Уровни образования в России. Уровни профессионального образования

Уровни образования в России. Уровни профессионального образования

Аннотация: В данной статье показано влияние образовательного процесса на формирование и развитие личности, социализацию, качество и уровень жизни, ее продолжительность. Рассматриваются преимущества и недостатки перехода на уровневую систему образования в России, проводится сопоставление с традиционными программами обучения. На основании сравнительного анализа делается вывод о сложности и противоречивости проводимых реформ, необходимости их адаптации под национальные особенности государства.

Ключевые слова: образование, уровневая система, качество жизни

THE INFLUENCE OF EDUCATION ON THE QUALITY AND STANDARD OF LIVING. SPECIFICITIES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN RUSSIA.

Bakeev D.A., Berdysh I.A., Agafonova Y.O., Barycheva P.P., Belyaeva M.A.

Plekhanov Russian University of Economics, Russian Federation, Moscow

Аннотация: In this article the influence of educational process on the formation and development of personality, socialization, the level of quality of life and its duration is described. There are a discussion of the advantages and disadvantages of transition to tiered system of education in Russia, a comparison with traditional training programs. On the basis of the comparative analysis the conclusion is made about the complexity and inconsistency of the reforms, the necessity of their adaptation to the national characteristics of the state.

Ключевые слова: education, level system, quality of life «Корни образования горьки, но плоды сладки».

Это высказывание, датированное IV в. до н.э., принадлежит древнегреческому античному философу Аристотелю. Однако оно актуально и по сей день. Роль образования в жизни человека трудно переоценить. Процесс образования, т.е. получение новых знаний, умений, опыта о жизни является неотъемлемой частью успешного существования человека. Хотим мы того или нет, образование проходит красной нитью через всю нашу жизнь, влияет на формирование и развитие личности, социализацию, качество и уровень жизни и даже на ее продолжительность.

Образование помогает человеку социализироваться в обществе, понять его уклады и законы, научиться устанавливать контакт с другими людьми. Полученные знания, как теоретического, так и практического характера, способствуют успешному становлению личности.

Понятия «качество образования» и «качество жизни» находятся в прямо пропорциональной зависимости друг от друга: если повысится качество образования, повысятся показатели и в других сферах. Только таким путем можно добиться появления принципиально другого отношения человека к своей карьере и к своей жизни, так как на протяжении всего существования человечество пыталось повысить её качество. Этого добивались с помощью индустриализации общества, улучшения условий жизни и труда человека, предоставления разнообразных прав и свобод. Однако, как показала история, эти меры оказались безуспешными. Дело в том, что это понятие «качество жизни» часто путают с понятием «уровень жизни». Предоставляя человеку более высокооплачиваемую работу или переселяя его из деревни в город, повышается лишь уровень его жизни, но не качество. Само же понятие «качество жизни» включает в себя два аспекта: уровень жизни (материальные блага) и уровень духовного развития человека (нематериальные блага). Удовлетворяя потребности человека в жилье, предоставляя ему медицинские услуги, повышая заработную плату, мы улучшаем лишь уровень его жизни. Чтобы повысить качество, необходимо разнообразить и дать возможность удовлетворить также и духовные потребности человека.

Следует также отметить, что образование влияет и на продолжительность жизни. Ученые из Совета по медицинским исследованиям (Medical Research Council) доказали, что смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем смертность малообразованных. Экспериментально установлено влияние уровня IQ на состояние здоровья и продолжительность жизни человека. Это довольно легко объяснить: образованные люди лучше понимают, как сохранить свое здоровье, а потому едят правильную пищу, лучше следят за своим здоровьем, получают более качественное медицинское обслуживание.

Основываясь на результатах проведенных в разное время социологических исследований, можно оценить воздействие высшего образования на развитие личности по трем направлениям:

1) в получении профессии; 2) в интеллектуальном развитии; 3) в изменении социального статуса. По первому направлению наиболее значимые оценки следующие:

· соответствие призванию;

· возможность интеллектуального труда;

· получение знаний для эффективной работы;

· возможность работы в сфере управления. По второму направлению:

· возможность реализации творческого потенциала;

· формирование научного понимания мира;

· развитие навыков анализа общественной жизни;

· усвоение духовной культуры;

· работа в сфере науки. По третьему направлению:

· повышение социального статуса;

· достижение материального положения.

Благосостояние любой страны зависит в первую очередь от здоровых и высокообразованных граждан, поэтому наряду со сферой здравоохранения сфера образования крайне важна для развития государства. Именно поэтому тема образования всегда является предметом жарких дискуссий, что не случайно: реформы, проводимые в этой отрасли, часто имеют противоречивый характер. Наша страна в данном вопросе не является исключением. В последнее время учебные заведения Российской Федерации «захлестнула» волна инновационных преобразований: переход на уровневую систему «бакалавр» - «магистр», новые образовательные стандарты и программы, новые учебники, педагогические технологии, жесткие требования к учебно-воспитательному процессу; расширились практика дистанционного обучения, спектр образовательных услуг и ряд других новшеств, значительно изменивших традиционные методы преподавания . Все эти процессы требуют серьезной координации, а результаты деятельности – глубокого осмысления, что невозможно без соответствующего контроля и проводимых реформ. Необходимо, с одной стороны, скоординировать работу всех структур, а с другой - учитывать влияние различных факторов с учетом национальных особенностей и эффективности проводимых методов.

На протяжении многих лет в нашей стране господствовала система образования, установившаяся еще во времена Советского Союза. Она была признана зарубежными государствами и по праву считалась одной из лучших в мире. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности и патриотизма. В 1970-х гг. в СССР расходы из госбюджета на высшие учебные заведения составляли 2,97 млрд рублей; действовало 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн. студентов; государство через систему распределения гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику среднего специального и высшего учебного заведения. В дальнейшем, после распада СССР, система образования в России подверглась реформированию в период 1990-х и 2000-х годов.

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию, целью которой является создание Единого европейского пространства высшего образования. Таким образом, система российского образования стала осуществлять переход на существующую в Европе двухуровневую систему подготовки профессионалов с высшим образованием: бакалавриат и магистратура .

Бакалавриат – уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико- ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации (степени) «бакалавр». Соответственно, бакалавр – это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

Магистратура – более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки и ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр».

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид – «специалитет», программа которого предусматривает 5-ти летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается квалификация (степень) по соответствующей специальности. Однако «специалитет» как образовательная программа постепенно вытесняется двухуровневой системой, сохраняя за собой право существования лишь в нескольких вузах (как правило, это медицинские и некоторые технические вузы, а также МГУ с классической системой образования).

Таким образом, перед тем, как подавать документы в вуз на то или иное направление, абитуриенту следует принять обдуманное решение, исходя из своих профессиональных интересов и личных планов на жизнь, какую программу обучения лучше выбрать.

Переход на уровневую систему образования имеет как сторонников, так и противников. Для того чтобы объективно разобраться в ситуации, следует изучить все преимущества и недостатки данной системы.

В представленной ниже Табл.1 рассмотрены основные аспекты «специалитета» и «бакалавриата», а также приведены преимущества уровневой системы образования .

Таблица 1

Преимущества уровневой системы образования


Специалитет

Бакалавриат

Сохраняется в отдельных странах

Данный вид квалификации принят по международной

классификации и приветствуется работодателями во всем мире. Одним из плюсов новой системы образования станет признание российских дипломов в более чем 50 странах, в том числе почти во всех европейских, подписавших Болонскую Конвенцию

В Западной Европе отсутствует понятие специалитета, и российские выпускники часто испытывают трудности при приеме на работу в зарубежных компании

Имея диплом бакалавра, выпускник может без особых

проблем устроиться на работу за рубежом, например, в Западной Европе. Кроме того, открывается возможность получить два диплома (бакалавра и магистра) за единовременный срок обучения

Через пять лет после поступления в вуз человек

получает диплом и обретает экономическую самостоятельность

После окончания бакалавриата человек имеет право

продолжить обучение в магистратуре, причем и по другому направлению

Семестровая форма обучения, по окончании сдается зачетно-экзаменационная сессия

Модульная система обучения способствует

формированию компетентного выпускника, немного облегчая нагрузку студента (сессия сдается не 2, а 4-5 раз в год). Посещение занятий строго регламентируется, и в каждом семестре необходимо набрать определенную количество баллов для того чтобы иметь право продолжить учебу

Более ограниченные возможности обучения за

Возможности международных стажировок, обучение за рубежом по обмену опытом

Большинство выпускников вузов, не успев начать

трудовую деятельность, нуждаются в переподготовке. Дипломированному специалисту,

В течение первых двух лет обучение ведется по

широкому профилю - студенты осваивают и сдают общие дисциплины, а на третьем курсе будущим

например, приходится получать новую профессию

по программе второго высшего образования в течение 2-2,5 лет

бакалаврам необходимо определиться с конкретным

Аспирантура

Магистратура

В целом представляется, что магистратура и

аспирантура должны сближаться. С одной стороны, у студентов в этом случае появляется дополнительное время для подготовки качественной кандидатской диссертации. С другой, магистратура и аспирантура противопоставлены бакалавриату как два типа высшего образования, предназначенного для разных задач

Диплом, соответствующий современной европейской системе образования, а, следовательно - возможность реализовать себя, не ограничиваясь пределами региона или страны

Двухуровневая система дает возможность человеку получить отличное от бакалавриата магистерское образование

Перспективы продолжения повышения квалификации, а следовательно - возможность для творческой научно-исследовательской деятельности в качестве кандидатов и докторов наук

Способность включаться в международные магистерские программы, а следовательно – возможность постоянного профессионального роста с использованием передового, в том числе зарубежного, опыта.

Однако в данной системе имеются и недостатки, не упомянуть о которых было бы неправильно. Дело в том, что на протяжении многих лет наша система образования имела принципиальные отличия от нынешней. Перенимая западную систему, мы не учли то положение Болонского соглашения, по которому оно призвано СОХРАНЯТЬ преимущества и особенности национальной системы образования. То есть речь идет в первую очередь об унификации документов о высшем образовании. В Росси же начали унифицировать системы и приняли за основу американскую, от которой, кстати, уже отказываются в самих США.

Критики отмечают ряд особенностей, из-за которых наша страна не может полностью перейти на уровневую систему образования .

На бакалавра учатся 3–4 года, а в России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за этот срок выпустить квалифицированных специалистов.

Российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику образования в России. Происходит это за счет сокращения учебных часов и отведения большего количества времени на самостоятельную подготовку студентов. Однако, зная особенность психологии людей, несложно заметить, что большинство студентов нуждается в стимуле, в «толчке», который могут дать именно в вузе .

Невозможность перехода ряда учебных заведений на уровни «бакалавр» - «магистр». Речь, в частности, идет о студентах медицинских вузов, которые не успеют освоить все необходимые будущему врачу дисциплины из-за большого объема информации за столь короткие сроки. Сокращение же учебной программы может привести к потере определенных знаний, что недопустимо, поскольку от этих студентов в будущем зависят жизни людей.

Сокращение бюджетных мест (в особенности для поступления на программы магистратуры). Поскольку большинство населения имеет невысокие доходы, то отсутствие бюджетных мест лишает их возможности продолжить обучение на следующей ступени высшего образования.

Можно долго рассуждать о всех преимуществах и недостатках уровневого образования в России. В данной статье были рассмотрены самые основные из них. Исходя из этого следует вывод: нашей стране предстоит долгий и достаточно трудоемкий переход к новой образовательной системе. Определенные существенные преобразования уже сделаны, однако нам не нужно останавливаться на достигнутом. Перенимая зарубежные технологии и методики, следует адаптировать их под реалии российских национальных особенностей, экономику, психологию и поведение людей. Не следует разрушать что-то старое, если оно не утратило актуальности или имело бесспорные преимущества, достаточно модернизировать его.

В заключение стоит упомянуть о гипотезе «людского капитала», согласно которой образование не является чем-то сразу потребляемым, а скорее капиталовложением в будущее человека. Все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Поэтому именно от получения качественного образования зависит дальнейшая судьба, как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Список литературы

1. Баранов С.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. 368 с

2. Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации

3. Преимущества перехода на уровневую систему образования. – [Электронный ресурс] URL http://pandia.ru

4. Молодежный научно-технический вестник//Электронный журнал. – [Электронный ресурс] URL.

– это совокупность обучающих программ и государственных стандартов, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. Реализующие их уровни образования состоят из учреждений, которые не зависят друг от друга. Учреждение каждого уровня обладает собственными формами организации и органами правового подчинения, которые его контролируют.

Образование в России

Во все времена в нашей стране образованию уделялось особое внимание. Однако, со сменой веков и политических режимов, оно также претерпело значительные изменения. Так, в советское время система образования работала под единым стандартом. Требования к учебным заведениям, планы, по которым проводилось обучение, и методы, применяемые педагогами, были едины и строго регулировались на государственном уровне. Однако переоценка ценностей, на сегодняшний день, привела к тому, что в системе образования идет демократизация, гуманизация и индивидуализация. Все эти термины, неприменимые в прошлом, стали обычными для современных участников образовательного процесса. Существует вариативность образовательных программ, что позволяет каждому учреждению, независимо от своего уровня, вырабатывать собственный план обучения, при условии, что он будет одобрен контролирующим органом.

Однако, несмотря на все новшества, современная российская система образования остается федеральной и централизованной. Уровни образования и его виды закреплены законодательно и не подлежат изменениям.

Виды и уровни российского образования

На сегодняшний день, в РФ существуют такие виды образования, как общеобразовательное и профессиональное. К первому виду относится дошкольное и школьное образование, ко второму – все остальные.

Что касается уровня образования – это показатель освоения образовательных программ различных уровней, как отдельным человеком, так и населением. Образовательные программы, в свою очередь, - это ступени образования. Данный показатель характеризует реальные и потенциальные возможности общества, государства в целом, и отдельного человека, в частности.

Уровни образования:

  • общеобразовательный;
  • профессиональный;
  • высший.

Общее образование

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на получение каждого уровня общего образования на бесплатной основе во всех государственных учреждениях. Уровни общего образования - это:

  • дошкольное;
  • школьное.

Школьное обучение, в свою очередь, делится на:

  • начальное;
  • основное;
  • среднее.

Каждая из ступеней готовит к освоению образовательной программы последующего уровня.

Самой первой ступенью в нашей стране является дошкольное обучение. Оно готовит будущих учащихся к освоению школьной программы, а также дает первоначальные знания о гигиене, этике и здоровом образе жизни. При этом, согласно исследованиям, дети, которые не посещали дошкольное учреждение, на следующей ступени - школе, испытывают трудности, как в социальной адаптации, так и в освоении учебного материала.

Все последующие уровни образования, как и дошкольная ступень, преследуют единую цель – подготовить к освоению следующего этапа обучения.

При этом, первостепенной задачей основного образования является овладение основами разных наук и государственного языка, а также формирование склонностей к определенным видам деятельности. На этой ступени образования необходимо научиться самостоятельно познавать окружающий мир.

Профессиональное образование

Уровни профессионального образования следующие:

  • начальное
  • среднее;
  • высшее.

Первая ступень осваивается в учреждениях, где можно получить различные рабочие профессии. К ним относятся профессионально-технические учреждения. Они на сегодняшний день называются профессионально-техническими лицеями. Попасть туда вы можете, как после 9-го класса, так и окончив 11-й.

Следующая ступень – это техникумы и колледжи. В учреждениях первого типа можно освоить базовый уровень будущей профессии, в то время, как второй тип предполагает более углубленное изучение. Поступить туда также можно, как после 9-го класса, так и после 11-го. Однако, есть учреждения, которые оговаривают поступление только после одной определенной ступени. Если у вас уже имеется начальное профессиональное образование, вам предложат обучение по ускоренной программе.

И наконец, высшее образование готовит специалистов высшей квалификации в самых различных сферах. Данный уровень образования имеет свои подуровни.

Высшее образование. Уровни

Итак, уровни высшего образования – это:

  • бакалавриат;
  • специалитет
  • магистратура.

Примечательно, что каждый из данных уровней имеет собственные сроки обучения. Следует учитывать, что бакалавриат является начальным уровнем, который является обязательным для получения остальных.

Специалистов, имеющих высшую квалификацию в различных профессиях, готовят в таких образовательных учреждениях, как университеты, институты, академии.

Данный уровень образования характеризуется также тем, что имеет разные формы обучения. Вы можете учиться:

  • очно, посещая все занятия и сдавая сессии;
  • заочно, самостоятельно изучая материал курса и сдавая сессии;
  • очно-заочно, когда обучение может проводиться в выходные дни, либо в вечернее время (подходит для трудоустроенных студентов, так как позволяет учиться без отрыва от работы);
  • экстерном, здесь вы можете окончить обучение тогда, когда посчитаете нужным (предполагает выдачу диплома государственного образца, однако на нем будет пометка, что учебное заведение вы окончили экстернатом).

Заключение

Виды образования и его уровни выглядят таким образом. Именно их совокупность составляет систему образования Российской Федерации. Все они регулируются на законодательном уровне нормативными документами различного характера и содержания.

Следует учитывать, что цель образовательной системы заключается не только в том, что она позволяет освоить различные профессии. В процессе обучения формируется личность, которая совершенствуется с каждым преодоленным образовательным уровнем.

  • 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.
  • 4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.
  • 5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.
  • 6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  • 7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.
  • 8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.
  • 9. История образования в России.
  • 10. Учебно-методические обеспечение образования.
  • 11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.
  • 12. Международные рейтинги образовательных систем и места российских образовательных организаций.
  • 13. Дошкольное образование в России.
  • 14. Система школьного образования в России.
  • 15. Система высшего профессионального образования в р.Ф.
  • 16. Проблемы высшего образования в р.Ф. И пути их решения.
  • 17. Основные направления развития современного образования.
  • Плюсы и минусы Болонского процесса
  • 22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.
  • 23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.
  • 24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.
  • 25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.
  • 26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.
  • 27. Организационная структура науки.
  • 28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (нип, киц, рип, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.
  • 29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.
  • 30. Функции современного государства по отношению к науке.
  • 31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.
  • 32. История развития науки в России.
  • 33. Современная государственная политика в научной сфере.
  • 34. Основные проблемы развития отечественной науки.
  • 35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.
  • 1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.

    4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.

    5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.

    6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.

    8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.

    9. История образования в России.

    10. Учебно-методические обеспечение образования.

    11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.

    13. Дошкольное образование в России.

    14. Система школьного образования в России.

    15. Система высшего профессионального образования в Р.Ф.

    16. Проблемы высшего образования в Р.Ф. и пути их решения.

    17. Основные направления развития современного образования.

    18. Образование в условиях глобализации.

    19. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Основные идеи комплексного подхода в обучении.

    20. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.

    21. Проблемы реформы отечественного образования и реализация принципов Болонского процесса.

    22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.

    23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.

    24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.

    25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.

    26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.

    27. Организационная структура науки.

    28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (НИП, КИЦ, РИП, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.

    29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.

    30. Функции современного государства по отношению к науке.

    31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.

    32. История развития науки в России.

    33. Современная государственная политика в научной сфере.

    34. Основные проблемы развития отечественной науки.

    35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.

    Нет 9,10,17,18,19,20,22,24,29,35

    1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Гл. 2. Система образования. Статья 10 Структура системы образования.

    1. Система образования включает в себя:

    1) федеральные государственные образовательные стандартыи федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования .

    В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). (профессиональное обучение)

    Уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    Уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование:

    1) как дополнительное образование детей и взрослых

    2) дополнительное профессиональное образование.

    Формы обучения

    В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя);заочная.

    Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

    Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

    - сетевое обучение . Сетевая форма реализации образовательных программ - реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

    - электронноеидистанционное обучение .

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Группа американских учёных изучила влияние склонности людей выбирать себе партнёров сходного уровня образования на плодовитость и генетический облик будущих поколений. Исследователи пришли к выводу, что хотя менее образованные люди действительно размножаются быстрее более образованных, это вряд ли связано с их генами. Соответствующая опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

    Учёные использовали данные Общенационального исследования здоровья и жизни на пенсии в США (U.S. Health and Retirement Survey). В них они пытались найти корреляции между образовательным уровнем, генотипом, ростом, индексом массы тела и частотой депрессий среди супругов. Для своей работы они отобрали данные о 4686 европеоидных парах супругов, родившихся между 1920 и 1955 годами.

    Сопоставление подтвердило, что для всех этих возрастных групп было свойственно подбирать себе в качестве супругов людей с близким уровнем образования. Так, лица со средним образованием чаще вступали в брак с особами противоположного пола, закончившими аналогичные учебные заведения, то же было верно и для людей с высшим образованием.

    При этом супруги с более высоким образовательным уровнем имели в среднем меньше детей, чем менее образованные пары. Супруги большего роста также в среднем имели меньше детей, чем низкорослые. Однако неожиданностью оказалось то, что по генотипам корреляций практически не было.

    Известно, что шансы получить более высокое образование коррелируют с определёнными наборами генов. Но разницы по среднему числу детей между лицами, имевшими "благоприятный" для образования генотип, и всеми остальными не наблюдалось. Иными словами, связи между генотипом и плодовитостью обнаружено не было. Аналогичным образом никаких корреляций не удалось установить и между средним числом детей и индексом массы тела или склонностью к депрессиям.

    После появления систем массового образования человечество находится в ранее нетипичных для него эволюционных условиях. По российского биолога Александра Маркова, в наше время "выбор глупых женщин в постоянные партнёры может иметь адаптивный смысл", поскольку известно, что во многих обществах в нынешний период истории люди с низким уровнем образования и с низкими результатами тестов на IQ оставляют больше детей. Сходная ситуация наблюдается в разных странах мира. В ряде африканских государств образовательный уровень большинства супругов не превышает средней школы, в то время как в других государствах он существенно выше. За счёт большей плодовитости численность населения в первых странах энергично растёт, в то время как во вторых часто сокращается.