Схематизация воображения. Переработка представлений в воображаемые образы

Схематизация воображения. Переработка представлений в воображаемые образы

Наряду я образцами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и новые образы. Это образы воображения.

Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение – основная характеристика памяти, преобразование – основная характеристика воображения. Таким образом основная характеристика памяти это воспроизведение, основная характеристика воображения это преобразование. Все образы воображения опираются на представления памяти, т.е. воображение это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом, но все образы, так или иначе опираются на образы памяти.

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создатся образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям:

Степень активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшего развития в детских играх.

Активное воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное (это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме картине, данное воображение позволяет людям обмениваться опытом, знаниями), и творческое (это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение разделяется на такие виды как мечта (направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности), фантазия (желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим).

Основные способы создания нового образа:

Агглютинация – способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств (например сказочные образы: дракон, ковер-самолет).

Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт, этот способ лежит в основе создания карикатур, шаржей. Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях: утрирование (намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека), преувеличение или приуменьшение (дюймовочка, мальчик-с-пальчик), типизация (обобщение и эмоциональная насыщенность образа, наиболее сложный путь создания образа творческого воображения).

Таким образом, воображение это познавательный процесс, который индивидуален у каждого человека. Индивидуальные особенности воображения могут выражаться в степени легкости и трудности возникновения воображения, характеристикой самого создаваемого образа, область создания нового образа.

20.Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.

Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Различают две функции речи, тесным образом связанные между собой.

1. Коммуникативная функция - осуществление процесса общения между людьми.

Она делиться на: информационную (передача различной информации, знаний);

выразительную (передача чувств, отношений говорящего к объекту высказывания) и функция волеизъявления (направлена на прямое подчинение слушателя);

2. Сигнификативная (семантическая) функция - когда речь становиться средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления действия, качества и т.д.

Механизм речи содержит три различных звена:

Восприятие речи;

Произношение речи;

Внутриречевое звено.

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому различают внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак – доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от то, того употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь.

Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями, та например при устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова, при письменной же речи человек лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию. Мимику, жесты). Поэтому она менее выразительна, чем устная, но письменная речь позволяет проводить более длительную и тщательную работу на словесным выражением мыслей.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи. Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. Данная речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Как правило монологическая целенаправленна, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Т.е. внутренняя речь это словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений.

Речь неразрывно связана с мышлением. Выделяя нечто общее в предметах или явлениях, человек обозначает его словами. Речь является формой мышления. Его орудием. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Т.е. речь помогает мыслить. Но неразрывная связь мышления с речью не означает, что мышление сводится к речи.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Перечислим приемы и способы процесса воображения.

1. Агглютинация - "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

2. Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.

3. Гиперболизация- увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

4. Схематизация- сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

5. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А.М. Горький писал: "Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы".

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

яркости образов;

степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

широте воображения;

произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);

типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);

устойчивости.

Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р.С. Немов называет следующие.

Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности - составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.

Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в формах агглютинации, акцентирования (гиперболизации), заострения, схематизации, типизации.

Агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Пример – образы русалки, кентавра, Пегаса. Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования аг­глютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна.

Акцентирования (гиперболизация) - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения – литотой. Пример – различные литературные персонажи (великаны, гномы и т.д.).

Заострение - подчеркивание каких-либо признаков. Примером могут служить дружеские шаржи, злые карикатуры и т.п.

Схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Пример – создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира.

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Пример – типизация образа в художественной литературе (Онегин, Печорин, Обломов и др. наделены чертами, типичными для своей эпохи).

Формы воображения:

Мечта: образ желаемого будущего.Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы.

Фантазия: изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека.

Грезы: мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, тормозит психическое и социальное развитие.

Галлюцинация: восприятие человеком несуществующих объектов. Галлюцинации возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих спонтанно возникших образов как объективно воспринимаемой реальности.

Индивидуально-типологические особенности воображения:

· Образность воссоздающего воображения (взаимодействие сигнальных систем).

· Рефлексивные возможности.

· Способность к интерполяции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям.

· Способность предвидения событий и их эмоционального переживания.

· Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность.

· Творческие возможности индивида.

Воображение особый психический процесс, свойственный только человеку. Воображение выражается в воссоздании и преобразовании представлений, в создании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в действительности. В этом смысле воображение может быть отнесено к интеллектуальным познавательным процессам.Воображение также обеспечивает предвидение будущих результатов активности, возможных изменений в окружающем мире и в себе, позволяет построить программу поведения, поэтому оно может быть отнесено к интегративным процессам. Воображение пронизывает всю психическую деятельность человека: преобразует перцептивные образы, представления, мыслительные понятия, тесно взаимосвязано с памятью. Отличие воображения от мышления заключается в том, что мышление открывает реальные внутренние связи действительности, а воображение строит новые связи, создает гипотезы о возможных отношениях, выходя за пределы наличной ситуации.

Классификации видов воображения

1. По степени намеренности и сознательности:

· пассивное воображение характеризуется тем, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах (галлюцинации), в полудрёмном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы (грёзы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в реальность;

· активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя определенные образы. Активное воображение может настолько захватывать человека, что он утрачивает связь со своим временем, полностью «вживается» в создаваемый им образ. Например, во время работы над романом «Мадам Бовари» Г. Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

2. По решаемым задачам:

· репродуктивное (воссоздающее) воображение – воспроизведение имеющихся образов или создание новых связей известных образов, сохраненных в памяти. При использовании репродуктивного воображения ставится задача воспроизвести реальность в таком виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, этот вид воображения больше напоминает восприятие или память.

· продуктивное (творческое) воображение – создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. При использовании продуктивного воображения ставится задача преобразовать действительность.


3. По характеру образов (С.Л. Рубинштейн):

· конкретное воображение оперирует образами единичными, обременёнными множеством деталей, вещными;

· абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщённости, образами-схемами, символами.

Функции воображения:

· функция целеполагания – будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;

· представление действительности в образах , а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;

· регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчёркивается и разрабатывается в психоанализе;

· произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека , в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

· формирование внутреннего плана действий – способности выполнять действия в сознательном, идеальном плане, манипулируя образами;

· планирование и программирование деятельности , составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;

· функция проникновения во внутренний мир другого человека – на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для регуляции.

Выделяют основные способы создания образов воображения : комбинирование (агглютинация), акцентирование, типизация, схематизация, гиперболизация.

Комбинирование – сочетание данных в опыте элементов в новых вариантах. Продукты человеческой деятельности, созданные путём комбинирования: мобильный телефон, карандаш с закреплённым ластиком, пудреница с зеркальцем, троллейбус – соединение свойств трамвая и автомобиля и т. п.

Частным случаем комбинирования является агглютинация (от лат. aglutinare – склеивание) – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей объектов . Например, сказочный образ кентавра – получеловека, полуконя; избушка на курьих ножках, русалочка и т. п.

Акцентирование (заострение) – намеренное усиление в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей.

Гиперболизация увеличение или уменьшение объекта и его частей. Создать новый образ можно путём преувеличения (или преуменьшения ) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги. Примером являются следующие образы: Мальчик с пальчик, Дюймовочка, великаны Гаргантюа и Пантагрюэль.

Типизация выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (тип героя, тип злодея, типичный образ «Героя нашего времени»).

Схематизация сглаживание различий между объектами и выявление черт сходства между ними (схематическое изображение женской и мужской фигур на дверях туалета, схемы в автобусах, на картах и т. д.).

Чтобы подробно разобрать тему статьи, необходимо выяснить значение слова «агглютинация». Этим термином в психологии определяется соединение на первый взгляд несовместимых в реальности свойств, качеств или частей предметов.

Человеческое воображение способно активно создавать новые образы. Стимулом для этого служат как общие жизненные перипетии, так и серьезные личные мотивы. Процесс, вернее способ, которым создаются как раз и является той самой агглютинацией, о которой пойдет речь далее.

Агглютинация: что это такое (определение)

Прежде чем совершить что-либо, человек создает мысленный образ того, что у него получится, и составляет план своих действий для достижения цели. Всем этим мы обязаны воображению. Оно подчиняется определенной закономерности и существует благодаря другим особенностям человеческого мозга - возможности к С их помощью происходит разложение исходного представления о чем-либо на составные части (анализ), а затем - соединение полученного в новом сочетании (синтез).

Агглютинация в психологии - это тоже один из аналитико-синтетических процессов. При этом в один образ человек собирает несколько фигур, типов, характеров, пусть даже несовместимых на первый взгляд. Например, всем известные кентавры - наполовину лошади, наполовину люди, или сказочная избушка на курьих ножках - все агглютинации образов, позволивший сделать их необычными, яркими и запоминающимися.

Использование агглютинации в творчестве

В искусстве многие приемы воображения - агглютинация, акцентирование - используются часто. Так, например, Лев Толстой признавался, что образ Наташи Ростовой из романа «Война и мир» был им написан сразу с двух реально существовавших женщин - жены Софьи и ее сестры, Татьяны Берс. Комбинация из двух типов женщин - одной порывистой, живой и увлекающейся, а второй - женственной и нежной - помогла родиться цельному и абсолютно жизненному персонажу.

Заострение, или акцентирование внимания в не меньшей степени помогает достичь запоминающегося результата. Этот прием особенно любят карикатуристы. Изображение болтуна как человека, обладающего непомерно длинным языком, или любителя пива, наделенного огромным животом, позволяет подчеркнуть самое существенное в облике и привычках запечатленных на рисунке людей.

В литературных произведениях акцентирование делается в момент описания героя. Заострение внимания читателя на каком-либо его качестве позволяет без лишних слов донести суть натуры данного персонажа и даже определить отношение к нему автора.

Агглютинация образа происходит не случайно

Чтобы лучше понять, что такое агглютинация, следует помнить, что этот процесс в воображении человека чаще всего не является случайным "собиранием пазла". Соединению разных деталей в единый образ помогает имеющаяся идея, замысел, а также другие мотивы, существующие иногда и на подсознательном уровне.

А отправной точкой для преобразований выступает опыт. И чем он разнообразнее и шире, тем ярче и богаче воображение. При этом не стоит путать механическое перелопачивание, перегруппировку готовых и уже известных элементов с созданием цельного и жизнеспособного образа. То есть картинки, которыми мы пользуемся в своем воображении, укладываясь в рамки нового облика, тоже несколько изменяют свой вид, суммируясь и обобщаясь в единое целое.

Приемы преобразующей деятельности воображения

Агглютинация, акцентуирование, типизация - это приемы, при помощи которых осуществляется преобразующая деятельность воображения.

Ранее мы уже упоминали подчеркивание (акцентуирование) черт, которое достигается изменением пропорций образа. Этот способ применим не только для карикатурного изображения, но и для создания фантастических персонажей. Яркими примерами подобных гипербол являются герои легенд и сказок - например, Святогор, который известного богатыря Илью Муромца запросто мог положить себе в карман, а от его свиста тряслась земля.

Такая подача размеров и физической мощи героя помогает автору доказать значимость, величественность этого образа и продемонстрировать внутреннюю силу, которой он обладает.

Кстати, сильное преуменьшение персонажа (например, мальчик-с-пальчик) может служить той же цели, демонстрируя при помощи контраста внутренние достоинства персонажа.

Не меньшую роль в подаче особенностей играет и прием типизации - объединения в одном вымышленном персонаже типичных черт целого ряда реально существующих героев, делая его, таким образом, представителем данной группы людей. Это тоже способ синтезирования в процессе воображения, и яркими примерам тому могут послужить образы Онегина, Печорина, Обломова, Отелло и других героев, представляющих собой обобщенный портрет современников автора.

Творческое воображение

Повторимся, что агглютинация в психологии - это один из приемов творческого воображения, помогающий создать новый оригинальный образ или идею. При этом нужно отметить, что термин «новый» в этом случае имеет двойственное значение. Ведь новый образ может быть таковым и объективно, и субъективно.

  • В первом случае подобной идеи еще не существует ни в материализованном, ни в виртуальном виде. То есть это настолько оригинальный образ, что он не повторяет уже имеющихся.
  • А во втором случае новизна бывает очевидна только для конкретного человека. То есть субъективно новый образ является открытием лишь для своего автора, но при этом повторяет существующие.

Еще раз о том, что такое агглютинация

Работа человеческого воображения, как понятно из сказанного выше, использует довольно ограниченное число приемов - агглютинацию, акцентуирование и типизацию. Но даже с таким небольшим арсеналом оно способно на многое.

Так, агглютинация в психологии - это не только метод создания художественного образа на полотне или в литературном произведении, но и возможность воплощения совершенно новых идей в науке и технике. Творческое воображение позволяет изобретателю вначале мысленно собирать в единое целое разрозненные детали, а затем и применять это на практике, совершая открытия и двигая прогресс.

Проявления агглютинации в психиатрии

К сожалению, агглютинация в психологии - это еще и термин, обозначающий один из симптомов проявления обострений шизофрении.

Под ним подразумевается состояние, при котором больной теряет способность разграничивать некоторые понятия, так как в его мозге происходит их склеивание. Кстати, в лексике таких людей появляется благодаря этому большое количество неологизмов (человек придумает совершенно новые слова или наделяет старые иными значениями).

Процесс агглютинации приводит к тому, что у больного шизофренией нарушается восприятие собственного «Я» и окружающей действительности. Например, в некоторых случаях пациенты не в состоянии отличить себя от других людей или даже предметов. А происходящее во внешнем мире в их воображении тесно переплетается с какими-либо телесными функциями (например, дождь - это их слезы и т. п.)