседа о погодных явлениях
Б) рассматривание календаря погоды
В) составление рассказа о погоде
Г) называние детьми поговорок о погоде
Д) дидактическая игра и т.д.
3. Заключительная часть – 2 мин.
Например:
А) чтение рассказа
Б) обобщение воспитателя
В) анализ занятия
Организация детей на НОД:
Ход занятия: Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель буде говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.
Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
Памятка в оформлении написания конспекта непрерывной образовательной деятельности в ДОУ (2 вариант)
В ходе написания конспекта педагогу необходимо
:
*сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
*раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
*продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности обучающихся,
*проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.
Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.
Этапы работы:
Вводная часть:
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).
Основная часть:
Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).
Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.
Повторение и развивающие задания . Приводятся в конспекте по желанию воспитателя.
Подведение итогов занятия; описание положительных действий воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали, где новое пригодится).
Титульный лист:
Название дошкольного образовательного учреждения (полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной деятельности, составил (а): ФИО, город.
Образовательная область:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Интеграция образовательных областей
: познавательное развитие и речевое развитие;
Тип
: интегрированное
Возраст детей:
Формы непрерывной образовательной деятельности
: совместная деятельность.
Формы организации:
группа, подгруппа.
Цель:
конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Задачи:
образовательные, развивающие, воспитательные
Словарь новых слов
: (если есть)
Предварительная работа
: (если проводилась)
Оборудование и материалы
: (атрибуты, материал)
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Структура написания конспекта НОД в соответствии с требованиям ФГОС ДО (3 вариант)
Титульный лист:
название ДОО
возрастная группа
Ф,И.О. педагога полностью
Должность
Возрастная группа детей
Номер группы
Название и номер детского сада
(населенный пункт и год написания)
Лист
Тип НОД: ( занятия по сообщению новые знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные (смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные).
Вид НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).
Тема НОД:
Возрастная группа детей:
Программное содержание:
1. Обучающие задачи: ЧЕМУ БУДЕМ УЧИТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ????
2. Развивающие задачи: ЧТО БУДЕМ ЗАКРЕПЛЯТЬ, УТОЧНЯТЬ, НЕ ЗАБЫВАЯ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ
3. Воспитывающие задачи: КАКИЕ УМСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ
Словарная работа:
Конкретно перечисляются слова, планируемые вести в активный и пассивный словарь.
Необхолдимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия.
На занятиях по развитию речи обязательно вписываются задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь».
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Предшествующая работа воспитателя:
Индивидуальная работа: какую предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части занятия планируется провести.
Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали).
Структура и методические приемы НОД:
1. Вводная часть – 3 мин. Например:
А) чтение стихотворения
Б) наблюдение
В) словесная дидактическая игра и т.д.
2. Основная часть – 15 мин. Например:
А) беседа о погодных явлениях
Б) рассматривание календаря погоды
В) составление рассказа о погоде
Г) называние детьми поговорок о погоде
Д) дидактическая игра и т.д.
3. Заключительная часть – 2 мин.например:
А) чтение рассказа
Б) обобщение воспитателя
В) анализ занятия
Организация детей на НОД:
Ход занятия: Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель буде говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.
Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.
Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность»
(НОД), в других - «организованная образовательная деятельность»
(ООД), в третьих - «образовательная ситуация»
(ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.
Но в защиту слова «занятие» хочу сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!
Итак, конспект:
1. Заголовок.
В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).
2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями , а также интеграцию детских видов деятельности.
3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).
5. Задачи.
Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели
НОД». Это методически неправильно. Цель
– это финальный иобщий
результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса
(т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта
(так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий
. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
И для конкретной
образовательной деятельности подойдут конкретные
задачи, которые должны быть решены к концу
этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД
. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»
! Грамотнее писать - «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные
(воспитывающие). Обращаю Ваше внимание
на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие«образование»
(читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание
. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе
. В этом случае у Вас будет 2 группы задач:развивающие и образовательные
.
6. Ход непосредственно образовательной деятельности. Основные моменты самой образовательной деятельности я отразила в статье «Как разработать развивающее занятие» , так как любая образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей.
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в