Как ставить шипящие звуки детям. Учим ребенка выговаривать сложные буквы р, л, ж, ш, с

Как ставить шипящие звуки детям. Учим ребенка выговаривать сложные буквы р, л, ж, ш, с

Четкая и понятная речь — один из показателей успешного развития ребенка. Дети, умеющие правильно говорить, всегда выделяются на фоне сверстников. Но дошкольникам не всегда удается верно выговаривать некоторые буквы. Особенно сложны в произнесении буквы Р, Л, Ж, Ш, С.

К какому возрасту дети должны уметь произносить их правильно? Как понять, стоит ли обращаться к логопеду? Можно ли самостоятельно научить ребенка выговаривать сложные буквы? На эти вопросы можно найти ответ в этой статье.

Также здесь приведены артикуляционные упражнения, игры и скороговорки, которые обязательно пригодятся для домашних тренировок. Они помогут закрепить у ребенка навык верного произнесения таких сложных букв, как Р, Л, Ж, Ш, С.

Небольшое отступление. Звук или буква?

Звук и буква неотделимы друг от друга. Но зачастую даже взрослые путают эти понятия, не понимая разницу между ними.

На самом деле все очень просто. То, что мы говорим и слышим — это звуки русского языка. А то, что мы видим в книге, тетради, мониторе компьютера и читаем — это буквы.

Дети сперва учатся воспроизводить звуки (говорить) и лишь затем начинают писать буквы (обозначать сказанное графически).

Но в связи с тем, что почти всегда нам задают вопрос: «Как научить ребенка говорить букву Р или букву Ш?», мы считаем, что разница между буквой и звуком в данном случае не принципиальна Для легкости понимания и чтения статьи мы выбрали единый и привычный для большинства читателей термин «буква».

Что является причиной неправильного произношения

Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.

К ним относятся:

  1. Дефекты органов артикуляционного аппарата
  • неправильное строение зубного ряда,
  • неверный прикус,
  • слишком высокое или слишком низкое нёбо,
  • короткая подъязычная связка,
  • малоподвижная верхняя губа,
  • слишком большой или слишком маленький узкий язык.
  1. Физиологические
  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
  • общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
  • снижение слуха,
  • неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)
  1. Педагогические

Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению. Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать.

В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.

Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.

Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

  • Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
  • Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
  • Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
  • Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
  • Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
  • Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
  • Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
  • Обязательно хвалите малыша. Ему важно ощущать свои достижения.

Буква Р

Неправильное выговаривание буквы Р встречается довольно часто. Если не работать над произношением, этот дефект может остаться на всю жизнь.

Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:

  • дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
  • может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
  • иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).

Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?

  1. Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
  • «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
  • «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
  • «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
  1. Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
  • «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
  • «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
  • «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
  1. Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.

Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.

Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.

Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.

Игры с буквой Р

Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков.

  1. «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
  2. Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
  3. Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
  4. Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
  5. Короткие песенки или стихотворения. Например:

Барашек, барашек,
Покажи рога.
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога!

Скороговорки с буквой Р

  • Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
  • Грянул гром — гроза в разгаре.
  • Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
  • Тридцать три трубача трубят тревогу.

Буква Ш

Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.

При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.

Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.

Внимание! Ни один из нижеперечисленных вариантов произнесения не является верным. Все они требуют корректировки.

  • межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
  • произнесение «в нос»,
  • способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
  • при нарушении прикуса звук похож на Ф,
  • звук, напоминающий С.

Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.

Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.

Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия. Важно размять не только язык, но и губы.

  1. Упражнения для языка:
  • «Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
  • «Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола. Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
  • «Гармошка». Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
  1. Упражнения для губ:
  • «Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
  • «Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы. Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.

Игры с буквой Ш

  1. Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:

Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

  1. Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.

Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.

  1. Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
  2. Песни, потешки, стихотворения.

Буква Ш — Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.

Змея шипит,шипит,шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву —
Ш-Ш-Ше.

Шу-шу-шу — шуршала мышь,
Шу-шу-шу — шумел камыш,
Дятел шустрый, шалунишка,
Шелушил шестую шишку.
Что за шорох? Слышат уши,
Кто-то дышит глуше, глуше,
Кто-то машет выше, выше,
Кто-то шепчет: «Тише, тише».

Скороговорки с буквой Ш

Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.

  • Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
  • Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
  • Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
  • Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
  • Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
  • Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
  • Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.

Буква Ж


Научиться произносить букву Ж будет легко, если ребенок уже умеет говорить букву Ш. Дело в том, что движения языка и губ при их произнесении практически одинаковые. Только при выговаривании буквы Ж еще активно включаются голосовые связки.

Эту разницу легко заметить даже ребенку. Пусть он положит свою ладонь на горло взрослого, который произносит по очереди буквы Ш и Ж. Ребенок ощутит, как вибрируют голосовые связки, когда говорят букву Ж. При произнесении буквы Ш они останутся неподвижными.

Обратите внимание, как правильно выговаривать букву Ж. Губы должны быть округлены, а зубы находиться близко друг от друга. Широкий кончик языка приближен к альвеолам (углублениям в кости верхней челюсти), края языка прижаты к боковым зубам, а задняя часть языка поднята и стремится назад. Посередине языка проходит теплая струя воздуха. Голосовые складки напряжены и дают голос.

Для занятий подходят артикуляционные и дыхательные упражнения для буквы Ш. Они точно так же развивают и подготавливают губы, язык и дыхание к произнесению буквы Ж.

Игры с буквой Ж

  1. Жужжать как жук, пчела или муха.
  2. «Пчелы собирают мед». Участники воображают себя пчелками и жужжат, кружась и перемещаясь по комнате. По сигналу нужно как можно быстрее «улететь» в «домик».
  3. «Мухи в паутине». Игра подойдет для компании детей. Часть из них изображает паутину, образуя круг. Другая часть детей — «мухи», они вбегают и выбегают из круга, жужжа при этом. По сигналу дети-»паутинки» берутся за руки, а те «мухи», что не успели выбраться из круга, тоже становятся в паутину. Игра длится до тех пор, пока все «мухи» не пойманы.
  4. «Кому это нужно?» Взрослый показывает ребенку сюжетные картинки, на которых не хватает предметов. Затем нужно достать предметную картинку и спросить, что на ней изображено (предметы, в названии которых встречается буква Ж). Например, картинка, на которой нарисованы ножницы. Ребенок произносит название вслух и решает, какой сюжетной картинке не хватает ножниц. Например, они нужны бабушке, чтобы шить.

Скороговорки с буквой Ж

  • Женя и Вика жуют ежевику.
  • В живом уголке жили ежи да ужи.
  • Жарко жабе в теплой луже. Жаба ждет дождя и тужит.
  • Что на ужин у ежей? Кожура от желудей.
  • У ужа — ужата, у ежа — ежата.
  • У крошки Матрешки пропали сережки. Сережки Сережка нашел на дорожке.
  • Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
  • На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

Буква Л

Это одна из самых сложных в произнесении букв. Дети учатся выговаривать ее одной из последних. Тем не менее, важно начать как можно раньше работать над верным произношением.

Как же правильно говорить букву Л?

Губы растягиваются в улыбке, а зубы сжаты. Язык может упираться в зубы, щель между верхними и нижними зубами или в альвеолы. Боковые стороны языка не препятствуют свободному прохождению воздушной струи.

Существует несколько вариантов неправильного выговаривания буквы Л .

  • полное отсутствие этого звука (ложка-ожка)
  • замена более простым звуком, например, У
  • искаженное произношение (похожее на С, Й или Р)
  • неумение различать твердую и мягкую Л.

Стоит попробовать следующие артикуляционные и дыхательные упражнения :

  • « Улыбка». Держать растянутые губы в улыбке, считая до 10.. Рот должен быть закрыт.
  • « Паровоз». Губы растягиваются в улыбке, зубы сжаты, язык давит на зубы, как на гудок паровоза и добавляет голос. Получается звук Л.
  • « Собачка». Ребенок растягивает губы в улыбке, показывает зубы и прикусывает кончик языка. Затем надо начать дышать, как собачка, которой жарко. Важно следить, чтобы воздух проходил через рот, а не через нос. Затем нужно подключить голосовые связки и произносить ЫЫЫ или ААА. Щеки надувать не надо.
  • « Лошадка». Широко улыбаясь и показывая зубы, надо цокать языком (как будто скачет лошадка). Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Передвигать язык во рту поочередно вправо и влево.
  • « Дует ветерок». Губы растягиваются в улыбке, приоткрывается рот и прикусывается язык. Ребенок начинает дуть на ватку на ладони взрослого.
  • « Карандаш». Надо сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть воздушную струю через рот так, чтобы прокатить по столу карандаш.

Игры с буквой Л

  1. «Доскажи фразу». Это могут быть рифмованные предложения, которые нужно придумать самим (например, ло-ло-ло — на улице тепло). Ребенок также может продолжить строчки известных ему стихотворений (например, А.Барто «Лягушата»).
  2. «Коробка с картинками». Пусть малыш называет предметы, изображенные на картинках (в названии которых есть буква Л). Затем нужно составить из этих нескольких слов предложение. Например: миска с малиной и лампа стоят на столе.
  3. «Что исчезло?» На столе лежат предметы, в названии которых есть буква Л (ложка, кораблик, лягушонок и т.д.). На несколько секунд ребенок отворачивается от стола, а взрослый прячет предмет. Нужно назвать «пропавшую» вещь.
  4. Стишки и песенки.

Убежало, убежало,
Убежало молоко.
Я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!

Посадил дед лук,
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.
Удивительная штука:
Слёзы капают - у внука!

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

Скороговорки с буквой Л

  • Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
  • На речной мели мы на налима набрели.
  • Около колодца кольцо не найдется.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал, лакал, да не мелел Байкал.
  • Милу мама мылом мыла.
  • У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил семь лип.
  • Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.
  • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

Буква С


Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие :

  • звук вообще отсутствует (сок — ок),
  • он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
  • ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).

Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.

Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.

Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.

Упражнения надо чередовать между собой и выполнять под размеренный счет.

  • «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
  • «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
  • «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
  • «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  • «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.

Игры с буквой С

  1. Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
  2. Песенки, стишки, потешки.

Симпатичный дядя — Слон,
Слушать сказки любит он.
Сказки озорные,
Самые смешные.

Солнце светит ясно —
Всё у нас прекрасно!
Солнце спряталось за лес,
Месяц светит.. буквой С.

Сорочата у сороки
Срочно делают уроки:
Сто и сорок сорочат
Строчки весело строчат.

  1. Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
  2. Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
  3. Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.

Вот гора, а у горы -
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)

У нас под самой крышей белый гвоздь растет,
Но как солнышко взойдет,
Гвоздь растает, упадет.
(Сосулька)

Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло - оно все сошло.
(Снег)

  1. Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
  2. Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)

Скороговорки с буквой С

  • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
  • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
  • У киски в миске сливки скисли.
  • Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
  • В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
  • Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.

Когда необходимо обратиться за помощью к логопеду

С походом на прием к логопеду не стоит затягивать. Чем раньше начнется работа над речью малыша, тем быстрее он научится красиво и четко говорить. Необходимо проконсультироваться со специалистом в следующих случаях:

  • В 3-4 года ребенок не может вытягивать губы трубочкой, надувать щеки, высовывать язык, дотрагиваться им до нёба, а также воспроизводить простейший ритм.
  • После 3,5 лет малыш пропускает слоги в словах, путает их местами.
  • В 4,5 — 5 лет дошкольник не говорит связными фразами, путает в предложении род, число и падеж.
  • Ребенок говорит в нос.
  • Он захлебывается словами, не успевая за мыслями.
  • Малыш глотает слоги.
  • Ему не хватает дыхания на произнесение фразы.
  • Ребенок говорит монотонно.
  • Дошкольник не стремится к общению и обсуждению увиденного, услышанного и т.д.
  • Домашние занятия над неверным произношением букв не приносят ожидаемого эффекта.
  • У ребенка врожденные аномалии — заячья губа, короткая связка на языке, пониженный слух и т.д.

Правильная речь ребенка формируется не сразу. Существуют возрастные нормы, определяющие, к какому возрасту малыш должен уметь выговаривать ту или иную букву.

Если ребенок не может правильно произносить определенную букву, родители могут заниматься с ним дома.

Для верного произношения необходимы натренированные мышцы губ и языка, а также правильное дыхание. Научить ребенка верно выговаривать буквы помогут артикуляционные и дыхательные упражнения, а также игры и скороговорки для закрепления полученного навыка.

Обязательно надо подбадривать и хвалить ребенка за успехи. Видя поддержку взрослых и эффект от проделанной им работы, ребенку будут нравится занятия. А это — залог хорошего результата. Так малыш научится правильно произносить даже такие сложные буквы, как Р, Ш, Ж, Л, С.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ЧЕГО?

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети смогут овладеть правильным произношением гораздо быстрее и эффективнее: дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, ведь их мышцы будут уже подготовлены к воспроизведению звуков.

КАК?

Занимаемся с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку свистящих звуков

«Загнать мяч в ворота»

"Змейка"

"Лопаточка"

«Почистим зубки»

Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка»

Рот приоткрыть, улыбнуться. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы (если подуть, получится звук С).

"Катушка"

Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.

ДЛЯ КАЖДОГО ЗВУКА СУЩЕСТВУЕТ СВОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку шипящих звуков

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками)

Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.

"Змейка"

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта.

"Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

"Трубочка"

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе

"Вкусное варенье"

Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

"Чашечка"

«Маляр»

"Лошадка"

"Грибок"

ДЛЯ КАЖДОГО ЗВУКА СУЩЕСТВУЕТ СВОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку сонорных звуков Л-ЛЬ-Р-РЬ

"Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

"Чашечка"

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

«Маляр»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).

"Лошадка"

Цокать языком. Тянуть подъязычную связку.

"Грибок"

Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть

«Пароход»

Улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и подуть /длительно произносить звук Ы/ (гудит пароход), получается звук Л.

«Барабанщик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, в разном темпе произносить звук Т. Следить, чтобы двигался только кончик языка, челюсть при выполнении упражнения не двигается.

«Имитация стрельбы»

Длительное произношение сочетания звуков ТР (при длительном произношении слышится звук Р)

«Балалайка»

Улыбнуться. Поднять широкий кончик языка к верхним зубам, завести указательный палец правой руки под язык. При длительном произношении звука З или Ж быстро водим пальчиком под языком (получается звук близкий по звучанию к Р)

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. Тянемся языком к верхним и нижним зубкам поочередно, имитируя взлет качелей.


Любовь Николаенко
Как научить ребёнка произносить шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка . Звуки , которые произносит ребёнок , образуются благодаря сложному комплексу движений артикуляционных органов. Чем старше становится малыш, тем более четки и дифференцированы его артикуляционно-мимические движения, в результате речь ребенка становится все более понятной. В норме становление правильного произношения мягких шипящих (ч, щ) происходит к четырём годам , а твёрдых шипящих (ш, ж) к пяти годам. Именно к старшей группе детского сада (5 – 6 лет) произношение шипящих звуков считается завершённым. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения артикуляционного аппарата и т. п., не имеют навыка правильного произношения шипящих звуков .

Правильная артикуляция шипящих звуков

Ш - губы чуть округлены, кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним зубам, язык принимает форму чашечки, голосок спит, по середине языка идёт тёплая воздушная струя. Ш – согласный, твёрдый, глухой, шипящий

Ч – губы чуть округлены. Кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорками, эта смычка незаметно переходит в щель; между ними по середине языка проходит сильная, толчкообразная струя воздуха. Звук Ч надо произносить коротко . Звук Ч – согласный , мягкий, глухой, шипящий .

Щ - губы чуть округлены. Кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идёт тёплая, плавная струя воздуха. Щ – согласный, мягкий, глухой, шипящий .

Недостатки в произношении шипящих звуков : межзубное, носовое боковое произношение . Кроме этого : «нижнее» произношение звуков Ш , Ж

(напоминает звук Щ , отсутствие шипящих звуков и замены на другие звуки .

Для того чтобы детская речь была четкой и понятной необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существует множество специальных упражнений для развития подвижности языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. А чтобы ребёнку было интересно выполнять артикуляционные упражнения для языка и губ, предлагаем вам использовать сказки. Самое время вспомнить о гномике Язычке и послушать его забавные истории. Истории из жизни этого гномика рассказываются только сидя перед зеркалом. О чем же сегодняшняя? Все очень прозаично… Гномик Язычок завтракает.

Сказка «Завтрак Язычка»

«Гномик Язычок в задумчивости стоит на кухне и никак не может решить, что же приготовить на завтрак. Наконец, он берет сковороду. (Упражнение «Сковорода» : рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе, боковые края приподняты, по кромке языка образуется как бы валик. Удерживать в таком положении не менее 10 секунд.) «Нет, не буду ничего жарить!» Гномик убирает сковороду в шкаф. (Язык убрать, рот закрыть.) «А впрочем, можно попробовать!» Сковорода снова достается и ставится на плиту (Упражнение «Сковорода» ). Тут взгляд Гномика падает на розовую чашечку. «Лучше чай!» - думает Язычок и достаёт чашечку. (Упражнение «Чашечка» : рот открыт, широкий язычок с высоко приподнятыми краями находится возле верхних зубов. Важно, чтобы нижняя губа при этом не «подсаживала» язык, и он удерживался в этом положении самостоятельно не менее 10 сек.). В это время – звонок в дверь. Пришли друзья. Для каждого надо достать из буфета чашечку. (Упражнение «Чашечка» выполняется столько раз, сколько друзей пришло к гномику.)»

Просто замечательно, если оба эти упражнения малыш выполнил с первого раза правильно. А если проблемы? К примеру, не удаётся сделать язык широким. Придется упростить упражнение и наказать непослушный язычок, шлёпая его зубами «та-та-та-…» и губами : «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Месим тесто» ). Наконец, язык распластался и послушно лёг на нижнюю губу. Теперь самое время испечь блинчики. (Упражнение «Блинчик» : удерживать широкий язычок на нижней губе в спокойном состоянии не менее 10 секунд, важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.) Блинчики печем в достаточном количестве : их должно хватить на всех! Следите, чтобы они были правильной округлой формы с ровными краями. Ах, как же вкусно! От удовольствия оближем верхнюю губу. Но не из стороны в сторону, а широким язычком сверху вниз. И еще раз. И ещё(Упражнение «Вкусное варенье» : улыбнуться, открыть рот; языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно смазать ее вареньем; нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой) .Будем надеяться, что с одной проблемой мы справились : язычок научился быть широким . Переходим к следующему этапу : научим язычок удерживаться за верхними зубами. Но это уже следующая история :

Сказка «Смелый наездник собрался по грибы»

«Гномик Язычок обожает скакать на лошадке. Он берёт в руки поводья и умело управляет своим скакуном. (Упражнение «Лошадка» : звонко «поцокать» язычком, при этом нижняя челюсть должна быть неподвижна.) Сначала лошадка скачет медленно, затем – все быстрее и быстрее. Куда же направляется наш смелый наездник? В лес. Сколько же здесь грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок. (Упражнение «Грибок» : широкий язык присасывается своей поверхностью к небу. Верхняя часть языка – шляпка гриба, подъязычная уздечка – ножка. Растянуть ее как можно больше, широко открыв при этом рот. Следите, чтобы ребёнок не просто поднял язычок вверх, а именно присосал его к нёбу! Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.) Гномик срезал грибок (опустить язык на дно ротовой полости) и тут же увидел розовую волнушку (снова сделать «Грибок» , удерживая язык в этом положении уже не менее 8 секунд).

На полянке возле молоденькой осинки росли два ярко-красных мухомора. Их шляпки были такими большими! Мухоморы раскачивались на своих тоненьких ножках, и, казалось, вот-вот должны упасть. (Ребенок и взрослый делают «Грибок» и удерживают язык как можно дольше. Идет как бы соревнование : чей грибок дольше простоит.) Мухоморы гномик брать не стал : они ведь ядовиты! Зато он насобирал полную корзину других грибов : белых, подберезовиков, подосиновиков, рыжиков (еще несколько раз выполнить упражнение «Грибок» )».

Надо сказать, что упражнение «Грибок» достаточно сложное, и не каждый малыш сможет выполнить его с первого раза. Наверняка, форма «шляпки» будет не круглой, язык присосётся к нёбу не всей поверхностью, а лишь кончиком. Придётся вернуться к упражнению «Лошадка» и попросить ребёнка не «отщелкивать» язык во время «цокота» , а как можно дольше задержать (застрять) на нёбе. Должно получиться! С каждым разом время «застревания» продлевается.

Больше всего малышам нравится упражнение «Фокус» . Это очень эффективное упражнение. Оно применяется логопедами при постановке шипящих с давних пор . Широкий (в форме «чашечки» ) язычок высунуть изо рта, передний его край приподнять к носу, но ни в коем случае не прижимать к верхней губе! Между языком и верхней губой остается щель. Губы растянуты в улыбке, боковые края языка соприкасаются с уголками рта. Пока ребёнок будет выстраивать эту сложную конструкцию, вы кладёте ему на кончик носа кусочек ватки. А теперь малыш должен подуть на ватку, не теряя формы языка. Ватка летит вверх. Если этого не происходит , значит, струя воздуха пошла не в том направлении, например, в углы рта, или в щёки. А может быть, кроха не удержал язык, и тот «отполз» в рот. … Нужно вновь придать языку правильную форму. Возможно, на это уйдёт не одно занятие. Терпение, и ещё раз терпение. Воздушная струя очень важна при постановке шипящих . Но не менее важен путь её следования. В норме на звуках Ш , Ж, воздух идёт строго посередине языка. Следует также обратить внимание и на нижнюю губу. Она порой мешает : подворачивается за нижние зубы, излишне напрягается, «подсаживает» язык. От подобных «медвежьих» услуг придётся отказаться.

Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих . Они должны вытягиваться вперёд «хоботком» . Но подобную форму губам удаётся придать не сразу. Придётся вновь прибегнуть к артикуляционным упражнениям : «Бублик» : сомкнуть зубы, округлить вытянутые вперед губы, углы губ при этом не соприкасаются, губы не закрывают зубы, удерживать губы в такой позиции под счет до 5-10; «Хобот» : вытянуть губы вперед трубочкой, зубы разомкнуты.

Если вы хотите исправить дефекты речи, возникшие у вашего малыша, то артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно. Эти упражнения ребенок должен выполнять перед зеркалом, и под присмотром взрослых. Все упражнения вы должны предварительно проработать самостоятельно и будьте готовы терпеливо демонстрировать их малышу бесчисленное количество раз.

Постановка звуков [Ш] , [Ж]

После того, как перечисленные выше упражнения будут выполняться ребёнком легко и непринужденно, стоит заняться и постановкой самих шипящих . Без игры здесь вряд ли обойтись. Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя … руку. Она-то и будет змеёй : кисть – голова, всё остальное – гибкое тело. Вот «змея» ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть, вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть, шипит : «Ш-ш-ш…» . При этом стоит обратить внимание ребёнка на то , что язык – «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если с этим проблема, большим и указательным пальцами слегка надавите на щёки в районе углов рта, придавая губам форму «трубочки» . Пусть кроха ещё раз изобразит змею и пошипит. Неужели вновь неудача? Не отчаивайтесь. На помощь вновь придёт черенок чайной ложечки. Если ребёнок чисто произносит звук [С] , пусть воспроизведёт его , а вы в это время подводите черенок ложечки под язык, приподнимаете его вверх к нёбу и чуть-чуть отодвигаете назад. Будьте осторожны, не надавливайте сильно на язык. Получилось? Порадуйтесь вместе с ребёнком чистому звучанию [Ш-Ш-Ш-Ш]. Вместе с ребёнком вспомните , где ещё можно услышать этот звук ?

Шипение воздуха, выходящего из шины;

Лес шумит на ветру;

Мышь скребётся под полом ;

Шипение рассерженной кошки;

Шуршание осенней листвы под ногами и т. д.

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью звука [Ш] .

Исправление дефектов произношения звука [Ж] при усвоенной артикуляции [Ш] не вызывает затруднений. Ребенку предлагается произнести протяжно звук [Ш] и «включить» голос. Предварительно это проделывает сам взрослый, поднеся одну руку ребенка к своему рту и приложив другую к своему горлу (для ощущения вибрации) . Самое время изобразить доброго жука и пожужжать : «Ж-Ж-Ж-…» . Кроме жука этот звук издают :

Работающие электромоторы

Если усвоен звук [Ш] , недостатков в произнесении [Щ] и [Ч] обычно не наблюдается, за исключением более сложных случаев, при которых необходимо обратиться к логопеду.

Важно знать : следует соблюдать дозировку дыхательных упражнений, а также упражнений, связанных с постановкой и автоматизацией звука [Ш] , так как они являются достаточно утомительными для ребенка и могут вызвать головокружение вследствие гипервентиляции.

Автоматизация шипящих звуков в речи ребёнка

Автоматизация звуков – закрепление правильного произношения путем постепенного введения поставленного звука в слоги , слова, предложения, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, тексты и самостоятельную речь ребенка. На занятиях по автоматизации необходимо утрированное, более длительное и четкое произнесение автоматизируемого звука . Предложите ребёнку поиграть (со звуками , со словами, не говорите ему «Давай будем заниматься» . Для занятий с детьми желательно использовать иллюстрированную литературу по автоматизации шипящих звуков .

Когда же ребёнок будет в самостоятельной речи правильно произносить звуки Ш ,Ж,Ч,Щ? Даже самый высококвалифицированный логопед не даст вам точный ответ на этот вопрос. Одному ребенку будет достаточно занятий от 2-3 месяцев до полугода, другому ребенку и года не хватит, чтобы научиться чисто говорить . Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его строения артикуляционного аппарата, в итоге – от желания самого ребенка этим заниматься. Ну а если возникают проблемы – логопеды всегда готовы прийти вам на помощь.

Шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч) не всегда получаются даже у шестилетнего ребёнка. Вместо слова «шишка» можно услышать «сыска», «фыфка», «тытка», «хыхка». Это разные варианты неправильного произнесения звука Ш.

Для того, чтобы правильно произнести звук Ш, язык должен занять определенное положение в ротовой полости. Он непременно широкий, передний край языка поднят вверх и образует щель с твердым нёбом возле верхних передних резцов, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Важно, чтобы язык был абсолютно симметричен, в противном случае может получиться боковое произношение шипящих.

Звуки речи усваиваются ребенком в определенной последовательности. Причем первыми ребенок начинает произносить не те звуки, которые он чаще слышит, а те, которые ему легче произнести. Подъем кончика языка вверх становится возможным для ребенка в возрасте около трех лет. Поэтому шипящие звуки появляются в речи в 3-4 года.

Прежде чем пытаться самостоятельно научить шипеть своего ребенка, мы рекомендуем пройти логопедическое обследование у специалиста. Возможно, укороченная подъязычная уздечка не позволяет языку подниматься вверх. Тонус мышц языка может быть причиной бокового произношения. С такими особенностями органов артикуляции может справиться только специалист.

Если органы артикуляции вашего малыша в порядке, предлагаем вам следующий план действий. Последовательность работы строго определена. Не стоит спешить переходить от одного пункта к следующему.

1. Артикуляционная гимнастика. (см. Приложение 1)

Прежде всего необходимо подготовить органы артикуляции к правильному произношению. В этом вам поможет специально подобранный комплекс артикуляционной гимнастики. В ходе выполнения артикуляционных упражнений малыш должен научиться делать язык широким, поднимать его вверх, выдувать воздух посередине языка, удерживая при этом вытянутыми губы. Все упражнения следует выполнять без принуждения, в игровой форме, весело и интересно. Дети учатся только по подражанию. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, сами перед зеркалом разучите все необходимые упражнения. Упражнения разучиваются постепенно, добавляя новые. Артикуляционную гимнастику следует выполнять ежедневно, используя любые режимные моменты (умываемся, чистим зубы, одеваемся, гуляем, играем). Важно добиться четкого и правильного выполнения. Маленький ребенок достаточно быстро переключается с одного вида деятельности на другой, поэтому лучше выполнять упражнения по 2-3, но чаще в течение дня. Главное, поддерживать интерес и не переутомлять малыша. Гимнастику можно выполнять под музыку, либо сопровождая упражнения стихотворными текстами. После того, как упражнения будут с легкостью выполнятся, можно приступать ко второму шагу.

2. Вызыванию звука Ш.

Обращаем ваше внимание на соблюдение «тайны» звука. Не говорите какой звук вы собираетесь вызывать. Мы не будем учиться говорить звук Ш, мы будем учиться шипеть как змея.

Предлагаем вам несколько способов вызывания звука Ш.
1. Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя руку. Она будет змеёй: кисть – голова, всё остальное – гибкое тело. Вот «змея» ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть), вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть, шипит: «Ш-ш-ш-…. При этом стоит обратить внимание ребёнка на то, что язык – «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если малыш затрудняется вытянуть губы, помогите ему - нажмите большим и средним пальцами на его щеки в районе коренных зубов, язык изнутри плотнее прижмется к коренным зубам, а губы выступят вперед «рупором». Обучаем змею разговаривать - используем карточки с символами или буквами гласных звуков (ШШШ - ША, ШШШ - ШЭ, ШШШ - ШО, ШШШ -ШУ).
2. Просим ребенка сделать из языка «чашечку». Прислоняем «край чашечки» - широкий кончик языка, к остриям верхних зубов. В чашечке очень горячий чай, надо подуть на край чашечки, чтобы остудить чай. Выдох надо ощущать на подставленной ко рту ладони. Будет слышен неясный свистящий звук. Теперь чашечку нужно аккуратно занести в рот, так, чтобы не расплескать чай. «Край чашечки» скользит от остриев верхних зубов по внутренней стороне резцов, потом по нёбу до альвеол. Все это время не перестаем дуть «на край чашечки». Свистящий звук перейдет в шипящий. Когда услышите звук Ш, скажите ребенку, что так «шипит змея». В дальнейшем пусть ребенок сразу приставляет «край чашечки» к альвеолам и «шипит». «Шипение ложится» на ладонь, оно «горячее». Округляем и вытягиваем губы - выйдет полноценный Ш. Учим змею разговаривать слогами.
3. Если у ребенка есть правильный звук С, просим его «посвистеть как комар». Губы находятся в улыбке, видны верхние и нижние резцы. Не прерывая свиста, язык ребенка перемещается от внутренней поверхности нижних резцов к внутренней поверхности верхних резцов, и дальше к альвеолам. Комар должен ползти, непрерывно ощупывая дорогу хоботком, чтобы не сбиться с пути, ведь во рту темно. Комар должен превратиться в другое существо, предлагаем вместе выяснить, в кого он превратится. Сначала послышится нечеткий шипящий звук. Когда язык достигнет альвеол, получится почти полноценный звук Ш. Комар превратился в змею и шипит. Остается только округлить и вытянуть вперед губы (самостоятельно или с помощью пальцев). Обучаем змею разговаривать.
4. Ребенок приставляет широкий кончик языка к внешней поверхности альвеол и длительно тянет звук Т. За ним идет шипящий звук. Пусть ребенок этим звуком целится себе в ладонь. Пока ребенок тянет звук Т и следующий за ним шипящий, рот приоткрытю. Просим поставить верхние резцы на нижние. Возникнет почти полноценный Ш. Шипение должно ложиться на ладонь широкой горячей струей. Затем нужно сразу шипеть как змея без опорного звука Т. Губы находятся в широкой улыбке, открывающей верхние и нижние резцы. Пока ребенок «шипит», большим и средним пальцами нажмите на его щеки, тем самым выдвигая губы вперед «рупором». Звук Ш станет совсем точным. В дальнейшем ребенок научится сам выговаривать звук без вспомогательных средств. Обучаем «змею» разговаривать.
5. Если ваш ребенок правильно произносит звук Р, т. е., широкий язык находится за верхними зубами и вибрирует только кончик языка, можно использовать Р для вызывания звука Ш. Губы находятся в широкой улыбке, видны верхние и нижние резцы, ребенок тянет звук Р. Просим произнести этот же звук, но шепотом, чтобы язык прекратил свою вибрацию. Послышится звук Ш. Говорим ребенку, что так «шипит» змея. Округляем губы. Закрепляем звук в слогах.
Научившись произносить изолированный звук Ш, вспоминаем и ищем, что и кто еще умеет шипеть. Шипит проколотая шина, рассерженная кошка и гусь, шелестят листья деревьев на ветру, осенние опавшие листья под ногами, скребется мышь под полом.

3. Автоматизация звука в слогах и словах.

При автоматизации звука в словах следует исключать те слова, в которых встречаются звуки, которые не выговаривает ваш малыш. Т.е. если ребенок не говорит звук Р, мы не предлагаем ему слово ШАРИК.

Прямые слоги (ША, ШО, ШУ, ШЭ, ШИ, ШУ)
= в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ, ЭШЕ, ИШИ, УШУ)
= обратные слоги (АШ, ОШ, УШ, ЭШ, ИШ, УШ)

4. Автоматизации звука в предложениях, стихах и связной речи.

Данная работа осуществляется постепенно, по принци­пу: от простого к сложному.

5. Дифференциация звуков.

Данный этап работы необходим, если изначально ваш малыш заменял звук Ш на какой-то другой (как правило, это звук С - «сапка», «масина»).

Для автоматизации и дифференциации звуков вам помогут логопедические тетради (см. Приложение)
Приложение 1.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

1. Окошко.

Широко открыть рот, язык свободно лежит во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении на счет от 1 до 5. Закрыть рот, удерживать закрытым на счет от 1 до 5. Повтор 3-5 раз.

2. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Удержать под счет от 1 до 10.

3. Трубочка.

Зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперед. Удержать под счет от 1 до 10.

4. Хоботок (Бублик).

Зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперед и округлены. Верхние и нижние резцы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

5. Чередование «Улыбочки», «Трубочки», «Бублика» в разной последовательности. Удержание каждой артикуляционной позы 4-8 сек., до 5 повторов.

6. Накажем непослушный язычок + блинчик.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать расслабленный язык в спокойном положении под счёт от 1 до 10. Рот чуть приоткрыт. Губы не напряжены, не растягиваются в широкую улыбку. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Язык не высовывается далеко, он только накрывает нижнюю губу. Повтор 3-5 раз.

7.Блинчик + вкусное варенье.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Движением сверху вниз убрать язык за верхние зубы. Закрыть рот. Язык не сужается. Нижняя челюсть неподвижна. 5-10 повторов.

8. Качели.

Большие качели. Язык высунуть изо рта. Широ­кий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.
Маленькие качели. Рот открыт, но язык двигает­ся внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается ко внутренней стороне верхних резцов, затем ко внутренней стороне нижних резцов. Повтор 5-10 раз.

9. Чашечка.

Рот широко открыть. Сделать «Блинчик», кончик языка и боковые края поднять вверх, придавая языку форму «Чашечки». Удержать под счет от 1 до 10. Завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

10. Маляр.

Открыть рот, широким кончиком языка погла­дить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Язык- «кисточка» красит «потолок». Повтор 6-8 раз.

11. Больной пальчик.

Положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через ма­ленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повтор 3-5 раз.

12. Лошадка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не двигалась. Темп цоконья лошадки то замедляется, то ускоряется.

13. Грибок.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 10. Подъязычная уздечка языка - это «ножка» гриба, язык - его «шляпка». Боковые края языка плотно прижаты к нёбу, губы не натягиваются на зубы. Повтор 3-5 раз.

14. Гармошка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При открывании рта губы в улыбке и остаются неподвижными, язык не провисает. 5-10 повторов.

15. Фокус.

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки, высунуть изо рта язык, придать ему форму чашечки и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх. Воздушная струя при дуновении направляется вверх с языка. Повтор 4-5 раз.

Приложение 2.

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.: Т.Дмитриева, 2015. - 160 с.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей. Выпуск 7. Звуки Ш, Ж. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 136 с.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Гном, 2015.- 32 с.
Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки Ш, Ж. М.: ТЦ Сфера, 2010.- 32 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №3 для закрепления произношения шипящих звуков. М.: Гном, 2007.- 36 с.

Статью подготовила Степанова Елена Александровна учитель – логопед центра коррекции речи «Логопед и Я» г. Ульяновск