Тоталитарная система власти, культ личности и сталинизм. Роль личности в формировании истории

Культ личности

Культ личности - возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды , в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее , выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин «культ личности» наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам. Наиболее известны культы личности Ленина , Муссолини , Гитлера , Сталина и Мао Цзэдуна .

Исторические предпосылки и критика культа личности

На протяжении истории большинство государственных деятелей претендовало на некие выдающиеся качества.

В некоторых [каких? ] монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения. Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах харизматических лидеров, которым необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причем диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды , такие как радио , кинематограф , контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР , Гитлера в Германии , Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее . В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их портреты, художники, писатели и поэты плодили произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов.

Критика культа личности возникла в связи с тем, что возвеличивание отдельных личностей стало происходить в революционных движениях, которые, казалось бы, должны были бороться за равные права всех членов общества. Одними из первых критиков были Маркс и Энгельс , что не помешало их последователям поддерживать культ их личностей посмертно. Маркс писал Вильгельму Блосу :

Памятник Марксу и Энгельсу

«…Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, - я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487-488).

Энгельс высказывал аналогичные взгляды:

«И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).

Самым же известным разоблачителем культа личности был Хрущев , выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях », в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущев, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

Сам Сталин показательно «критиковал» культ своей личности. Например, известно следующее письмо:

ПИСЬМО В ДЕТИЗДАТ ПРИ ЦК ВЛКСМ
16.02.1938
Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина». Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом. Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ - говорят эсеры. Народ делает героев - отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу. Советую сжечь книжку. И. Сталин

После разоблачения культа личности Сталина, в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.

Примеры (в хронологическом порядке)

Ленин

Иосиф Сталин

Леонид Брежнев

Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого Леонида Ильича») было отличительной чертой «развитого социализма ». Этот мелкий культ, поддерживаемый в основном номенклатурой , включал в себя вручение Брежневу непомерного количества правительственных наград (в их числе «Орден Победы», которым первоначально награждали великих полководцев Второй мировой войны , и четыре золотых звёзды Героя Советского Союза) и публичное провозглашение его верным ленинцем. Активно развешивались портреты Брежнева и транспаранты с его изображениями и крылатыми выражениями из зачитанных им речей («Ленинским курсом к коммунизму», «Экономика должна быть экономной » и т. д.) Во время демонстраций люди носили портреты Брежнева и других членов Политбюро. В последние годы жизни под авторством Брежнева было опубликован ряд произведений : «Малая Земля », «Возрождение » и «Целина », которые были отмечены вручением Брежневу Ленинской премии . Вместе с тем известен факт, что авторами являлись на самом деле группы писателей. Претензии Брежнева на величие отразились в большом количестве анекдотов . После смерти Брежнева его имя решено было увековечить в географических названиях. Его преемники, однако, поспешили стереть личность Леонида Ильича с карты страны и из анналов истории.

Саддам Хусейн

Как и все остальные диктаторы, Саддам установил свой культ личности. В аэровокзале Багдада на каждой стене можно было видеть портреты президента страны и председателя совета революционного командования Саддама Хусейна. На бетонных колонах вокзала краской было написано «С нами Аллах и президент, долой Америку», памятники Хусейну стояли во всех госучреждениях. За время правления Саддама в Ираке было установлено множество его изваяний и портретов. На всех министерствах страны висели огромные портреты Саддама с деятельностью того или иного правительственного ведомства. В 1991 г. в стране был принят новый флаг Ирака. Хусейн собственноручно написал фразу «Аллах Акбар» на флаге. Помимо неё на флаге были запечатлены три звезды, символизирующие единство, свободу и социализм - лозунги партии «Баас ».

Древний дворец царя Навуходоносора был перестроен: на кирпичах запечатлели имя диктатора. По улицам Багдада невозможно было пройти сто метров, не увидев на заборах, в магазинах, гостиницах, парикмахерских, медресе портрет лидера страны. По телевизору ко времени намаза появлялась картинка мечети с обязательным фото того же Хусейна в уголке. Иракские средства массовой информации представляли Саддама как главу нации, строителя школ и больниц. На многих видеокадрах времен его правления можно было увидеть, как иракцы просто подходят к президенту и целуют его руки или его самого.

Сапармурат Ниязов

Ким Чен Ир


Wikimedia Foundation . 2010 .

Культ личности Сталина - возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола

К. л. Сталина возник в полном противоречии с природой социализма, сов. строя, с природойКоммунистической партии.

Сталини́зм - тоталитарная политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества. Ряд исследователей считают сталинизм одной из форм тоталитаризма.

Идеология

  • Подход первый – согласно этому подходу, у Сталина и сталинизма не было никакой особой собственной идеологии. По этой версии, Сталин не был политическим теоретиком или тем более философом, поэтому он и не изобретал каких-то особых идеологических положений. Сталин просто следовал направлением, которое заложил его предшественник, Ленин, и которое было сутью всего большевистского строя на территории бывшей Российской империи. Сторонники этого мнения полагают, что у сталинизма не было никакой особенной идеологии, потому что сталинизм ими воспринимается исключительно как построенная с опорой на партийную бюрократию и на репрессивные органы система личной власти одного человека. Сталинизм - это в чистом виде диктатура, которая использует для контроля над массами, помимо аппарата насилия, уже существующие идеологические лозунги и идеи. Так что вердикт данного мнения – у сталинизма не было никакой идеологии, разве что кроме идеологии личной абсолютной власти;
  • Подход второй – его сформулировал потерпевший поражение в борьбе за власть в партии и в целом государстве наиболее яркий и влиятельный противник Сталина, Троцкий. Он также, по сути, отказывал Сталинув создании какой-то особенной идеологии, которая бы служила опорой его режиму. Троцкий полагал, что сам приход Сталина к власти и его поддержка со стороны большинства членов партии является ничем иным, как победой мелкобуржуазного сознания над чистыми социалистическими и коммунистическими идеями, которые якобы и совершили революцию 1917 года. Самого себя Троцкий считал блюстителем этих традиций, в числе которых на первом месте стояли лозунги интернационализма и приоритетности мировой революции. Сталинизм же с этой точки зрения был победой консервативного сознания, которым руководствовались многие члены партии, которые не могли подняться до теоретических высот мировой борьбы за глобальный коммунизм. Они мыслили мелкобуржуазными категориями, для которых построение коммунизма в отдельно взятой стране было понятной и осязаемой задачей, а мировая революция – чем-то далёким, размытым, неопределённым. Именно на такие умонастроения и опирался, по мнению Троцкого, Сталин, именно они и привели его к власти и помогли создать тоталитарное государство;
  • Подход третий – противоположный мнению Троцкого. Сторонники этой гипотезы об идеологиисталинизмаполагают, что Сталин как раз был куда более последовательным и непреклонным «романтиком» в отношении идей коммунизма и социализма, нежели Троцкий, многие другие руководители большевиков и даже Ленин. Так как именно Ленин выступил в начале 1920-х годов с инициативой начала НЭПа, новой экономической политики, которая возвращала в экономику многие рыночные элементы. Именно Ленин в последние годы и месяцы активной сознательной жизни фактически отказался от прежних сугубо теоретических представлений о построении социализма и коммунизма – потому что большевики считали, что с помощью мобилизованной и дисциплинированной партии, захватившей власть, и ряда целенаправленных преобразований «проскочить» капиталистическую стадию общественно-экономического развития и сразу перейти к социализму. Ленин понял необходимость хотя бы частичного отступления от подобных настроений, чем вызвал нешуточный кризис в партии. Сталин же, согласно этому мнению, напротив, вернулся к истокам, он как раз и строил свою систему, сталинизм, в расчёте на то, что построение социализма без капиталистических элементов возможно. Только для этого нужно, с одной стороны, разрушить все мешающие этому старые социальные, экономические, культурные институты, а на их месте построить новые, уже ориентированные на социалистические принципы. Именно поэтому, как предполагается, большинство большевиков с энтузиазмом поддержали Сталина и вознесли его на вершину власти – в нём они увидели человека, который вернулся к истокам после временного отступничества Ленина, идеи которого нельзя было критиковать.

Политика сталинизма

Принятую 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов Конституцию СССР, которую принято именовать «сталинской», так как Сталин принимал в её создании непосредственно участие, некоторые историки небезосновательно называют одной из самых демократичных конституций своего времени. Например, советские женщины по этой Конституции обладали абсолютным равенством в правах с мужчинами, в том числе и в сфере политических прав – тогда как в большинстве западных стран подобного равноправия в то время не наблюдалось. Да и вообще граждане страны наделялись широким спектром всевозможных прав и свобод, в которые входили основные политические, экономические, личные права.

По данной Конституции именно граждане страны путём голосования в рамках всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании формировали высший руководящий орган страны, Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат, Совета Союза и Совета национальностей. Однако в реальности эти права были лишь декларацией, с практикой не имевшей ничего общего. Гораздо важнее для сталинской системы была декларация в Конституции «в основном победы» социализма и прежде всего устранения частной собственности и замены её двумя другими видами собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Это было политической основой сталинизма, так как давало системе повод для продолжения своих действий, в первую очередь репрессивных – так как социализм уже «в основном построен», нужно строить его дальше, а все, кто ему противятся, являются врагами народа, высшего носителя власти.

  • 6.Русь в условиях феодальной политической раздробленности.Владимир Мономах.
  • 7.Эволюция древнерусской государственности в начале 12-13 вв.Характеристика русских княжеств и земель в условиях политической децентрализации Руси.
  • 8.Русь и Орда: проблемы взаимоотношений и взаимовлияния.
  • 9.Судьба русских земель в 13-14вв.Северо-Западная Русь: борьба Новгорода и Пскова с экспансией крестоносцев на западных границах.Александр Невский.
  • 10.Юго-Западная Русь:вхождение княжеств в состав Великого княжества Литовского.
  • 11.Северно-Восточная Русь:борьба за великое княжение Владимирское.Возвышение Москвы.Куликовская битва и ее историческое значение.
  • 12.Формирование единого русского государства в 15 веке.Собирание земель и укрепление Московского княжества при Иване 3.Ликвидация зависимости от Орды.
  • 13.Правление Ивана 4 Грозного:поиск альтернативных путей социально-экономического развития Руси.
  • 14.Смутное время:причины,этапы,последствия
  • 15.Московское государство при первых Романовых.Система власти и эволюция сословного строя.
  • 16.Внешняя политика России в 17 веке.Вхождение под протекторат Московского государства Левобережной Украины-Гетьманщины.
  • 18. Эпоха «дворцовых переворотов» после Петра 1.
  • 19. Правление Екатерины іі и «просвещенный абсолютизм».
  • 20.Внешняя политика Екатерины 2.Борьба России за выход к Черному морю.Участие России в разделах Речи Посполитой.Вхождение в состав России Правобережной Украины и Белоруссии.
  • 21.Российская империя в первой половине 19 века.Правление Александра 1.Проекты либеральных реформ.Отечественная война 1812 года.
  • 22.Император Николай 1 и его политический режим.Государственный консерватизм и его проявления.Крымская война и ее последствия.
  • 23.Преобразования Александра 2.Отмена крепостного права и реформы 1860-70х годов России.
  • 24.Правление Александа 3.Особенности внутренней и внешней политики.
  • 25.Император Николай 2.Динамика и противоречия национального развития.Первая российская революция и начало парламентизма.Реформы п.Столыпина и их последствия.
  • 26.Россия в Первой мировой войне.Военные кампании 1914-1916гг.Власть,экономика и общество в условиях войны.
  • 27.Великая российская революция 1917г.Объективные и субъективные причины обострения экономическго и политического кризиса.Основные этапы и хронология революции 1917г.
  • 28.Свержение временного правительства в октябре и устаовление советской власти.Первые революционные преобразования большевиков.Созыв и разгон Учредительного собрания.Бретский мир.
  • 29.Гражданская война как общенациональная катастрофа.Причины этапы и основные события Гражданской войны.Интервенция.
  • 31.Советская Россия в 1920-е годы.Переход к новой экономической политике.Предпосылки и значение образования ссср.Принятие Конституции ссср 1924г.
  • 33.Внешняя политика:от курса на мировую революцию к концепции построения социализма в одной стране.Выход ссср из международной изоляции.
  • 34.Ссср в 1930-е годы.Реализация проекта сталинского социализма в ссср.Великий перелом 1929года:форсированная индустриализация и сплошная коллективизация.
  • 35.Утверждение культа личности Сталина.Идеология и политика сталинизма.Массовые политические репрессии.
  • 37.Внешняя политика ссср в 1930-е годы.Ссср накануне и в начале Второй мировой войны.
  • 37.Первый период Великой отечественной войны(июнь 1941-осень 1942).
  • 38.Нацисткий оккупационный режим и преступления фашизма.Начало массового сопротивления врагу.Движение Сопротивления: подпольщики и партизаны.Сотруднечество с врагом:формы,причины,масштабы.
  • 39.Начало коренного перелома. Сталинградская битва.Битва на Курской дуге.Завершение освобождения территории ссср.
  • 40.Внешняя политика ссср в годы войны.Ленд-лиз. Тегеранская конференция. Ялтинская и Потсдамская конференция 1945г.Создание оон.
  • 41.Советско-Японская война и окончание Второй мировой войны (1944 сентябрь-1945гг.)Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
  • 42.Особенности послевоенного периода в ссср.Ресурсы и приоритеты восстновления народного хозяйства.Рост влияния ссср на международной арене.Начало «холодной войны»
  • 43.Период «оттепели» в ссср:середина 1959-х- первая половина 1960-х гг.Н.С.Хрущев и 20 съезд кпсс.Частичная десталинизация:содержание и противоречия.
  • 44.Социально-экономическое развитие cccр и преобразования н.С.Хрущева.Новый курс советской внешней политики:от конфортации к диалогу.
  • 45.Советское общество в середине 1960-х начале 1980-хгг.Экономические реформы 1960-х гг.Социальная политика:достижения и проблемы.Неосталинизм и концепция «развитого социализма».Констицуция 1977г.
  • 46.Внешняя политика ссср в 1970-начала 1980-х гг.:между разрядкой и конфронтацией.
  • 47.Перестройка и распад ссср(1985-1991гг.)Гластность и плюрализм мнений,политизация и подъем общественной активности.Ноое мышление и изменения в советской внешней политике.
  • 48.Становление новой России.Б.Н.Ельцин и его окружение.Начало радикальных экономических преоброзований и их последствия.Причины и последствия.
  • 35.Утверждение культа личности Сталина.Идеология и политика сталинизма.Массовые политические репрессии.

    Культ личности Сталина - возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола

    К. л. Сталина возник в полном противоречии с природой социализма, сов. строя, с природойКоммунистической партии.

    Сталини́зм - тоталитарная политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества. Ряд исследователей считают сталинизм одной из форм тоталитаризма.

    Идеология

      Подход первый – согласно этому подходу, у Сталина и сталинизма не было никакой особой собственной идеологии. По этой версии, Сталин не был политическим теоретиком или тем более философом, поэтому он и не изобретал каких-то особых идеологических положений. Сталин просто следовал направлением, которое заложил его предшественник, Ленин, и которое было сутью всего большевистского строя на территории бывшей Российской империи. Сторонники этого мнения полагают, что у сталинизма не было никакой особенной идеологии, потому что сталинизм ими воспринимается исключительно как построенная с опорой на партийную бюрократию и на репрессивные органы система личной власти одного человека. Сталинизм - это в чистом виде диктатура, которая использует для контроля над массами, помимо аппарата насилия, уже существующие идеологические лозунги и идеи. Так что вердикт данного мнения – у сталинизма не было никакой идеологии, разве что кроме идеологии личной абсолютной власти;

      Подход второй – его сформулировал потерпевший поражение в борьбе за власть в партии и в целом государстве наиболее яркий и влиятельный противник Сталина, Троцкий. Он также, по сути, отказывал Сталинув создании какой-то особенной идеологии, которая бы служила опорой его режиму. Троцкий полагал, что сам приход Сталина к власти и его поддержка со стороны большинства членов партии является ничем иным, как победой мелкобуржуазного сознания над чистыми социалистическими и коммунистическими идеями, которые якобы и совершили революцию 1917 года. Самого себя Троцкий считал блюстителем этих традиций, в числе которых на первом месте стояли лозунги интернационализма и приоритетности мировой революции. Сталинизм же с этой точки зрения был победой консервативного сознания, которым руководствовались многие члены партии, которые не могли подняться до теоретических высот мировой борьбы за глобальный коммунизм. Они мыслили мелкобуржуазными категориями, для которых построение коммунизма в отдельно взятой стране было понятной и осязаемой задачей, а мировая революция – чем-то далёким, размытым, неопределённым. Именно на такие умонастроения и опирался, по мнению Троцкого, Сталин, именно они и привели его к власти и помогли создать тоталитарное государство;

      Подход третий – противоположный мнению Троцкого. Сторонники этой гипотезы об идеологиисталинизмаполагают, что Сталин как раз был куда более последовательным и непреклонным «романтиком» в отношении идей коммунизма и социализма, нежели Троцкий, многие другие руководители большевиков и даже Ленин. Так как именно Ленин выступил в начале 1920-х годов с инициативой начала НЭПа, новой экономической политики, которая возвращала в экономику многие рыночные элементы. Именно Ленин в последние годы и месяцы активной сознательной жизни фактически отказался от прежних сугубо теоретических представлений о построении социализма и коммунизма – потому что большевики считали, что с помощью мобилизованной и дисциплинированной партии, захватившей власть, и ряда целенаправленных преобразований «проскочить» капиталистическую стадию общественно-экономического развития и сразу перейти к социализму. Ленин понял необходимость хотя бы частичного отступления от подобных настроений, чем вызвал нешуточный кризис в партии. Сталин же, согласно этому мнению, напротив, вернулся к истокам, он как раз и строил свою систему, сталинизм, в расчёте на то, что построение социализма без капиталистических элементов возможно. Только для этого нужно, с одной стороны, разрушить все мешающие этому старые социальные, экономические, культурные институты, а на их месте построить новые, уже ориентированные на социалистические принципы. Именно поэтому, как предполагается, большинство большевиков с энтузиазмом поддержали Сталина и вознесли его на вершину власти – в нём они увидели человека, который вернулся к истокам после временного отступничества Ленина, идеи которого нельзя было критиковать.

    Политика сталинизма

    Принятую 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов Конституцию СССР, которую принято именовать «сталинской», так как Сталин принимал в её создании непосредственно участие, некоторые историки небезосновательно называют одной из самых демократичных конституций своего времени. Например, советские женщины по этой Конституции обладали абсолютным равенством в правах с мужчинами, в том числе и в сфере политических прав – тогда как в большинстве западных стран подобного равноправия в то время не наблюдалось. Да и вообще граждане страны наделялись широким спектром всевозможных прав и свобод, в которые входили основные политические, экономические, личные права.

    По данной Конституции именно граждане страны путём голосования в рамках всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании формировали высший руководящий орган страны, Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат, Совета Союза и Совета национальностей. Однако в реальности эти права были лишь декларацией, с практикой не имевшей ничего общего. Гораздо важнее для сталинской системы была декларация в Конституции «в основном победы» социализма и прежде всего устранения частной собственности и замены её двумя другими видами собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Это было политической основой сталинизма, так как давало системе повод для продолжения своих действий, в первую очередь репрессивных – так как социализм уже «в основном построен», нужно строить его дальше, а все, кто ему противятся, являются врагами народа, высшего носителя власти.

    Слияние партии и государства

    Пожалуй, ключевым элементом политической системы сталинизма стало слияние партийных и государственных органов. Этот процесс прошёл три основные стадии. Первая состоялась ещё при жизни Ленина, когда советское государство фактически перешло к однопартийной системе – в ходе Гражданской войны, по мере развития успехов борьбы с белыми, большевики вытеснили различными способами и под различными поводами всех своих политических союзников. Потому как Октябрьский переворот 1917 года и начальная стадия Гражданской войны ознаменовалась достаточной широкой коалицией нескольких левых политических сил – большевиков, меньшевиков, эсеров. И лишь затем в стране фактически осталась одна партия.

    Второй этап уже проходил при непосредственном участии и даже руководстве Сталина, когда в середине 1920-х годов партийные органы взяли под контроль не только государственные, но и административные, и местные органы управления. Довольно быстро сложилась ситуация, когда без санкции партийных структур государственные органы не могли принять никаких решений. А уж потом произошло и непосредственное сращивание, когда и партийные деятели, и государственные чиновники стали одними и теми же лицами. Третий этап связан с развитием бюрократической системы: контроль над государством требовал от партии наличия всё большего аппарата чиновников, которые постепенно стали отдельной социальной группой населения – партийно-государственной номенклатурой. Именно появление мощного бюрократического аппарата, который и определяет всю деятельность государственной машины, в отличие от ничего не решающего населения, и выделяют как наиболее характерную черту сталинизма.

    Всё зависит от центра

    Наконец, политическая система сталинизма характеризуется отчётливым централизмом, то есть таким типом построения всей политической и государственной системы, когда все решения исходят из центра и их повсеместное и обязательное исполнение обеспечивается мерами принуждения. В этом отношении можно выделить два момента: во-первых, печально знаменитые репрессии сталинского времени были ничем иным, как способом заставить страну выполнять принятые высшим руководством страны решения. Без репрессивных мер Сталину просто не удалось бы подавить то социальное недовольство, которое вызывали коллективизации, индустриализация и другие меры. Наглядным же проявлением централизма сталинской системы явился знаменитый «культ личности».

    Во-вторых, ориентация на центр в политической системе сталинизма отчётливо проявилась в отношениях между государственным центром и национальными республиками СССР. Формально советские республики имели довольно широкие права и полномочия, на бумаге они мало чем отличались от независимых государств. Но на практике власть в национальных республиках осуществлялась при непосредственном и жёстком контроле из центра, руководители республик назначались из Москвы и контролировались партийными органами. При этом Сталин проявлял определённую гибкость, давая возможность занимать часть руководящих постов на местах представителям местных национальностей, однако их самостоятельность никогда не становилась слишком значительной.

    Культ личности - возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля).

    Культ личности Сталина - возвеличивание личности Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола.

    В сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина ореол непогрешимого вождя. После обретения Сталиным всей полноты власти применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы «великий вождь», «великий вождь и учитель», «отец народов», «великий полководец», «гениальный учёный», «лучший друг (учёных, писателей, физкультурников и др.)» и т.д. Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза.

    Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.

    В честь Сталина были названы 6 крупных населенных пунктов (Сталинград - Волгоград, Сталино - Донецк, Сталинабад - Душанбе, Сталинск - Новокузнецк, Сталиногорск - Новомосковск, Сталинири - Цхинвал).

    В 1937-1938 годах выдвигались предложения переименовать Москву в город Сталинодар.

    Названия, связанные со Сталиным, были присвоены высочайшим вершинам СССР (Пик Коммунизма), Болгарии (Мусала), Словакии и всех Карпат (Герлаховски-Штит), а также расположенной на территории Канады горе Маунт-Пек.

    Имя Сталина носили станции метро Семеновская Московского метрополитена, Измайловский парк в Москве, Беломорско-Балтийский канал, Завод имени Лихачёва, ряд вузов, в том числе Тбилисский государственный университет, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский государственный горный университет, Московский государственный технологический университет «Станкин», Белорусский национальный технический университет и др.

    В честь Сталина были названы серии танков, паровозов, и бронепоезд.

    После смерти Сталина произошла значительная демократизация советского общества. 20 съезд КПСС состоялся в 1956 г., 14 – 25 февраля. На этом Съезде были пересмотрены те оценки, которые ранее давались сталинской политике. Так же, осужден культ личности Сталина. Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» был представлен 25 февраля на закрытом утреннем заседании и содержал весьма жесткую критику культа личности Сталина и его деятельности в целом, а так же, политических репрессий 1930-х, а так же, 1950 годов, а вся вина за события тех лет возложена лично на Сталина.

    Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории - культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических, например, во Франции во времена президентства Шарля де Голля.

    Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклонства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой «единственно верной идеологии» наделяются качествами пророков и ясновидцев.

    Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства.

    В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.


    Другие статьи:

    Основные идеологические течения в современном мире
    а) Либерализм и неолиберализм. В историческом плане первым оформившимся идеологическим учением был либерализм, идейной основой которого послужила политическая философия английских просветителей 17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. ...

    Внешняя политика и ее основные направления
    Сегодня в российской внешней политике не наблюдается полноценной стратегии, но есть тактика, основанная на прагматизме и сохранении реактивной специфики. Между тем крайне важно определиться будет ли внешняя политика страны инструментом да...

    Основные рекомендации и предложения по формированию активного имиджа главы муниципального образования. Взаимодействие населения с местным органом власти как технология формирования имиджа
    Активный имидж власти предполагает активное взаимодействие населения с властью. Власть должна быть максимально приближена к населению, чтобы эффективно решать вопросы местного значения. О низкой активности населения участия в управлении г...