Карл Линней «Порядок грибов хаос есть…» Причислил грибы к растениям,Выделил 12 родов 95 видов.
18 век. Систематика:
Христиан Генрих Персон.
Элиас Магнус Фрис
Андрео Саккардо.
Онтогенетические методы микологии:
Антон Де Бари
Луи Рене Тюклян
Артур Артурович Ячевский
Михаил Степанович Воронин.
Практическое направление в биологии:
Наумов Николай Александрович
Бондарцев Апполинарий Семенович
Хохряков Михаил Кузьмич
Курсанов Лев Иванович
Происхождение.
Считают что основные трофические группы грибов сформировались в раннем докембрии. Грибы как третий ствол эукариотов сформировались независимо от растений и животных,в палеозойскую эру во время эволюционного скачка,становления сосудистых растений.Грибы вышли на сушу вместе с растениями,они основали ассоциации с прибрежными водорослями,а так как в селуре условия для наземного существования были довольно жесткие, то выход на сушу отдельно растений и животных сомнителен.
Вышли из воды оомицеты,зигомицеты,аскомицеты, плюс гетеромицеты. А базедия мицеты своим происхождением обязаны суше,только под покровом растительных тканей. Отдельным царством грибы стали рассматривать сравнительно недавно,работами Картоджяна, Уиттекер, Моргулис.
Современная классификация грибов строится на наличие или отсутсивии жгутиков в цикле.А так же в составе клеточной оболочки. Поэтому традиционное представление претерпело изменения и выделяют три царства:
1.Простейшие
А)Слизевики
Б)Плазмодиофоровые
2.Хромисты
А)Омицеты
А)Хитридиомицеты
Б)Зигомицеты
В)Аскомицеты
Г)Базидиомицеты
Д)Несовершенные грибы
Е)Лишайники
Клеточная стенка:Протозоа(целлюлоза), Хромисты, Микота(Хитин,глюканы,хитозан)
Подвижные стадии:Протозоа(Двужгутиковые), Хромисты(Гетероморфные двужгутиковые), Микота(нет жгутиковых стадий)
Грибы: гетеротрофные, прикрепленные организмы с неограниченным ростом, размножающиеся и распространяющиеся мицелием и спорами, питающиеся осмотрофно в оболочке клетки содержащие хитин, с запасным продуктом гликогеном и конечным продуктом метаболизма азота- мочевиной.
Грибы группа симеющая черты сходства с животными и растениями.
Как у растений: Клеточная стенка, Апикальный рост, образование центральной вакуоли при старении клетки, прикрепленный образ жизни. Как у животных,отстутствуют хлоропласты,запасной продукт гликоген,в клеточной стенке хитин,конечны продукт метаболизма азота- мочевина. Синтез меланина в живых клетках. Гетеротрофный способ получения энергии. Апикальеый рост клетки,осомтрофное питание.
Тело гриба-мицелий,это система ветвящихся трубок с апикальным ростом и боковым мицелием. Типы мицелия:
1.Ризомицелий(слизевики)
2.Неклеточный мицелий(оомицеты)
3.Клеточный мицелий(Сыроежки)
4.Псевдомицелий.
Типы мицелия:
1.Воздушный
2.Субстратный.
Видоизменения мицелия:
Апрессории - нашлепки
Гаустории - присоски
Склероции-плотное переплетение мицелия,для перенесения неблагоприятных условий среды.(Спорынья)
Строма – головка на ножке,в которые погружены плодовые тела.
Шнуры – параллельные гифы.(проводниковая функция)
Ризоморфы – тяжи с наружными утолщенными гифами.
Плектенхима – ложная ткань,сплетение нитей. Настоящая паренхима у грибов большая редкость.
Строение клетки у высших грибов:
Клеточная оболочка состоит из глюканов и фибрилл.Плазмалемма, цитоплазма,рибосомы,аппарат гольджи не у всех,митохондрии за редким исключением, вакуоли окружены тонопластом и содержат клеточный сок,липиды в цитоплазме. Ядро или ядра окружены 2умя или больше мембранными,нет клеточного центра, не образуется центральная пластина.
Питание грибов.
А)Гумусовые(Шампиньоны)
Б)Подстилочные(копротрофы-Гриб навозник)
А)Биотрофы
Б)Некротрофы
3.Симбионты
4.Хищники
5.Факультативные сапротрофы(фитофтора)
Типы микориз:Эктомикориза,Эндомикориза.
Дыхание грибов-грибы аэробы,за исключением сычужных грибов.
Размножение грибов:
1.Вегетативное
А)Частями мицелия
Б)Хламидоспорами
В)Оидиями
Г)Бластоспорами
2.Бесполое
А)Экзоспоры(конидии,открытое спороношение)
Б)Эндоспоры(Зооспорами, Спорангиолами)
3.Половое
А)Гаметогамия
Б)Гаметангиогамия
В)Соматогамия
Плодовые тела образуются только у аско и базидиомицетов.
Типы плодовых тел у аскомицетов.
1.Апотеций
2.Перитеций
3.Клейстотеций.
Типы плодовых тел у базидиомицетов:
1.Шляпочные
2.Шаровидные
3.Кораловидные
4.Консолевидные
5.Копытовидные
В плодовых телах образуются споры полового размножения:Аско(внутри сумки) и Базидиоспоры(На базидиях). Гимений-слой содержащий базидий или аск.
Гименофор-поверхность на котороц располагается гимений.
На вопрос как дышат грибы? заданный автором Ѝлина Полоницкая
лучший ответ это жабрами, некоторые дышат атмосферным воздухом, который обрабатывается в кишечнике (крапчатые сомы), а некоторые специальным лабиринтом (петушки, гурами, лялиусы, макроподы) Ой прочитала РЫБЫ!!)))
Этот гриб знаком всем. Его плодовые тела - темные «копытца» с вишневой полоской по краю - усеивают березовые стволы в лесах средней полосы. Плодовыми телами их называют потому, что в этих наростах-копытцах созревают споры, которые потом разносит ветер. А основная часть гриба, его мицелий, находится в глубине ствола. Именно в клетках мицелия происходят основные жизненные процессы, в том числе расщепление биополимеров древесины.
Трутовик перерабатывает древесину до воды и углекислого газа. Но ведь для этого необходим кислород. А древесина и плотная березовая кора практически не пропускают воздух. Как кислород поступает внутрь дерева? Биологи из Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук и Института физиологии растений определили это экспериментально.
Чтобы выяснить, каким образом окаймленный трутовик умудряется активно дышать под непроницаемой броней березовой коры, исследователи помещали в экспериментальную камеру по очереди: фрагмент ствола с плодовым телом-копытцем, фрагмент ствола без него и отделенное от дерева плодовое тело. Чтобы понять, какой из объектов дышит, биологи регистрировали в камере содержание углекислого газа. Оказалось, что фрагмент ствола без плодового тела, но с мицелием внутри, практически не выделяет углекислого газа. Дыхание происходит только в присутствии «копытца».
Получается, что окаймленный трутовик дышит через плодовое тело, которое можно назвать грибным «легким». Именно плодовое тело, а точнее его губчатая часть - гименофор, поглощает кислород, окисляет углеводы, выделяет углекислый газ и синтезирует энергетические молекулы АТФ и НАДФ, которые отсылает в мицелий. Здесь же образуется и вода, необходимая для нужд гриба. А в клетках мицелия, сидящих в стволе дерева, древесина расщепляется только частично. Продукты этого расщепления уходят в плодовое тело, где и происходит их полное и окончательное окисление.
Результат такого сложного и интересного биологического процесса для дерева неутешителен - оно разрушается на корню. Но что поделать - у каждого паразита в природе своя работа. Этот феномен, который называется кооперативным дыханием, ученые обнаружили у древесных грибов впервые. А вот в книжках по садоводству уже давно рекомендуют сбивать со стволов растущие трутовики. Выходит не зря, это способ перекрыть грибу кислород. А раньше считалось, что это просто органы размножения. Теперь мы знаем, что древесный гриб ими еще и дышит.
О том, чем дышут грибы, живущие на деревьях, и как это возможно ^72; дышать органами размножения, вам рассказывали главный редактор журнала «Химия и жизнь» Любовь Стрельникова и Сергей Катасонов.
Ответ от Приспособляемость
[новичек]
Кислородом
Ответ от Аркадий Дьячков
[новичек]
поглощает кислород
Ответ от Невролог
[гуру]
Грибы дышат кислородом. Лишь дрожжевые грибки способны усваивать органические вещества посредством гликолиза (без доступа кислорода)
Ответ от Коростель
[гуру]
Грибы, как и все живые организмы, дышат для того, чтобы получать энергию, необходимую для жизни. У грибов встречается два типа дыхания, одни из них аэробы, другие – анаэробы.
Аэробы – это живые организмы, которые используют для дыхания кислород. Анаэробы – живые организмы, которые не используют для дыхания кислород. К анаэробам относятся дрожжи, а к аэробам все остальные грибы, например шляпочные: сыроежка, подберезовик, лисичка и другие.
Анаэробное дыхание происходит в цитоплазме. В результате молекула глюкозы расщепляется с образованием двух молекул пирувата. Этот процесс называется гликолизом. В нем образуется две молекулы богатого энергией вещества – АТФ. Реакции гликолиза протекают в клетках как анаэробных организмов, так и аэробных. Далее пируват может превращаться в молочную кислоту или в этиловый спирт. В зависимости от этого различают молочнокислое или спиртовое брожение. Анаэробное дыхание дрожжей – это пример спиртового брожения. У аэробов происходит дальнейшее расщепление пирувата до углекислого газа и воды с участием кислорода, при этом образуется 36 молекул АТФ. Аэробное дыхание осуществляется в митохондриях – клеточных, органеллах, размером 0,2–7 мкм, имеющих двойную мембрану.
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания.
Дыхание - процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ (сахаров) с выделением энергии. Дыхание большинства живых организмов происходит одинаково. В процессе дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. Схематично процесс дыхания можно изобразить так:
органические вещества+ кислород
вода + углекислый газ + энергия
Дыхание связано с непрерывным потреблением кислорода клетками живых организмов. Кислород необходим для расщепления сложных органических веществ до углекислого газа и воды. При этом освобождается энергия, которая расходуется на различные процессы жизнедеятельности: рост, развитие, размножение, синтез белков. Именно в освобождении энергии, заключенной в органических веществах, и состоит значение дыхания. В процессе дыхания сложные органические вещества распадаются на более простые постепенно. Поэтому энергия выделяется небольшими порциями и клетка не перегревается.
Дыхание растении - процесс, противоположный фотосинтезу. При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуются органические вещества и выделяется кислород.
При дыхании органические вещества под действием кислорода расщепляются до углекислого газа и воды. Солнечная энергия, которая была запасена в процессе фотосинтеза, расходуется при дыхании. Фотосинтез осуществляется только днем. Дыхание идет во всех клетках непрерывно и днем, и ночью. Значит, на свету в растении происходят два противоположных процесса - фотосинтез и дыхание, а в темноте только дыхание. Кислорода при фотосинтезе выделяется гораздо больше, чем расходуется в процессе дыхания. Поэтому воздух богаче кислородом там, где больше зеленых растений. Дышат все органы растения. Большое значение для поступления кислорода к внутренним частям растения, особенно к подземным, имеют межклетники.
Бактерии, которые дышат, потребляя кислород для разложения органических веществ до углекислого газа и воды, называют аэробными Бактерии, не нуждающиеся в кислороде, называются анаэробными. Они добывают энергию в результате брожения - разложения сложных органических веществ (например, сахаров) на более простые органические вещества без потребления кислорода. По образующимся продуктам различают спиртовое, молочно-кислое, маслянокислое и другие виды брожения. При спиртовом брожении сахар распадается до спирта, при молочнокислом - до молочной кислоты.
Большинство грибов дышат, используя кислород воздуха для расщепления органических веществ и освобождения энергии. Есть грибы, например дрожжи, которые могут жить в бескислородной среде. Они сбраживают органические вещества. Дрожжи широко используются в хлебопечении, пивоварении, виноделии.
Попова Лариса Михайловна
Должность:
учитель биологии
Учебное заведение:
МБОУ "Гимназия № 9 им. С.Г.Горшкова"
Населённый пункт:
г.о. Балашиха
Наименование материала:
конспект
Тема:
"Дыхание бактерий, растений, грибов".
Дата публикации:
04.02.2017
Раздел:
среднее образование
Урок на тему: «Дыхание растений, грибов,
бактерий»
6 класс
Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»
Цель:
продолжить формирование знаний о дыхании организмов как
составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыхании
растений
и
его
сущности;
о
роли
устьиц,
чечевичек
и
межклетников
в
газообмене у растений
Регулятивные УУД:
-учить
планировать,
строить
алгоритм
деятельно сти,
д е л ат ь
прогнозирование;
- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
-учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
-развивать внимание учащихся;
- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя
или ответ ученика;
- учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
1.
Работать над формированием логических умений:
- анализ синтеза;
- сравнение;
- обобщения и классификации;
- доказательства;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока:
урок открытия нового знания.
Проверка домашнего задания:
I. Мотивация к учебной деятельности
– 3 мин.
Приветствие учителя.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
II.
А к т у а л и з а ц и я
опорных
знаний СЛАЙД
1,2
1.
А
2.
А
3.
А
4.
В
5.
В
III Выявление места и причины затруднения
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил
под
стеклянный
колпак,
опущенный
краями
в
воду.
Мышонок
жил
под
колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания
воздухе.
У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
- узнать, что такое дыхание
- что нужно для дыхания
- что образуется в процессе дыхания
- что вызвало гибель мышонка.
-Итак, какая тема нашего урока?
Дыхание растений, грибов и бактерий
СЛАЙД 3
Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?
- А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?
Достижение цели
Эксперимент
Спросить у взрослого
Подумать самому
Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают
нужный материал)
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)
- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем
2-ой столбик таблицы)
- Третью графу заполнить в конце урока.
СЛАЙД 4
Знаю
Хочу знать
Узнал
Дыхание – это свойство всех живых
организмов
Как дышат
растения
При дыхании поглощается кислород и
выделяется углекислый газ
Зачем нужен
кислород
IV Построение проекта
-Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?
- А давайте, наметим план действий.
План урока
1.
Что такое дыхание
2.
Дыхание растений
3.
Дыхание бактерий
4.
Дыхание грибов
V Реализация проекта
Чтобы
ответить
на
первый
вопрос,
что
вы
должны
сделать?
(работа
с
учебником и рабочим листом)
Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в
рабочий лист
Дыхание –это процесс, при котором под действием кислорода происходит
разложение органических веществ с выделением энергии.
-Как схематично можно записать процесс дыхание?
Органические вещества + кислород => вода +СО
2
+ энергия
Итак, подведем итоги.
- Что такое дыхание?
В каких клетках
происходит
В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений
Какой газ
поглощается
СО
2
О
2
Какой газ выделяется
О
2
СО
2
Для протекания процесса световая энергиянужнаНе
обязательна
Энергия
накапливаетсявыделяется
Задание: пользуясь параграфом 41, заполните таблицу
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
Характеристика процессаФотосинтезДыхание
В каких клетках
происходит
В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений
Какой газ
поглощается
СО
2
О
2
Какой газ выделяется
О
2
СО
2
Для протекания процесса световая энергиянужнаНе
обязательна
Энергия
накапливаетсявыделяется
- Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост,
развитие, размножение организма)
2.Дыхание растений
-Как же дышат растения?
-
А
все
ли
органы
растения
дышат?
(анализ стр.106 учебника) Ответы
учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице
листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица
состоят
из
двух
замыкающих
клеток
и
устьичной
щели,
через
которую
кислород
поступает
в
межклетники
листа,
а
затем
в
клетки.
В
клетках
происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется
углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель)
- Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41
СЛАЙД 5
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
В процессе дыхания растений
кислорода поглощается:
А) больше, чем ими выделяется в процессе
фотосинтеза;
Б) меньше, чем ими выделяется в процессе
фотосинтеза;
В) такой же объем, что и выделяется в процессе
фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером
2. Процесс расщепления органических
веществ до углекислого газа и воды,
называется…
А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением
3. С помощью каких органов растений
происходит дыхание?
А) устьиц Б) листьев В) всех органов
СЛАЙД 6
-Переходим к третьему вопросу нашего плана.
Дыхание бактерий
- Как же происходит дыхание у бактерий?
- На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?
Аэробные
-
это
бактерии,
которые
потребляют
кислород
для
разложения
органических веществ до углекислого газ и воды.
Анаэробные
- это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают
энергию в результате брожения.
Запись в рабочий лист.
-Переходим к третьему вопросу.
Дыхание грибов.
- Как дышат грибы?
Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А
дрожжи, могут жить в безкислородной среде.
(запись в рабочих листах)
СЛАЙД 7
VI. Включение в систему знаний и повторение
1.
Зачем нужен кислород живым организмам?
2.
В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза?
3.
Какой процесс называют брожением?
4.
Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для
жизни?
Проверка усвоения первичных знаний.
СЛАЙД 8
VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни
СЛАЙД 10
VIII. Домашнее задание
параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26
№15, 16; с.29 №7
Выставление отметок за урок.
А теперь давай вместе прочитаем и проанализируем реферат, написанный ученицей 7-го класса Наташей Дмитриевой. Тема нам с тобой уже знакома: «Грибы».
Грибы представляют собой очень своеобразную группу организмов. Они являются эукариотами, т.е. имеют принципиально отличающее их от других микроорганизмов настоящее ядро, а не нуклеоид, как у бактерий, с которыми их сближает гетеротрофный тип питания.
В принципе, для введения найдена правильная фраза, но хорошо было бы продемонстрировать знание таких систематических категорий, как «царство» и «надцарство». Указать, что грибы – царство живых организмов, раньше их объединяли в одно царство с растениями, а потом обнаружили, что они сильно отличаются и от животных, и от растений, – об этом мы говорили на уроках, что эукариоты – это надцарство живых организмов, клетки которых имеют ядро.
(Для удобства обозначим номера абзацев цифрами в скобках. )
Грибы – эукариоты, значит, имеют клеточное строение организма. Грибы бывают одноклеточными и многоклеточными.
Примером многоклеточных грибов могут служить шляпочные грибы. Каждый шляпочный гриб состоит из мицелия и плодового тела, а плодовое тело – из пенька и шляпки. Отсюда и название – шляпочные грибы. Средняя толщина гифа 5 мкм.
У одноклеточных грибов отдельные клетки не образуют мицелия. К одноклеточным грибам относятся дрожжи. Дрожжи – это микроскопические грибы. Дрожжевые клетки имеют форму шариков. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей похожи на ветвящиеся цепочки.
Многоклеточные грибы образуют длинные нити – гифы. Совокупность гиф образует мицелий, или грибницу. Мицелий, как правило, разделен септами. Септы – это перегородки между клетками. У некоторых грибов, например у мукора, перегородок нет, их грибница представлена одной гигантской многоядерной клеткой.
Клeткa гриба содержит ядро, расположенное в цитоплазме, органеллы, жесткую клеточную стенку. Грибная клетка не имеет пластид.
Органеллы (в переводе – маленький орган) – это обособленные структуры клетки, выполняющие свои особые функции (рибосомы, митохондрии, эндоплазматическая сеть, клеточные включения, вакуоль).
Довольно большую долю массы сухого мицелия грибов, а именно от 5 до 15%, составляет их клеточная стенки. Состав клеточной стенки сильно варьирует и часто весьма специфичен, а основной компонент ее – хитин – азотсодержащий полисахарид.
О том, что грибы – эукариоты, уже
говорилось во введении, но из этого следует не то,
что они имеют клеточное строение – клеточное
строение имеют и прокариоты, – а то, что в их
клетке есть ядро, о чем также сказано во введении.
Второй абзац явно не на своем месте, его место
после четвертого абзаца. В третьем абзаце не надо
было говорить о размножении дрожжей, потому что
дальше размножению грибов отводится отдельный
пункт, значит, эту информацию и надо туда
поместить.
В четвертом абзаце следовало бы написать не
«Мицелий, как правило, поделен на септы», потому
что, как дальше верно указывается, септы – это
перегородки между клетками гриба, а так: «Мицелий
высших грибов септирован, т.е. поделен
перегородками на отдельные клетки. У низших
грибов, например у мукоровых, перегородок нет».
В шестом абзаце после слова «функции» лучше
поставить точку, а информацию, содержащуюся в
скобках, ввести отдельным предложением, сказав,
что для клеток эукариотных организмов
характерно наличие таких-то органелл (все
перечисленные плюс аппарат Гольджи), но что
аппарат Гольджи у грибов развит слабо.
Грибы, как и все живые организмы, дышат
для того, чтобы получать энергию, а
следовательно, для того, чтобы жить. У грибов
встречается два типа дыхания, одни из них аэробы,
другие – анаэробы.
Аэробы – это живые организмы, которые используют
для дыхания кислород. Анаэробы – живые
организмы, которые не используют для дыхания
кислород. К анаэробам относятся дрожжи, а к
аэробам все остальные грибы, например шляпочные:
сыроежка, подберезовик, лисичка и другие.
Анаэробное дыхание происходит в цитоплазме. В
результате молекула глюкозы расщепляется с
образованием двух молекул пирувата. Этот процесс
называется гликолизом. В нем образуется две
молекулы богатого энергией вещества – АТФ.
Реакции гликолиза протекают в клетках как
анаэробных организмов, так и аэробных. Далее
пируват может превращаться в молочную кислоту
или в этиловый спирт. В зависимости от этого
различают молочнокислое или спиртовое брожение.
Анаэробное дыхание дрожжей – это пример
спиртового брожения. У аэробов происходит
дальнейшее расщепление пирувата до углекислого
газа и воды с участием кислорода, при этом
образуется 36 молекул АТФ. Аэробное дыхание
осуществляется в митохондриях – клеточных,
органеллах, размером 0,2–7 мкм, имеющих двойную
мембрану.
В первом абзаце первого пункта фраза
«грибы... дышат для того, чтобы получать энергию, а
следовательно, для того, чтобы жить» не очень
удачна. Лучше: «... чтобы получать энергию,
необходимую для жизни».
В этом пункте приведены некоторые общие сведения
о дыхании, которые, казалось бы, можно было и
опустить, но к тому времени, когда писался
реферат, мы как раз изучили тему «Дыхание»,
поэтому я положительно оценила то, что Наташа
показала свои знания по этой теме.
У грибов нет специальных органов выделения. Удаление ненужных веществ они осуществляют через поверхность тела.
Движение у грибов отсутствует, если не считать небольшого движения во время роста плодового тела.
Если гриб одноклеточный, то рост происходит за счет максимального растяжения одной-единственной клетки. Если гриб многоклеточный, то рост происходит за счет деления клеток. Мицелий шляпочных грибов растет с ранней весны до поздней осени. За это время он вырастает на 10–30 см. Залегает мицелий на глубине 6–12 см, и нередко нити располагаются в уплотненной лесной подстилке, состоящей из разлагающихся листьев, хвои и веточек.
Мицелий – это грибница.
Следовало сказать, что грибы обладают
верхушечным ростом и так же, как растения,
способны расти всю свою жизнь. Последняя фраза
«Мицелий – это грибница» не нужна, т.к. об этом
уже сказано в первом разделе основной части.
Грибы имеют гетеротрофный тип питания. Гетеротрофы – это живые организмы, которые питаются готовыми органическими веществами. Среди грибов встречаются:
сапрофиты – питаются органическими веществами отмерших организмов, выделениями или продуктами жизнедеятельности живых организмов;
симбионты – образуют содружество с другими живыми организмами. Встречаются среди грибов и хищники, питающиеся беспозвоночными животными, которые попадаются в образованные ими ловчие сети.
Шляпочные грибы – симбионты. Часть органических веществ их мицелий всасывает вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть получает из корней деревьев, под которыми эти грибы растут. Гифы многих грибов могут оплетать корни растений и даже проникать внутрь, в ткани. Питаясь отмершими растительными клетками, они снабжают корни нужными солями, витаминами, гормонами. Такая грибная оболочка называется микоризой (грибной шубой). Выгоду получает и гриб, и растение.
Грибы размножаются бесполым и половым путем. К бесполому размножению относится размножение частями мицелия, почкованием и вегетативными спорами. Когда, же при размножении происходит слияние двух гамет (мужской и женской половых клеток) с последующим образованием зиготы, то это половой способ размножения. Созревшие половые споры подхватывает ветер или их могут переносить животные и насекомые. Попав во влажную, богатую перегноем почву, споры прорастают, образуя впоследствии мицелий, а потом и плодовые тела.
1. Беккер З.Э. Физиология и биохимия грибов. – М.: 1988, с. 8, 10.
2. Вашканов Л.Л., Гарибова Л.В., Горбунова М.В.,
Горленко М.В. Курс низших растений. – М.: Высшая школа. 1981, с. 292–294.
3. Корчагина В.А. Биология 6–7-й класс. – М.: Просвещение, 1992, с. 237–241.
4. Майсурян А., Артемов А. Грибы. В кн.: Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+. 1995, с. 164–183.
5. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение. 1994, с. 33–36.
6. Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика. 1981, с. 58–61.
Реферат написан неплохо. Тема,
заявленная в заглавии реферата, в основном
раскрыта. Информацию о строении и свойствах
грибов, их роли в природе можно считать
достаточной. Недочеты в изложении указаны по
ходу реферата. Можно отметить еще несколько
мелких недостатков. Так, в разделе о строении
грибов приводятся размеры средней толщины гифов,
но ничего не говорится об их длине, а именно
длиной гиф определяется поверхность микоризы,
образуемой шляпочными грибами на корнях
деревьев.
В качестве достоинства реферата нужно отметить,
что для его написания использовано довольно
много источников. Список литературы оформлен
правильно.
К существенным недостаткам реферата следует
отнести отсутствие заключения. Последнюю фразу
реферата нельзя считать заключением, т.к. она
относится только к восьмому пункту основной
части.
Если будут внесены исправления в соответствии со
сделанными замечаниями и написано заключение, то
этот реферат может быть оценен высоко.