Презентация

Презентация "Сколиоз в моей жизни" презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему. Презентация для учителей начальных классов "Гигиена позвоночника






Функциональные нарушения осанки являются одним из самых распространенных отклонений в скелетно-мышечной системе у современных детей младшего школьного возраста .


Факторы, негативно влияющих на формирование правильной осанки у детей 72,3% детей не выполняют утреннюю гимнастику Подавляющее большинство (72,0%) младших школьников составляют дети, пребывание которых на свежем воздухе длится менее 2,5 часов. 57,3% детей затрачивают на приготовление домашнего задания более 2,5-3,0 часов. При этом они находятся в положении сидя в «удобной» для ребёнка позе. Установлено, что 62,7% детей спят на мягкой кровати с большой подушкой. Не подходит мебель по росту детям в 67,4% случаев. Не подходит мебель по росту детям в 67,4% случаев. 47,1% детей нося ранцы на плечах. 65% детей не соблюдают при чтении литературы не соблюдая правильную позу.


Организация рационального режима дня У детей младшего школьного возраста в режиме учебного дня нагрузки статического характера преобладают над двигательной активностью. Длительное сидение за партой приводит к хроническому утомлению мышц позвоночника, что, в начале вызывает обратимое, а затем и стойкое (фиксированное) нарушение, характеризующееся неправильным соотношением пропорций костно-мышечного скелета. Поэтому существенное значение для детей данного возраста приобретают организация рационального режима дня (чередование статической и динамической работы), организация правильной рабочей позы во время занятий, что позволит улучшить не только осанку, но и физическое развитие, и, следовательно, повысить уровень двигательных способностей.


Признаки нормальной осанки Нормальная осанка непринужденно стоящего человека характеризуется следующими признаками: Оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; Тазобедренные и коленные суставы разогнуты; Изгибы позвоночника (шейный, грудной и поясничный) умеренно выражены; Плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются; Грудная клетка цилиндрическая или коническая, умеренно выступающая; Живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый. Угол наклона таза не более 31 гр.


Типы осанки А - нормальная осанка; Б - сутулая спина (поясничный лордоз и наклон таза уменьшены); В - плоская спина, физиологические изгибы не выражены, сглажен поясничный лордоз, резко уменьшен наклон таза; Г - плосковогнутая спина, физиологические изгибы сглажены, за исключением поясничного лордоза; Д - круглая спина, физиологические изгибы компенсаторно увеличены, наклон таза нормальный. А Б ВГД




"Сколиоз - старый крест ортопедии" Biesalski "Трудно смириться с тем, что это уродство может появиться у совершенно здорового ребёнка и что у нас нет почти никакого представления об этиологии этого заболевания". J.James.


В последнее десятилетие в России отмечена тенденция к увеличению больных сколиозом, распространенность которого у детей составляет от 3,4 до 15% [Казьмин А.И., Кон И.И., 1981, Никитин Г.Д., 1998]. Прогрессирование до тяжелых степеней по данным разных авторов встречается в % случаев. Причины прогрессирования: ухудшение экологии, недостаточная диспансеризация, неадекватное консервативное лечение.


КЛАССИФИКАЦИЯ СТЕПЕНИ ДЕФОРМАЦИИ ПО В.Д. ЧАКЛИНУ I степень сколиоза едва уловимое искривление позвоночника во фронтальной плоскости, видимое в вертикальном положении больного и не исчезающее полностью в горизонтальном положении. Характерна асимметрия мышц на уровне первичной дуги, которая более заметна в положении наклона больного, а в поясничном отделе образует мышечный валик. Легкая нестойкая асимметрия надплечий и лопаток при грудной локализации дуги и асимметрия линии и треугольников талии при поясничном искривлении. На рентгенограмме, сделанной в положении лежа (в противоположность «нефизиологической осанке»), намечаются признаки торсии, совпадающей с направлением клинически определяемой дуги. Угол сколиотической дуги, измеренный методом Кобба, в пределах 5-10°. 1 ст 11ст 111 ст 1Vcт


КЛАССИФИКАЦИЯ СТЕПЕНИ ДЕФОРМАЦИИ ПО В.Д. ЧАКЛИНУ II степень сколиоза боковое искривление позвоночника отчетливо заметно, намечается реберный горб, деформация частично фиксирована и полностью не исправляется. На рентгенограмме имеются признаки структурального сколиоза в виде ясно выраженной торсии и иногда клиновидной деформации позвонков на вершине первичной дуги сколиоза. Угол искривления, определяемый по рентгенограмме, сделанной в положении лежа, составляет 1130°. Намечаются ранние признаки компенсаторной дуги.




III степень сколиоза Сопровождается большей или меньшей степенью отклонения корпуса в сторону основной дуги, сколиотическая деформация позвоночника фиксированна и коррекции поддается незначительно. Реберный горб высотой (в аксиальной проекции) до 3 см. У больных с III степенью сколиоза уже клинически выявляется сердечно-сосудистая недостаточность, проявляющаяся учащением пульса и дыхания при малейшем увеличении нагрузки (приседание, бег, подъем по лестнице). Угол искривления от 31 до 60°.


КЛАССИФИКАЦИЯ СТЕПЕНИ ДЕФОРМАЦИИ ПО В.Д. ЧАКЛИНУ IV степень сколиоза характеризуется резко выраженным фиксированным кифосколиозом со значительным отклонением корпуса в сторону, опущением реберных дуг до соприкосновения с гребнями подвздошных костей и даже погружением их в полость таза. Компенсаторные дуги и выраженный поясничный лордоз носят фиксированный характер. Больные отмечают иногда боль в позвоночнике. Заметно выражены нарушения со стороны сердца и легких, которые, уже необратимы. Угол искривления 6190°. 1 ст 11ст 111 ст 1Vcт


Обследование больного Исследование больного идиопатическим сколиозом должно иметь прямое отношение к установлению прогноза. Наиболее важным прогностическим фактором является локализация первичной дуги искривления. Чем выше расположена в позвоночнике первичная дуга искривления, тем хуже прогноз. Самым неблагоприятным является грудной сколиоз: у каждой четвертой девушки, страдающей грудным сколиозом, искривление позвоночника превышает 100° и только одна треть таких больных заканчивает рост с деформацией менее 70° (James, 1967). Сколиоз грудного отдела, начинающийся в детском возрасте, почти всегда превышает 70°.


Обследование больного Клиническая диагностика. Традиционно визуальная диагностика сколиоза основывается на отклонении линии остистых отростков от среднего положения и смещении анатомических структур относительно срединной линии туловища. В положении стоя, с выпрямленными ногами выявляют асимметрию надплечий, лопаток, поясничных треугольников, ягодичной складки, перекос таза. Мобильность деформации определяют по изменению формы линии остистых отростков при наклоне туловища во фронтальной плоскости (bending test): при мобильных деформациях наклон в сторону вершины деформации сопровождается ее выпрямлением, при ригидных – линия не меняет своей формы.


Обследование больного При наличии бокового искривления позвоночника больному предлагают наклониться кпереди. Если осанка нарушена (осаночный сколиоз), то при наклоне кпереди боковое искривление позвоночника выпрямляется, признаки стойкого ротационного смещения отсутствуют. При структурном сколиозе боковое искривление позвоночника при наклоне кпереди остается стойким и, что важнее всего, появляются признаки фиксированной ротации позвоночника. Больной медленно наклоняет голову, затем сгибает шею, грудной и поясничный отделы позвоночника, стараясь достать пол пальцами рук. Врач, сидя позади больного, наблюдает при наличии структурного сколиоза появление шейного валика, или реберного горба, или, наконец, поясничного валика. Появление валика (шейного, поясничного) или горба, указывающее на уровень фиксированного ротационного смещения позвоночника (торсии), является главным клиническим признаком структурного сколиоза.


Рентгенографическое исследование Для точной диагностики сколиоза выполняются рентгеновские снимки позвоночника с захватом таза в переднезаднем направлении в положении больного стоя и лежа и профильный снимок в положении лежа. На рентгенограмме определяют локализацию искривления, рассчитывают величину искривления по методу Фергюссона или Кобба, уточняют рентгеноморфологические изменения позвонков. По Фергюссону отмечают центр тела позвонков на вершине искривления и центр нейтральных позвонков выше и ниже дуги искривления. Эти точки соединяют прямыми линиями, угол пересечения которых соответствует величине искривления. По методу Кобба на рентгенограмме проводят линии, параллельные верхней и нижней поверхностям нейтральных позвонков выше и ниже дуги искривления. Пересечение перпендикуляров этих линий образует угол, равный величине искривления. Метод Фергюссона Метод Кобба


Рентгенографическое исследование В горизонтальной плоскости деформация позвоночного столба представляет собой ротацию позвонков вокруг вертикальной оси и является основным компонентом механогенеза идиопатического сколиоза. Наиболее ярким рентгенографическим проявлением ротации является изменение расположения теней корней дужек вершинного позвонка на фасной спондилограмме. В норме, при отсутствии ротации, эти тени расположены симметрично относительно средней линии тела позвонка и его боковых краеобразующих Ротация 1 степени Ротация 11 степени Ротация 111 степени Ротация 1V степени


Рентгенографическое исследование Прогрессирование сколиоза зависит от возраста больного, типа и степени деформации. Рентгенологическое исследование позволяет определить потенциальные возможности роста позвоночника по степени окостенения гребней подвздошных костей – тесты Риссера. По Риссеру, гребень подвздошной кости делят на 4 части, и стадийность процесса выглядит следующим образом: Риссер-0 – отсутствие тени эпифиза; Риссер-1 –оссификация в пределах 25% гребня; Риссер-II –оссификация в пределах 50% гребня; Риссер-III –оссификация в пределах 75% гребня; Риссер-1V –полная оссификация гребня; Риссер-V –слияние эпифиза и тела подвздошной кости Схема развития эпифиза гребня подвздошной кости


Таблица Вероятность прогрессирования сколиоза в зависимости от величины деформации и показателей теста Риссера (J.E.Lonstein, J.M.Carlson., 1984) Показатели теста Риссера Величина сколиотической дуги


Магнитно-резонансная томография МРТ – метод, позволяющий изучать не только костные, но и мягкотканые структуры, что применительно к позвоночнику позволяет оценивать состояние межпозвонковых дисков и содержимого позвоночного канала. МРТ – обязательный метод в специализированной вертебрологической клинике, поскольку при идиопатических сколиозах, особенно запущенных, важно знать положение дурального мешка относительно стенок позвоночного канала на вершине деформации. ЯМР-томография: определение положения дурального мешка в позвоночном канале во фронтальной и горизонтальной плоскостях при идиопатическом сколиозе


Компьютерно-оптическое исследование В Новосибирском Республиканском центре патологии позвоночника в 1994 г. был разработан метод компьютерной оптической топографии, основанный на проецировании полос и пространственном детектировании фазы, и создана первая отечественная оптико- электронная топографическая система – ТОДП.


Формирование правильной осанки Ученик должен сидеть на жестком стуле с прямой спинкой. Стул подвигается под стол на четвертую часть сиденья. Регулировать положение стоп на полу за счет подставки. Посадка на стуле должна быть глубокой с выпрямленной спиной и головой, симметричным положением плеч и локтями, расположенными на столе. Через каждые минут при выполнении уроков рекомендуется проводить физкультурную паузу со сменой положения (стоя или лежа). Выполнение этих требований создает оптимальные условия для работы позных мышц. В школе дети с нарушениями осанки и сколиозами должны сидеть только в среднем ряду, а здоровые -периодически пересаживаться из одного бокового ряда в другой.


Воспитание правильной осанки Закрепление навыков правильной осанки, посредством гимнастических упражнений обязательное условие во время занятий различными формами физической культуры и спорта. Воспитание правильной осанки педагогическими методами осуществляется через мысленное и зрительное представление о ней. Мысленное представление формируется со слов специалиста по лечебной физкультуре (или родителя) как идеальная схема расположения тела в пространстве (положение головы, надплечий, грудной клетки, живота, таза, ног) и как зрительного образа (рисунки, фотографии). Учить детей принимать правильную осан­ку и исправлять замеченные дефекты можно при помощи зеркала. Контроль над осанкой требует значительных волевых усилий, к реализации которых дети младшего школьного возраста не готовы. Большая роль в этом процессе принадлежит родителям в плане терпения и педагогического такта.


Воспитание правильной осанки Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки 1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС - за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки 2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.


Физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются. при всех видах нарушений осанки. Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов). На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета.


Физиотерапевтическое лечение при нарушении осанки и сколиозе Основные эффекты физиотерапии: усиление крово- и лимфообращения; электростимулирующая и расслабляющая терапия; ускорение ферментативных реакций; нервно-рефлекторное воздействие; действие, способствующее восстановлению анатомо- физиологических соотношений.


Физиотерапевтическое лечение при нарушении осанки и сколиозе аппликации парафина (озокерита, пакетированной грязи детям старше 3 лет) на воротниковую зону и грудной отдел позвоночника. Время воздействия мин., процедур, ежедневно; Импульсные токи: сложномодулированные токи («Амплипульс», интерференционные токи «Интердин»)


Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.


Схема дифференцированного массажа при сколиотической болезни степени А - вид сзади; 1 - расслабление и растягивание верхней порции трапециевидной мышцы; 2 - укрепление длинных мышц в грудной области, реберного выступа и снижение его высоты ритмическим надавливанием на ребра; 3 - расслабление и растягивание запавших мышц в области поясничной вогнутости; 4 - оттягивание крыла подвздошной кости; 5 - укрепление мышечного валика, снижение его высоты и формирование талии; 6 -расслабление и растягивание межреберных мышц и связок в области грудной вогнутости; 7 - оттягивание угла лопатки; 8 - укрепление мышц над лопаткой и верхней порции трапециевидной мышцы. Б вид спереди: 1 - укрепление мышц плечевого пояса; 2 - укрепление мышц в области переднего реберного горба и выравнивание его надав­ ливанием по направлению к сзади; 3 - укрепление мышц брюшного прес­са; 4 - выравнивание реберных дуг захватыванием их от позвоночника и направляя к спереди; 5 - расслабление грудных мышц и оттягивание плеча назад. АБ


Лечебное плавание Одним из основных элементов физической реабилитации при сколиотической болезни является лечебное плавание. Занятия в воде способствуют самокоррекции искривленного позвоночника, укреплению мышц туловища и увеличению ЖЕЛ. При лечебном плавании реализуется два основных момента лечения сколиотической деформации позвоночника: самовытяжение и укрепление мышц в условиях естественной разгрузки позвоноч­ ника. В качестве основного стиля при плавании рекомендуется использовать брасс с удлиненной паузой скольжения. При плавании брассом движения строго скоординированы с движениями грудной клетки, сокращениями диафрагмы и мышц брюшного пресса. При этом стиле плавания исключены ротационные движения позвоночника. Плавание целесообразно проводить в комплексе с другими лечебно-профилактическими мероприятиями: корригирующая гимнастика, массаж, физиотерапевтическое лечение. При плавании рекомендуется выполнять движения, которые способствуют коррекции искривления в позвоночнике. Например, использовать плавание с большой паузой между движениями и скольжением по воде.


Санаторно-курортное лечение Целенаправленное применение этого лечения приводит к благоприятным изменениям в течение патологического процесса, улучшает общее состояние организма, нормализует деятельность жизненно важных органов и систем. Динамика репаративных процессов во время пребывания в санатории зависит от степени активизации адаптацион­ных возможностей, специфической и неспецифической реактив­ности растущего организма. Эффективность лечения и реабили­тации детей с заболеваниями позвоночника в санаториях обес­печивается комплексностью применения ортопедических методов, режимов двигательной деятельности, лечебной физкульту­ры, массажа, курортных факторов, физиотерапевтических процедур и учебно-воспитательной работы.


Санатории, специализирующиеся на лечении детей с нарушением осанки и сколиозом Нарушения осанки, сколиозы - основные показания для лечения в санаториях «ДиЛуч», Русь (Анапа). В санатории «ДиЛуч» разработана специальная программа санаторно- курортного лечения заболевания опорно-двигательного аппарата. Дети принимаются с 4-х летнего возраста. «ДиЛуч» Клинический санаторий Юбилейный (Евпатория) принимает на лечение детей и взрослых с нарушениями осанки, сколиозом 1 степени. В санаторий «Ейский» (расположенный на Ейской косе Таганрогского залива Азовского моря) на оздоровление принимаются дети вместе с взрослыми, дети старше 7-ми лет принимаются организованными группами с руководителем на каждые 10 детей.


Ограничение определенных видов физической деятельности у детей со сколиозом Необходимо ограничить определенную двигательную деятельность, а также исключить висы, упражнения на гибкость. Больным детям запрещается заниматься видами спорта, которые увеличивают статическую нагрузку на позвоночник (тяжелая атлетика, дальний туризм с ношением тяжелых вещевых мешков, прыжки в высоту, длину и т.д.) и способствуют "разбалтыванию" позвоночника (акробатика, спортивная и художественная гимнастика и т.д.).


Отрицательное воздействие мануальной терапии на течение сколиоза Отрицательную реакцию у отечественных (И.И. Кон, А.И. Казьмин, Ю.И. Поздникин) и зарубежных ортопедов (Bunnell, Branthwaite, Ascani) вызывает использование мануальной терапии (остеопатии) при лечении сколиотической болезни у детей и подростков. По их мнению, после её применения возрастает нестабильность позвоночника и временный положительный косметический эффект после манипуляций, за счет растяжения соединительно- тканных структур, сменяется бурным прогрессированием сколиотической деформации позвоночника в период роста. Необходимо подчеркнуть, что в отделении патологии позвоночника НИДОИ им. Г.И. Турнера приемы мануальной терапии и активного вытяжения позвоночника применяются только в период подготовки к оперативной коррекции деформации позвоночника.


Положительное влияние мануальной терапии на течение сколиоза Вместе с тем в литературе описаны попытки применения мануальной терапии при диспластическом сколиозе у детей и подростков (Л.Г. Зальцман, А.И. Бобырь, Schultz, Danbert). В них указывается возможность купирования методом мануальной терапии такого частого осложнения сколиотической болезни, как вертеброгенный болевой синдром, с последующим замедлением прогрессирования деформации на фоне терапии, стабилизирующей позвоночник. Отмечается улучшение межпозвонкоых взаимоотношений и устранение мышечного дисбаланса. Указывается на возможность посредством приёмов мануальной терапии устранять тазовые дисфункции, торсию плечевого пояса по отношению к тазу.


Хирургическое лечение сколиоза Несмотря на развитие медицинской науки и техники, в лечении рассматриваемого заболевания остается много нерешенных задач. Эволюция хирургического лечения шла от применения заднего спондилодеза до комбинированных вмешательств на вентральных и дорсальных отделах с использованием современных инструментариев. Было предложено множество различных конструкций.


Показания к хирургическому лечению сколиозов. интенсивное прогрессирование искривления позвоночника у больных с деформацией менее °, имеющих клинические и рентгенологические признаки сохраняющейся большой потенции роста; наличие или появление признаков миело- или радикулопатии в виде преходящих неврологических расстройств и болевого синдрома.


Основные требования, предъявляемые вертебрологами к погружным конструкциям для коррекции сколиоза Стабильность конструкции; Простота коррекции; Безопасность применения; Многоуровневая фиксация корригированного позвоночника; Осуществление деротирующего эффекта


Метод лечения сколиоза двухпластинчатым эндокорректором В детском ортопедическом отделении ГУЗ ВОКБ 1 метод лечения сколиоза с использованием двухпластинчатого эндокорректора с многоуровневой фиксацией используется с 2005 года. За это время пролечено 15 человек с хорошими клиническими результатами. Все дети были с V степенью сколиоза в возрасте от 14 до 19 лет.


Метод лечения сколиоза двухпластинчатым эндокорректором Рентгенограмма больной С., 18 лет до операции, угол деформации стоя Рентгенограмма и вид больной С., 18 лет через 3 месяца после операции установки пластинчатого эндокорректора, угол деформации 28 0.


Метод лечения сколиоза двухпластинчатым эндокорректором Больная Т, 17 лет, Ds: идиопатический левосторонний грудопоясничный сколиоз 1V степени, рентгенограмма до операции. Имеется угловая деформация на протяжении от ThV1 до L5, отклонение позвонков влево с вершиной деформации на уровне L2, угол деформации лежа Больная Т, 17 лет, Ds:идиопатический левосторонний грудопоясничный сколиоз 1V степени, рентгенограмма и внешний вид после операции. 47 В нашем докладе мы остановились лишь на некоторых аспектах проблемы профилактики, диагностики, лечения нарушения осанки и идиопатических сколиозов у детей. На наш взгляд, проблема давно вышла за рамки традиционной ортопедии - начиная с ранних проявлений деформации, в лечебном процессе должны принимать активное участие неврологи, реабилитологи, ортезисты. Однако, динамическое наблюдение и определение тактики лечения, выбор метода операции и ее осуществление полностью являются прерогативой вертебролога.

В процессе своей эволюции человек получил много “наград” от природы. Одной из них является прямохождение, что кардинально отличает человека от остального животного мира и дает ему массу преимуществ. В связи с вертикальным положением появилась и осанка. Правильная осанка – это не только красиво, но и является показателем, как физического, так и психологического здоровья. Нарушение осанки – это большая группа приобретенных, а в некоторых случаях и врожденных состояний, причем не всегда патологических, которые проявляются в различных искривлениях позвоночника.

Вопрос о патологической осанке является особо актуальным сегодня, ведь современный образ жизни, длительное времяпрепровождение за мониторами компьютеров, отсутствие гигиенических стандартов мебели в учебных заведениях и в офисах приводят к учащению нарушений осанки не только у детей, но и у взрослых.

Значение правильной осанки

Для начала разберемся с тем, что такое правильная осанка, какое ее значение и функции в жизни человека. Каждый индивид обладает только одной (правильной или патологической) осанкой. Осанка – это привычное положение тела человека в пространстве (как при движении, так и в покое), которое формируется и задается на бессознательном уровне. Как уже упоминалось, осанка появилась в связи с эволюцией человека и присуща только ему.

Признаки правильной осанки:

  • линия всей длины позвоночника имеет вертикальное направление, голова смотрит прямо;
  • симметричное расположение лопаток, плеч, сосков;
  • обе ключичные кости соединяются горизонтальной линией;
  • обе ягодицы расположены на одном уровне;
  • на спине нет асимметрических кожных складок;
  • все физиологические изгибы позвоночника находятся в нормальном диапазоне величин (нет патологических лордозов, кифозов);
  • нет бокового искривления позвоночника (сколиоз);
  • обе ноги имеют одинаковую длину.

Особенно опасно нарушение осанки у школьников, так как именно в этот период позвоночник растет активнее, чем всегда, и воздействие причинных факторов нарушения осанки приводит к выраженным деформациям, которые опасны для здоровья ребенка.

Функции, которые выполняет правильная осанка:

  • приводит к равномерному распределению нагрузок на позвоночный столб, что оберегает его от повреждений и различных заболеваний;
  • обеспечивает поддержку равновесия тела и отличную координацию движений;
  • позволяет движения в суставах с максимальной амплитудой;
  • придает человеку эстетики;
  • обеспечивает нормальное функционирование внутренних органов и их защиту от внешних воздействий;
  • осанка – это внешний показатель психического и физического здоровья человека;
  • влияет на формирование характера.

Таким образом, можно себе представить последствия нарушения осанки.

Что приводит к нарушению осанки?

Если вы задались вопросом, почему возникает патологическая осанка, то ответов несколько. Причины такого явления могут скрываться в органических патологических изменениях тканей позвоночного столба, как правило, это наблюдается при врожденных заболеваниях и пороках опорно-двигательного аппарата, а также, если причинный фактор действует в раннем детстве, например, рахит, родовая травма. В других случаях нарушение осанки развивается без каких-либо морфологических изменений позвоночника – это приобретенные нарушения, которые в основном связаны с длительным неправильным положением тела.

Основные причины нарушения осанки:

  • врожденные патологии и другие заболевания с органическим поражением позвонков (опухоли, туберкулезная инфекция, рахит, заболевания соединительной ткани);
  • травматические повреждения позвоночного столба;
  • патология слухового и зрительного аппарата (постоянно заставляет вытягиваться в сторону раздражителя, чтобы лучше его рассмотреть или услышать);
  • нерациональная рабочая поза (например, за партой, в офисе);
  • неудобная одежда;
  • плохое развитие мышц спины, которые должны служить опорой для позвоночника;
  • работа в плохих условиях (недостаточное освещение).

Причиной номер один нарушения осанки выступают длительные динамические и статические перенапряжения, особенно на этапе роста и развития позвоночника у детей (неправильная поза за партой, за столом, длительное пребывание за компьютером и пр.). Потому профилактика нарушений осанки у детей – это в первую очередь приучение к физиологической рабочей позе и физические упражнения.

Неправильная осанка и ее виды

В зависимости от искривления в той или иной плоскости (сагиттальная, фронтальная или смешанные), а также от типа (патологический лордоз, кифоз и сколиоз), различают отдельные виды нарушения осанки.

Для справки:

  • кифоз – это изгиб позвоночника кзади, в норме встречается в грудном отделе, если превышает существующие нормальные величины, то считается патологическим;
  • лордоз – прогибание позвоночного столба вперед, существует физиологический шейный и поясничный лордоз, если сильно выражен – то это патология;
  • сколиоз – это искривление позвоночника в сторону, в зависимости от того, куда открыта дуга сколиоза, различают левосторонний и правосторонний, в некоторых случаях встречается S-образный сколиоз.

Основные типы нарушения осанки формируются сочетанием указанных выше искривлений в различной степени выраженности.

Различают следующие виды нарушения осанки:

  1. Сутулость – в основе находится углубление грудного кифоза и уплощение поясничного лордоза. Симптомы сутулости – приведение плечевых суставов, крыловидные лопатки, согнутая голова.
  2. Круглая спина – можно сказать, что это крайне выраженная сутулость (отсутствие лордоза поясницы и значительное увеличение кифоза грудного отдела). При таком искривление перемещается центр тяжести и, чтобы не упасть, человек ходит на полусогнутых ногах. Среди прочих признаков – наклон таза меньший, голова согнута, плечи приведены, крыловидные лопатки, руки свисают, живот выпучен.
  3. Кругловогнутая спина – увеличиваются все физиологические позвоночные изгибы. Ноги могут быть, как полусогнутыми, так и переразогнутыми в коленных суставах, лопатки крыловидные, голова выдвинута вперед, плечи приведены, живот выпучен.
  4. Плоская спина – развивается при уплощении всех физиологических изгибов позвоночника. Грудная полость смещается вперед, живот выпирает. Основная опасность плоской спины заключается в том, что при движениях толчки не амортизируются (нет изгибов) и передаются прямиком на основание черепа и головной мозг – повышается риск повреждения.
  5. Плосковогнутая спина – уплощается кифоз грудного отдела при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Таз смещается кзади, ноги либо полусогнутые, либо отмечается переразгибание в коленях, лопатки крыловидные.
  6. Сколиотическая осанка – это нарушение осанки во фронтальном направлении (все предыдущие – это искривления в сагиттальной плоскости). Характеризируется боковым искривлением позвоночника, все симметрические линии тела нарушены. Отличие, которое отличает сколиотическую осанку от сколиоза – это отсутствие поворотов позвонков вокруг своей оси.

Почему патологическая осанка – это опасно?

Нарушение осанки – это не заболевание, но оно создает все предрасполагающие условия для патологии позвоночного столба, других структур опорно-двигательного аппарата, а также приводит к нарушению нормальной функции внутренних органов грудной и брюшной полости.

Плохая осанка приводит к раннему развитию и тяжелому течению дегенеративных и дистрофических заболеваний, например, остеохондроз, деформирующий остеоартроз коленных и тазобедренных суставов. Со временем развивается деформация грудной клетки, что приводит к ограничению экскурсии при дыхании – страдают легкие и сердце, развивается их недостаточность. Мышцы слабеют и атрофируются, это приводит к нарушению работы органов брюшной полости.

Потому при подозрении на неправильную осанку обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом для составления индивидуального комплекса лечения, ведь утверждение о том, что осанку нельзя исправить – это не более чем миф, который придумали лентяи.

Распознать нарушение осанки не сложно. Достаточно простого врачебного осмотра. Ортопед путем одного объективного обследования и нескольких замеров, сможет сказать, о каком именно виде нарушения идет речь. Но, если возникают трудности, то врач может предложить рентгенологическое обследование позвоночника.

Принципы лечения

При данной проблеме словосочетание “лечение нарушения осанки” не совсем уместно, лучше употреблять термин “коррекция осанки”, так как неправильная осанка не является заболеванием. Вылечить можно только те искривления, которые обусловлены органической патологией, например, травма позвоночника, его туберкулезное поражение. В остальных же случаях (функциональные нарушения) проводят только немедикаментозную коррекцию нарушений осанки.

Видео-комплекс упражнений для коррекции осанки:

Коррекция осанки включает следующие методики лечения:

  • ношение специальных ортопедических приспособлений – корригирующих и поддерживающих корсетов;
  • ЛФК – лечебные упражнения – это самый важный и эффективный метод исправления осанки;
  • массаж при нарушении осанки также очень важен, позволяет снять мышечный спазм, наладить микроциркуляцию и обменные процессы;
  • нельзя забывать и о физиотерапевтических процедурах;
  • постоянное соблюдение рациональной рабочей позы.

Главный принцип успешного лечения нарушений осанки – это регулярность и длительность применения корригирующих методик – только в таком случае вы сможете стать обладателем красивой, правильной и царственной осанки.

Профилактические мероприятия

Профилактика нарушений осанки является очень важным мероприятием и должна проводиться всем без исключения детям и подросткам, а также взрослым с повышенным риском развития деформаций. Не зря говорят, что лучшее лечение – это профилактика.

Важные профилактические мероприятия:

  • обеспечить адекватную эргономику рабочего места (хорошее естественное и штучное освещение, удобная мебель, которая подходит по росту человеку);
  • следить за своей рабочей позой;
  • спать на ортопедической подушке и матрасе;
  • ношение ортопедической обуви и удобной одежды, которая не сковывает движения;
  • коррекция и лечения проблем со зрением и слухом;
  • оптимальный двигательный режим;
  • профилактика травм и других заболеваний позвоночника;
  • развитие мышц спины.

Если с раннего детского возраста приучать ребенка к поддержанию правильной осанки, то в результате ваше чадо будет не только здоровым, но и красивым.

Сирингомиелия - довольно распространенное заболевание неврологического характера. Существует много форм проявления болезни, которые обусловлены причинами ее возникновения. Подавляющее большинство случаев связано с врожденными аномалиями развития больного, но есть и приобретенные состояния.

Почему возникает сирингомиелия?

Врачи выделяют истинную и приобретенную форму болезни. В первом случае развитие сирингомиелии связывают с неправильным ростом костей черепа в районе соединения его с позвоночником. В результате возникает состояние, которое называют аномалией Арнольда-Киари - ущемление ромбовидного мозга и мозжечка в задней черепной ямке.

Истинная сирингомиелия является наследственным заболеванием. Начальные проявления его могут быть замечены в возрасте 25–40 лет или не возникнуть никогда. Недуг в истинной форме поражает в основном мужчин и составляет около 80% от всех известных случаев.

Остальные пациенты, страдающие сирингомиелией, имеют приобретенную форму болезни. Спровоцировать синдром сирингомиелии могут инфекционные воспаления спинного и головного мозга (менингит, арахноидит и пр.). Считается, что в некоторых случаях поводом могут стать и слишком сильные физические нагрузки. Частые причины для образования полостей в спинном мозге - это травмы позвоночника.

Проявления болезни

При постановке диагноза сирингомиелии у родственников и самого больного появляется закономерный вопрос о том, что это такое. И истинная, и приобретенная болезнь выражается в образовании полостей в ткани спинного мозга. С течением времени в них скапливается некоторое количество проникающей туда спинномозговой жидкости (ликвора). Когда киста увеличивается в объеме, она начинает давить на окружающие ее нервные клетки, затрудняя прохождение сигналов или приводя к дегенерации тканей.

В любом случае у больного возникает ряд характерных симптомов:

  • болезненность в области шеи, плеч, рук;
  • парестезии разной локализации (онемение, чувство мурашек, жжение или холод и т.п.);
  • мышечная слабость и атрофия мускулов, вялые параличи;
  • вегетативные симптомы (повышенная потливость, гипертрофия жировой клетчатки на пальцах рук, ороговение кожи, деформация суставов и т.п.).

Кроме общих симптомов, могут возникать и другие признаки, связанные с нарушениями трофики тканей и проводимости нервных импульсов. У большинства больных наблюдается пропадание термической чувствительности на отдельных участках тела.

Часто врожденная болезнь затрагивает и весь скелет, приводя к сколиозам и кифозам, расщеплению позвоночника. У ряда больных появляются признаки гидроцефалии (водянки головы). При нарушении питания тканей могут усиленно выпадать или плохо отрастать волосы. У некоторых наблюдаются и аномалии ушной раковины.

При слабом выражении симптомов врачи могут некоторое время принимать проявления сирингомиелии шейного отдела за рассеянный склероз или опухоль мозга (головного, спинного).

Боли в спине бывают настолько сходны с симптомами межпозвоночной грыжи, что больной пытается лечиться народными средствами от этого недуга, не обращаясь к специалистам. Но при проведении МРТ врачи устанавливают диагноз с полной уверенностью в нем на стадии возникновения постоянных и несильных болей в спине.

Диагностика болезни на ранней стадии позволяет вовремя принять меры для снижения скорости развития процесса и снятия некоторых симптомов болезни, которые могут привести к инвалидности.

При локализации кисты в отделах головного мозга возможно нарушение дыхательной функции, и помощь врача будет совершенно необходима для сохранения жизни пациента. Другие бульбарные симптомы приводят к нарушениям речи, глотания, потере голоса. Поэтому при любых подозрениях лучше обратиться к неврологу, не теряя драгоценное время.

Прогноз заболевания

Если истинная форма болезни не имеет выраженного прогресса, то пациенту могут не назначить никаких лекарств. В этом случае потребуется только постоянное наблюдение у невролога, чтобы вовремя обнаружить неврологические признаки развития патологии. Сирингомиелию нельзя вылечить, но она не опасна для жизни, поэтому врачи останавливают только последствия ее прогресса: потери чувствительности, двигательные расстройства.

В части случаев (примерно 25%) прогрессирование заболевания может смениться относительно стабильным состоянием больного. Около 15% людей от общего числа тех, у кого обнаружили кисты в разных отделах спинного мозга, вообще не ощущают ухудшения состояния. Кроме случаев сирингобульбии (образование кисты в дыхательном центре), прогноз болезни относительно благоприятен. Сирингомиелия развивается очень медленно и чаще всего не приводит к полной потере подвижности.

Инвалидность при сирингомиелии может наступить при несвоевременно обнаруженной аномалии, когда киста увеличилась настолько, что от давления погибла часть нервных клеток. При локализации полостей в области грудного отдела спинного мозга, возникают параличи и парезы верхних конечностей. Тогда лечение сводится к минимизации последствий.

Что можно сделать для лечения?

Болезнь, обнаруженную в начальной стадии (разрастание мозгового вещества), лечат применением рентгенотерапии. При этом клетки облучают, чтобы прекратить их бесконтрольное размножение. Но существуют и другие методы лечения, эффективные на более поздних этапах развития заболевания.

В случае обнаружения неврологических симптомов проводят соответствующую терапию медикаментами. Назначать препараты для лечения болезни должен только врач-невролог. Все эти средства имеют противопоказания, и самостоятельное лечение ничего, кроме вреда, принести не сможет.

Врач назначит дегидратирующие вещества (Фуросемид, Ацетазоламид и др.), которые будут способствовать уменьшению количества жидкости в полости кисты. Для снятия неврологических симптомов назначают нейропротекторы (глютаминовую кислоту, Бендазол, Пирацетам и т.п.). Чтобы уменьшить боли, появляющиеся при развитии сирингомиелии, врачи используют современные анальгетики.

Лечение подразумевает комплексный подход, поэтому в домашних условиях помочь себе будет невозможно. Но больной может способствовать облегчению своего состояния, посещая назначенные специалистами процедуры:

  • массаж;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапевтические процедуры.

Для улучшения нервно-мышечной проводимости могут быть назначены радоновые ванны и специальная гимнастика.

Массаж при сирингомиелии включает в себя поглаживание и растирание, ударные приемы в области живота, груди и спины. При потере чувствительности в этих зонах назначают 3–4 курса из 15–20 процедур. Применение массажных процедур в сочетании с лечебной гимнастикой и электростимуляцией мышц в течение 1 года позволяет достичь заметного улучшения состояния пациента.

Хирургическое вмешательство применяют только в тех случаях, когда требуется декомпрессия спинного или головного мозга. В этом случае показанием к операции служит резко нарастающий неврологический дефицит. Этот симптом выражается в парезе ног и рук, вызванных сдавливанием нервных клеток или их отмиранием. В процессе операции полости дренируются, удаляются спаечные образования, что в целом приводит к стабилизации состояния человека.

Профилактика сирингомиелии

Меры для предотвращения кистозных образований в спинном мозге в настоящее время не разработаны. Профилактика может производиться только в направлении предупреждения прогрессирования симптомов и ограничения ситуаций, когда больной может случайно получить ожог или обморожение, бытовую травму.

Из-за того что чувствительность некоторых участков тела снижена, человек не чувствует боли от ожога и может не заметить другую травму. При этом может произойти массивная кровопотеря, возникнуть сильная степень термического поражения. Часто в незамеченную и необработанную вовремя небольшую ранку заносится инфекция.

Развитие местного воспаления, которое у здорового человека вызовет боль и потребность в услугах врача, в случае потери чувствительности часто приводит к сепсису.

Профилактика такого состояния находится целиком в руках больного и его родственников, которым придется следить за своевременным обнаружением травмы. Необходимо и принятие мер для обеспечения безопасности в быту для такого пациента.

Проходя симптоматическую терапию проявлений сирингомиелии и тщательно соблюдая предписания врача, больной долгое время сохраняет привычный для себя образ жизни. Так как процесс образования и роста кисты происходит очень медленно, врачи имеют возможность вовремя реагировать на изменения в состоянии пациента. От него же требуется только соблюдение рекомендаций специалистов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Почему возникает сколиоз у детей? Профилактика сколиоза Выполнил: учитель физической культуры Шульга С.В.

2 слайд

Описание слайда:

Функциональная анатомия и физиология позвоночного столба Позвоночник (от лат. сolumna vertebralis, синоним - позвоночный столб) - это несущий элемент скелета у позвоночных животных. Позвоночник - осевой орган, выполняющий функцию обеспечения вертикальной позы при статических и динамических нагрузках в широком диапазоне, он состоит из 32 - 33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, соединенных в крестец, и 3 - 4 копчиковых), между которыми расположены 23 межпозвоночных диска. Позвоночник образует 4 кривизны: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцово-копчиковый кифоз. В норме, если смотреть сбоку, позвоночный столб имеет S-образную форму. Такая форма обеспечивает позвоночнику амортизирующую функцию. Помимо этого позвоночник осуществляет опорную, защитную и двигательную функции.

3 слайд

Описание слайда:

Сколиоз (от греч. σκολιός - «кривой») - стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения. Сколиоз является одним из самых распространенных ортопедических заболеваний, частота которого, по данным разных авторов, колеблется в значительных приделах - от 0,5 до 20%. Сколиоз - не просто искривление позвоночника вбок, это серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата, способное привести к нарушению работы внутренних органов.

4 слайд

Описание слайда:

Причины сколиоза I Врожденные и приобретенные формы сколиоза Врожденный дискогенный сколиоз: развивается на почве диспластического синдрома (около 90%). Нарушения обмена в соединительной ткани при этом приводят к изменению структуры позвонков, вследствие чего ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска. Одновременно смещается студинистое (пульпозное) ядро, располагаясь не в центре, как обычно, а ближе к выпуклой стороне искривления. Это вызывает первичный наклон позвонков, что обуславливает напряжение мышц туловища и связок и приводит к развитию вторичных искривлений – сколиозу. Статический (гравитационный) сколиоз: развивается при ассиметричной нагрузке на позвоночник вследствие разной длины нижних конечностей, патологии тазобедренного сустава, врожденной кривошеи, обширных и грубых рубцов на туловище. Паралитический сколиоз: развивается из-за ассиметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности, например при полиомиелите, миопатии, ДЦП.

5 слайд

Описание слайда:

Морфологическая классификация Структурный сколиоз характеризуется изменением структуры позвонков. Структурный компонент деформации представлен клиновидной деформацией и торсией позвонков. Функциональный сколиоз (неструктурный) – обратимое укорочение и растяжение связок, мышц, ассиметрия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мышечных контрактур, функциональные блоки межпозвоночных суставов, формирование порочного двигательного стереотипа.

6 слайд

Описание слайда:

Диагностика сколиоза Визуальное исследование (положение, реберное выбухание) Рентгенологическое исследование (в положении стоя и лежа). На основании рентгенограмм устанавливают степень заболевания, чаще всего пользуясь методом Коба. Для определения угла искривления позвоночника проводят две линии параллельно поверхности нейтральных позвонков (выше и ниже дуг искривления); перпендикуляры, восстановленные к этим линиям, образуют угол, соответствующий кривизне позвоночника. Наиболее признана клинико-рентгенологическая классификация по В.Д. Чаклину (1957). В ее основе лежат различные по форме дуги сколиоза, по углу отклонения первичной дуги от вертикальной линии, по степени выраженности торсионных изменений и по стойкости имеющихся деформаций.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

1 степень (С-образная) Эта степень сколиоза обычно характеризуется следующими признаками: косоватым тазом; несколько сведенными плечами; незначительной сутулостью. В этот период развития сколиоза угол искривления (Коба) равен приблизительно 1-10 градусов, что практически незаметно визуально.

9 слайд

Описание слайда:

2 степень (S-образная) Данная степень развития заболевания характеризуется: 1. видимым визуально поворотом позвонков прямо вокруг оси (вертикальной) - торсия; 2. несколько скошенным тазом; 3. кривизной, которая заметна уже в любом положении. Угол искривления (Коба) в этот период равен примерно 11-25 градусам.

10 слайд

Описание слайда:

3 степень Данная степень характеризуется: большим горбом (реберным); явным западанием ребер; значительным ослаблением брюшных мышц (то есть живота); выраженной скошенностью таза. При этом, угол отклонения (Коба)уже равен примерено 26-50 градусам.

11 слайд

Описание слайда:

4 степень Обычно характеризуется серьезной деформацией всего позвоночника. Усиливаются признаки 3-ей степени, наблюдается сильная растянутость мышц в зоне искривления. В этот период угол искривления (Коба) уже составляет более 50-ти градусов.

12 слайд

Описание слайда:

Форма, тип и развитие сколиоза 1. По форме искривления и признаку сколиозы делят на простые и сложные Простые – характеризуются одной дугой искривления, с отклонением позвоночника в одну сторону (С-образные сколиозы). Сложные сколиозы характеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в нескольких направлениях (S-образные, ?-образные, тройной сколиоз). 2. По типу сколиоз подразделяют на простые шейный, шейно- грудной, грудной, пояснично-грудной, поясничный, пояснично-крестцовый и сложные или комбинированные. 3. По развитию процесса различают непрогрессирующий, медленно прогрессирующий и бурно прогрессирующий сколиозы. Более 50% не прогрессируют, 40 % - медленно прогрессируют и 10 % бурно прогрессируют. Наиболее опасен пубертатный период развития ребенка, в который происходит бурный рост скелета.

13 слайд

Описание слайда:

Специалисты не зря говорят о том, что запущенный сколиоз действительно очень опасен. Это заболевание на самом деле может привести к опасным и необратимым изменениям: 1. деформации позвоночника; 2. повлечь за собой возникновение жуткого реберного горба; 3. вызвать чрезмерную асимметрию таза; 4. нарушению развития важных внутренних органов. Кроме того, больной постоянно ощущает быструю утомляемость, его мучают регулярные мышечные/головные боли – это так же следствие сколиоза - той болезни, на которую вовремя родители не обратили никакого внимания. Помимо этого, к последствиям сколиоза можно отнести: 1. косметический дефект (осанка выглядит некрасиво); 2. нарушение взаимоотношений многих важных внутренних органов; 3. деформацию грудной клетки; 4. нарушения функций дыхательной/сердечнососудистой систем; 5. нарушение функциональности спинного мозга (это в особо тяжелых случаях).

14 слайд

Описание слайда:

Признаки сколиоза у детей и подростков Проведите максимально внимательный осмотр своего ребенка. Обратите внимание на такие особенности: симметрична ли в целом высота его лопаток, надплечий, подвздошных костей, подколенных/подягодичных складок; одинаковы ли между туловищем и руками, опущенными вдоль боков, пространства; ровно ли ваш ребенок в расслабленном состоянии держит свою шею. Для этого, попросите его так нагнуться, дабы его руки свисали в свободном состоянии (вниз), и затем оцените все то, что указано выше.

15 слайд

Описание слайда:

О вероятном наличии сколиоза вам расскажут такие признаки: 1. одно плечо располагается немного выше второго; 2. пошла «вразлет» одна из лопаток (то есть, выпирает как бы угол лопатки); 3. разное расстояние от руки, прижатой к боку, до самой талии; 4. при наклонах вперед заметна визуально кривизна позвоночника.

16 слайд

Описание слайда:

Лечение сколиоза Чаще всего врачи-ортопеды назначают больным детям: 1. ношение фиксирующего специального корсета; 2. физкультуру лечебного характера, которая укрепляет мышцы спины; 3. массаж; 4. различные тонизирующие процедуры. В случае если консервативные методы не помогают, то спустя некоторое время, ребенку понадобится уже серьезная операция, которая предполагает установку механических приспособлений для корректировки кривизны позвоночника.

17 слайд

Описание слайда:

Лечение сколиотической болезни Складывается из трех взаимосвязанных звеньев: мобилизация искривленного отдела позвоночника коррекция деформации стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции Основной и наиболее трудной задачей, решение которой определяет успех лечения в целом, является не мобилизация и коррекция искривления, а стабилизация позвоночника в корригированном положении. Коррекция деформации, не подкрепленная мероприятиями, обеспечивающими стабилизацию позвоночника, неэффективна. Суть консервативного лечения состоит в коррекции искривления позвоночника за счет уменьшения функционального компонента искривления и стабилизации достигнутой коррекции за счет улучшения функционального состояния мышечно-связочного аппарата или с помощью корсетирования. ЛФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный в положении максимальной коррекции.

18 слайд

Описание слайда:

Виды упражнений Применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения. Специальные упражнения являются корригирующими и подразделяются на симметричные и ассиметричные. Неравномерная тренировка мышц при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости искривления, что непосредственно приводит к нормализации тяги позвоночного столба. Т.А. Фонарева, М.И. Фонарев (1988) указывают, что сим­метричные упражнения не нарушают возникших компенсатор­ных приспособлений и не приводят к развитию противоискрив-лений. Важным преимуществом этих упражнений является про­стота их подбора и методика проведения, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного позвоночно-двигательного сегмента и отдельных частей опор­но-двигательного аппарата. Ассиметричные упражнения используют с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения трениру­ют ослабленные и растянутые мышцы.

19 слайд

Описание слайда:

Примеры симметричных и ассиметричных упражнений Пример ассиметричных упражнений: из исходно­го положения стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, выполняется следующее упражнение: а) на стороне грудного сколиоза опускается надплечье, плечо поворачивается кнару­жи, при этом лопатка приводится к средней линии. В момент приведения лопатки происходит коррекция реберного выбуха­ния; б) на противоположной стороне грудного сколиоза подни­мается надплечье и плечо поворачивается вперед и внутрь, ло­патка при этом оттягивается кнаружи. В этом движении уча­ствуют надплечье, плечо и лопатка. Поворот туловища не до­пускается. При выполнении этого асимметричного упражне­ния происходит растягивание верхней порции трапециевидной мышцы и укрепление лопаточных мышц на стороне сколиоза; укрепление верхней порции трапециевидной мышцы и растя­гивание лопаточных мышц на противоположной стороне. Уп­ражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положе­ния надплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток. Следует помнить, что неправильное применение асимметрич­ных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза. Рис. а. - симметричное корригирующее упражнение; б - асимметрично корригирующее упражнение

20 слайд

Описание слайда:

Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; кор­рекция сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращен­ных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. Например, на стороне поясничной вог­нутости - отведение ноги назад в противоположную сторону; на стороне грудного сколиоза - отведение руки с небольшим поворотом корпуса в верхнем отделе вперед и внутрь. При от­ведении ноги таз умеренно отводится в ту же сторону. Упраж­нение способствует деторсии в поясничном и грудном отделах позвоночного столба. Группа общеразвивающих упражнений включает в себя упражнения общеукрепляющего характера на все мышечные группы силового и скоростно-силового характера, упражнения на рав­новесие, коррекцию движения, вытяжения и расслабления. Упражнения выполняются с предметом (булава, скакалка, на­бивные мячи, гантели и т.д.) и без него. Для детей, занимающихся корригирующей гимнастикой, большое значение имеют дыхательные упражнения, так как у них обычно слабо развита, а нередко деформирована грудная клетка. Грудную клетку развивают при помощи специальных дыхательных упражнений. При этом она увеличивается в объ­еме, а следовательно, увеличивается и жизненная емкость лег­ких. Применяется грудное и брюшное дыхание. Нередко дети, увлекаясь движением, забывают о дыхании и задерживают его. Поэтому команда методиста «раз-два» во многих случаях заме­няется командой «вдох-выдох». Например, упражнения лежа с гантелями, плавательные движения, «гребля» и т.д. Методист акцентирует внимание детей на сочетании упражнения с дыха­нием и о категорически недопустимой задержке дыхания при упражнениях.

21 слайд

Описание слайда:

При сколиозе I степени наряду с общеразвивающими и дыхательными упражнениями применяют симметричные кор­ригирующие упражнения. Асимметричные упражнения приме­няются индивидуально и исключительно редко. При сколиозе II степени в занятиях лечебной гимнастикой также преобладают ОРУ, дыхательные, симметричные упражнения. По показани­ям применяются асимметричные и деторсионные упражнения. При сколиозе III-IV степеней используется весь арсенал фи­зических упражнений. При сколиозах противопоказаны физи­ческие упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника (наклоны, скручивания, повороты) и приводящие к его перера­стягиванию (висы).

22 слайд

Описание слайда:

ЛФК проводят в форме занятия лечебной гимнастикой (за­нятия корригирующей гимнастикой). Чтобы охватить как можно большее число детей, страдающих сколиотической болезнью, занятия корригирующей гимнастикой проводят групповым ме­тодом. Индивидуализация лечебного воздействия при группо­вом методе занятий достигается комплектованием небольших групп до 10-12 человек, однородных по деформации, возрасту, а также назначением индивидуальных упражнений и дози­ровки. По возрасту дети разделяются на 4 группы: 5-6-лет­ние; 7-10-летние; 11-13-летние; 14-16-летние. Детям с про­грессирующим сколиозом рекомендуется проводить занятия ин­дивидуальным способом. Занятия корригирующей гимнасти­кой проводятся 3 раза в неделю по 30-45 мин. Занятия делятся на 3 части.

23 слайд

Описание слайда:

Подготовительная часть включает в себя организацию груп­пы для занятия, построение, ходьбу, во время которой выпол­няются различные движения руками, развивающие мышцы плечевого пояса и подвижность в плечевых суставах, напри­мер, махи, круговые движения. Ходьба с подниманием пря­мых ног, ног, согнутых в коленях, передвижение в приседе, «прыжок лягушки», «ход слона», «шаги медведя», ходьба на пятках, на носках, на наружном крае стопы, перекаты с пятки на носок, ходьба в различном темпе и различных направлени­ях (змейкой, спиной вперед). Кратковременный бег. Дыхатель­ные упражнения. Далее упражнения выполняются стоя перед зеркалом: общеразвивающие упражнения для шеи, нижних конечностей и плечевого пояса; для формирования и закрепле­ния навыка правильной осанки; для профилактики и коррек­ции плоскостопия. Основная часть занятия. Применяют специальные корри­гирующие упражнения; дыхательные; индивидуальные корри­гирующие упражнения; упражнения в равновесии; упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие образованию рацио­нального мышечного корсета; упражнения для коррекции де­формации ног; упражнения у гимнастической стенки, на гим­настической стенке; подвижные игры. В основу занятия корри­гирующей гимнастикой положен принцип максимальной ста­тической разгрузки позвоночника. Наиболее эффективные ис­ходные положения - лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевое. В заключительной части применяются упражнения на рас­слабление, медленная ходьба с сохранением правильной осан­ки, дыхательные упражнения. По показаниям индивидуально используется лечение положением.

24 слайд

Описание слайда:

Продолжительность различных частей занятия зависит от физической подготовленности детей, поставленных задач, а шкже периода реабилитации. Темп упражнений обычно сред­ний и медленный в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера. Занятия лечебной гимнастикой следует проводить с учетом функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем, для чего необходимо оценивать воздействие нагрузок по сдвигам частоты пульса и его восстановлению (опре­деление физиологической кривой), а также общую тренирован­ность по простейшим функциональным пробам (20 приседа­ний, 30 подскоков) - пульсу и АД. Очень важно в процессе занятия оценивать силу и выносливость различных групп мышц, применяя двигательные тесты. О силе и выносливости мышц-разгибателей туловища судят по времени удержания верхней части туловища на весу, а также состоянию мышц, обеспечивающих наклоны вправо и влево. О силе выносливос­ти мышц живота судят по числу переходов из положения лежа на спине в положение сидя с фиксированными ногами. Ориентиром могут служить нормативные показатели, ус­тановленные для детей A.M. Рейзман и Ф.И. Багровым: для мышц-разгибателей туловища в 7-11 лет - 1-2 мин, в 12- 16 лет - 1,5-2,5 мин; для мышц живота в 7-11 лет - 15-20 движений, в 12-16 лет - 25-30 движений в темпе, не превы­шающем 16 движений в минуту. Показатели функциональных проб обеспечивают дифференцированный подход к назначению индивидуального комплекса на занятиях лечебной гимнасти­кой.

25 слайд

Описание слайда:

Значительное место в физической реабилитации сколиозов занимает лечебное плавание; его оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение в жизни ребенка трудно переоценить. Во время плавания обеспечивается естественная разгрузка по­звоночника, а самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. При выполнении гребковых движений последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спи ны и конечностей, совершенствуется координация движений. Современная методика лечебного плавания разработан» сотрудниками московской ортопедической школы-интерната № 76 Л.А. Бородич, Р.Д. Назаровой. Исследователи доказали, что основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мыш­цы туловища статически напряжены. При этом плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикуляр­но движению, движения рук и ног симметричны, производят­ся в одной плоскости. При этом стиле плавания минимальны возможности увеличения подвижности позвоночника и враща­тельных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе. Плавание стилем кроль, баттерфляй и дельфин в чистом виде применять в лечебном плавании для детей со сколиозом нельзя. Однако могут применяться элементы этих стилей. Подбор плавательных упражнений учитывает степень сколио­за. При сколиозе I степени используют только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлиненная пауза скольжения, кроль на груди для ног. При сколиозе II-III сте­пени задача коррекции деформации диктует применение асим­метричных исходных положений. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасса на груди должно занимать на занятии 40-50% времени. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги искривления позвоночника.

26 слайд

Описание слайда:

Для детей со сколиозом II-III степени исходное положе­ние коррекции подбирается строго индивидуально в зависимо­сти от типа сколиоза. Например, при грудном типе сколиоза с вершиной на 8-9-м грудном позвонке для снижении компрес­сии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные ис­ходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой сторо­ны сколиоза выносится при плавании вперед. При поясничном гипе сколиозы (вершина дуги на 2-3-м поясничном позвон­ках), грудино-поясничном типе сколиоза (вершина дуги на 12-м грудном или 1-м поясничном позвонках) для коррекции дуги могут быть использованы асимметричные исходные по­ложения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на дос­ке. При комбинированном типе сколиоза с двумя первичными дугами (грудной и поясничный) особое внимание уделяется коррекции грудной дуги. Д.М. Цверава (1985), помимо традиционных форм реаби­литации, предложил для лечения нарушений осанки во фрон­тальной плоскости и диспластического грудино-поясничного сколиоза I степени применять верховую езду. Эффективность лечения конным спортом, по мнению автора, заключается в следующем: стабилизации мобильности позвоночника, т.е. устранении функционального компонента; создании мощного, надежного мышечного корсета туловища; в обучении активной коррекции туловища самовытяжением; устранении скованнос­ти в движениях; выработки правильной осанки; повышении устойчивости высшей нервной деятельности; снятии «комплекса неполноценности»; повышении функции опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развитии ловкос­ти, смелости, организованности, внутренней дисциплинирован­ности и любви к животным. Конный спорт противопоказан при поясничном сколиозе, так как способствует усилению торсии позвонков и увеличива­ет степень пояснично-крестцовой дуги; при грудино-поясничном сколиозе I степени, когда вершина искривления находите ниже Ц и L2, так как тренировка подвздошно-поясничных мышц, интенсивно проводящаяся при верховой езде, неблаго» приятно влияет на его течение.

27 слайд

Описание слайда:

Организационное лечение сколиотических больных подразделяется на 3 вида: амбулаторное лечение; лечение в специа­лизированных школах-интернатах; стационарно-санаторное лечение. Амбулаторному лечению подлежат: дети с дугой сколиоза до 10° и торсией 5-10° (без опи­санных признаков прогрессирования); дети с впервые выявленным сколиозом I-III степени с законченным ростом, но нуждающиеся в тренировке мышц и постановке правильной осанки. После обучения физическим упражнениям, увеличения сило­вой выносливости мышц и постановки правильной осанки де­тям первой группы и второй группы с I-II степенью сколиоза рекомендуется рациональное повышение физических нагрузок в секциях плавания, волейбола, ходьба на лыжах.

28 слайд

Описание слайда:

Примерные упражнения ЛФК при сколиозе у детей Лечь на спину. Затем расположить руки на затылке. Развести локти в сторону, а затем вернуть их в исходное положение. Лежа на спине, согнуть ноги в коленях. Затем поочередно приводить колени к животу. Лечь на спину и согнуть ноги в коленях. После этого приподнимать таз и прогибаться в грудном отделе позвоночника. Лежа на спине, приподнимать туловище, тем самым осуществляя прогибы в грудном отделе позвоночнике. Лежа на животе, вытянуть руки вдоль тела ладонями вниз. Опираясь на ладони, поочередно приподнимать ноги вместе с туловищем. Лежа на спине, совершать вращательные движения ногами по типу велосипеда. Во время вращений стараться приблизить ноги максимально к поверхности пола, не касаясь его. Лежа на спине, осуществлять перекрестные движения ногами в горизонтальной и в вертикальной плоскости по типу ножниц. Лежа на спине, поднять ноги вместе. Затем развести их в стороны, и удерживать в таком положении в течение нескольких секунд. Лежа на животе, поднять голову и плечи, удерживая их в таком положении в течение нескольких секунд. Точно так же, лежа на животе, одновременно приподнимать нижние конечности и верхнюю часть туловища, опираясь на грудную клетку. Пассивное вытяжение. Для этого, лежа на спине, стараться максимально вытянуть тело вдоль продольной оси. Для этого следует тянуться головой вверх, а ногами – вниз. Лежа на животе, имитировать руками и ногами плавательные движения.

29 слайд

Описание слайда:

Упражнения для укрепления мышечного корсета (по Т.А. Фонаревой, 1980) Для мышц спины: Лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. 1. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение по команде инструктора. 2. То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам или за голову. 3. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании брассом). 4. Руки в стороны, назад, в стороны, вверх. 5. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. 6. То же, что и упр. 5, но выполнять прямыми руками круговые движения. Упр. 1-6 выполнять с усложнением - задержкой каждого движения до 3-4 счетов. В дальнейшем можно использовать отягощения и сопротивление. 7. Поочередно поднимать прямые ноги, не отрывая таза от пола. Темп медленный. 8.Приподнимать обе прямые ноги с удержанием их до 3-5 счетов. 9. 1 - поднять правую ногу, 2 - присоединить левую, 3-6 -держать, 7 - опустить правую ногу, 8 - опустить левую ногу. 10.Поднять прямые ноги, развести их, соединить и опустить в и.п. 11. Упр. 11-13 выполнять в парах, лежа на животе друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание мяча парт¬ неру, ловля мяча с сохранением приподнятого положения головы и плеч. 12. Бросок мяча партнеру. Руки вверх, голова и грудь приподняты, поймать мяч. 13.В руках гимнастическая палка. Бросить палку партнеру, пой¬ мать ее хватом сверху или снизу. Лежа на животе на гимнастической скамейке: 14. Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удерживать это положение 3-5 счетов. 15. Выполнение руками и ногами движений, как при плавании брассом. 16. Перекатывание набивного мяча партнеру.

30 слайд

Описание слайда:

Профилактика функционального сколиоза у детей Подбирайте правильно своему ребенку матрас, дабы он был не сильно твердым, но и не совсем уж мягким. При возможности, предпочтение отдавайте ортопедическим матрасам. Подушку ребенку кладите только после года. И знайте, она непременно должна быть плоской, то есть невысокой. Необходимо правильно придерживать малыша, беря его на руки, - поддерживайте ему спинку. Старайтесь не выкладывать своего кроху постоянно на одну сторону - нужно регулярно чередовать левый и правый бок. Не усаживайте своего малыша пассивно (к примеру, опирая его каждый раз на подушку). Он должен все-таки научиться сидеть самостоятельно, то есть, крепко держать свою спинку непосредственно в вертикальном положении. Приучайте ребенка проводить любые занятия, такие как рисование, лепка, конструктор, аппликация, только за столом. Создайте ребенку правильный и полезный режим питания. Это облегчит нагрузку на позвоночник. Обеспечьте малышу богатое минеральными/витаминами питание (особенно позвоночнику необходимы: кальций, медь и цинк). Приучите ребенка заниматься утренней гимнастикой. Научите свое чадо правильно сидеть за столом. Расскажите ребенку о том, что затылок обязательно должен быть чуть-чуть приподнят и немного отведен назад, а вот подбородок наоборот - слегка опущен. Важно заметить, что при таком положении улучшается кровоснабжение головном

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

Сколиоз, как проблема школьников Шевченко И. 8б Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятие всю жизнь физическими упражнениями и гимнастикой. Платон

  • Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз. Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают.
По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет), он проявляется наиболее выражено. Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и. т.д. Этим перечнем, конечно, охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные. Принято считать, что причиной травмы поясницы являются тренировочные перегрузки. Между тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью человека.
  • Основные требования к упражнениям по формированию правильной осанки школьника. Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается натуживай. Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Это непреложный закон нашей жизни, и с ним приходится считаться.
  • Для детей младшего школьного возраста полезны занятия разными видами физических упражнений на открытом воздухе. Летом это могут быть катание на велосипеде, купание в открытых водоемах, пешие прогулки по лесу или парку, игры в футбол, волейбол, бадминтон со сверстниками. Зимой, несомненно, прогулки на лыжах, катание на коньках. В ненастную погоду (в так называемые переходные периоды - осенью и весной), когда слякотно, промозгло и ветрено, можно энергично выполнять общеразвивающие упражнения. Примерный комплекс таких упражнений (которые можно выполнять безо всяких приспособлений и спортивного инвентаря
  • Способы контроля правильной осанки: обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены - имеются признаки нарушения осанки. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу и проверить свою осанку более тщательно. Врач поможет подобрать и индивидуальный комплекс упражнений, который требуется при разных видах нарушения осанки
  • Для формирования правильной красивой осанки необходимо дополнительно использовать упражнения дыхательной гимнастики и укреплять мышцы живота. Остановимся на этом подробнее. Дыхательная гимнастика. Считается, что с помощью правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, навсегда избавиться от головной боли, насморка, простуд, расстройств пищеварения и сна, быстро восстановить работоспособность после умственного или физического утомления. Большинство детей дышат ртом. Обычно они часто болеют, имеют слабое физическое развитие, быстро утомляются. Специальные дыхательные упражнения очистят слизистую оболочку дыхательных путей, укрепят дыхательную мускулатуру, что сразу же скажется на самочувствии ребенка. Занятия дыхательной гимнастикой нужно проводить в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. После еды должно пройти 30-40 мин. было проведено анкетирование среднего звена (а именно 6-9 классов).
  • Для современных школьников,кроме многочасового проведения в сидячем положении в школе, еще и прибавляется долгое сидение за компьютером.
Учащимся задавались различные вопросы, такие как «занимаетесь ли вы каким либо спортом?», «сколько часов в день проводите перед компьютером?» и так далее. На диаграмме наглядно видна разница. Прошлое поколения (70-80 годы) занималось спортом активней, чем наше. Соотношение занимавшихся к на занимавшимися было 92 к 8. Сейчас эти показатели практически сравнялись. То есть почти 50% подростков попадают в группу риска заболеванием сколиозом. Возможные решения…
  • 1. Школьник вынужден сидеть за партой, от этого никуда мы не денемся. Но мы можем сократить время пребывания в статической позе: каждые 15-20 минут поднимайте «мученика науки» и делайте перерыв в занятии хотя бы на несколько секунд (10 сек – 1 мин).
  • 2. Вторая хитрость – постоянно менять положение ступней во время пребывания в статическом положении сидя. Ступни можно выдвигать вперед, оттягивать назад, ставить вместе и врозь. Казалось бы, мелочь? Да, но если мы эту мелочь умножим на сотни часов, проведенных в положении сидя, она предстанет перед нами в совсем ином свете.
  • 3. Конечно, сидеть школьник должен правильно: прямая спина, колени согнуты под углом 90 градусов, ступни стоят на полу, а не болтаются в воздухе, расстояние от глаз до поверхности парты не меньше 30 сантиметров. Дабы воплотить все это в жизнь, достаточно один раз приобрести качественную мебель для детской. Ну и не помешает поинтересоваться, какими партами и стульями оснащены школьные кабинеты.
  • 4. В перерывах между занятиями и во время коротких пауз при выполнении домашнего задания школьник должен висеть на турнике. Обращаем внимание, что лечение сколиоза у детей исключает этот вид физической активности, а вот для профилактики сколиоза перекладина подходит идеально. Если в семье растут дети, позаботьтесь о наличии в квартире/доме шведской стенки или хотя бы простой перекладины.
  • 5. Хорошей разгрузкой для позвоночника станет следующее упражнение: ребенок становится на колени, выпрямленными руками упирается в пол, после чего максимально прогибает спину то вверх, то вниз. Просто, но эффективно.
  • 6. Школьник должен много двигаться – ходить, бегать, плавать и играть в динамические игры (PES на компьютере – не в счет!). От 4 до 6 часов в сутки надо уделять физической активности и спорту. Конечно, не следует забывать и простую утреннюю гимнастику.
  • NB! Лечение сколиоза у детей тоже основано на выполнении специальных комплексов корригирующих упражнений и занятиях спортом. Однако родителям следует иметь в виду, что при уже сформировавшемся сколиозе противопоказаны асимметричные виды спорта (пример – теннис), а также спортивная и художественная гимнастика, которые повышают гибкость позвоночника (при сколиозе это недопустимо).
  • 7. Спать школьник должен на хорошей постели. Вы наверняка читали об ортопедических матрацах или деревянных щитах, которые можно подкладывать под обычный матрац. Последняя рекомендация в наши дни, пожалуй, потеряла свою актуальность, а вот действительно качественный матрац – это альфа и омега профилактики сколиоза!
  • 8. Еще один принципиальный момент – ранец или сумка для учебников, тетрадей и прочих атрибутов школьной жизни. Все мы в детстве ходили с ранцами, и это не случайно. Именно ранец с двумя лямками позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночный столб, а вот сумка или рюкзак, который можно перекинуть через одно плечо – это едва ли не 100 % гарантия развития сколиоза. Позаботьтесь о том, что ребенок использовал обе лямки рюкзака по назначению.