Конспект НОД по автоматизации звука в слогах, словах, фразах “В гостях у Белочки. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука в прямых и обратных слогах, словах, предложениях» Конспект занятия автоматизация л

Светлана Овсянникова

Цель : автоматизировать звук [л] в слогах

Задачи :

Образовательные :

Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях.

Формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционные :

Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

Обогащение и расширение словарного запаса;

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза ;

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию .

Оборудование : картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, колокольчик, гладиолус, мак, тюльпан, незабудка, одуванчик, лилия, василёк); картинки с изображением предметов для счёта : кукол, яблок; игрушка – пчела, разрезная картинка с изображением пчелы Луши; набор предметных картинок : ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуй, Коля! Давай поздороваемся с нашими гостями и больше не будем на них отвлекаться.

Сегодня у нас на занятии новый гость . Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зовут её?. (пчела) .

Правильно, это веселая и добрая пчела по имени Луша. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки» (на смарт-доске) . Посмотри на них и сделай упражнение.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

«Парус»

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем лодку мы держать.

«Часики»

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво :

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

«Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Изолированное произнесение звука [л] , характеристика звука .

Давай произнесём любимый звук пчёлки Луши : ЛЛЛ. Обсуждение артикуляции звука : Широкий язык поднимается вверх за зубы, губы улыбаются.

Похвали звук [л] . (Звук [л] – согласный , потому что во рту есть преграда – язык, звук звонкий , твёрдый).

4. Автоматизация звука [Л] в слогах .

Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел вместе с ней.

Спой песенку «ла» столько раз, сколько я хлопну.

Спой песенку «ло» столько раз, сколько я топну.

Спой песенку «лу» столько раз, сколько я подниму руки вверх.

Спой песенку «лы» столько раз, сколько пчёл на столе.

Спой песенку «лэ» столько раз, сколько я постучу.

5. Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Посмотри и назови картинки со звуком Л (подсолнух, белка, ландыши, клоун, мыло) .

Про что можно сказать белые. ландыши.

Весёлый. клоун.

Голубое … мыло.

Ловкая. белка.

Жёлтый. подсолнух.

6. Формирование фонематических представлений.

Как много цветов растет на лужайке. Луша летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный нектар. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л] .

(ландыш, колокольчик, мак, незабудка, одуванчик,василёк, анютины глазки) .

Выбираем колокольчик, ландыш, анютины глазки.

7. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Стали пчёлки вылетать :

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка) . На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей) . «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей» .

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

8. Игра «Где спрятался звук » (формирование звукового анализа ) .

Луша принесла с собой красивые цветы и шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, которыми надо украсить цветочные лепестки. Для этого определи место звука [л] в словах : начало, середина или конец слова. Старайся отвечать полным ответом.

(ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал).

9. Физкультминутка.

Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

10. Игра «Посчитай» .

Посмотри, как много подарков я принесла для Луши. Давай посчитаем их (кукла, яблоко) .

11. Автоматизация звука [Л] в предложениях .

1) Подруга Луши девочка Алла прислала ей свои фотографии, на которых изображено, что она делала, когда отдыхала у своей бабушки на каникулах летом и зимой. Расскажи, что делала Алла (по картинкам) .

Алла шила. Алла вязала….

2) Луша решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салат ел Милу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Ладу.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

3) Луша решила стать художницей и нарисовала картины. В чём ошиблась Луша, что она неправильно нарисовала? (картинки «Чего не бывает» ).

Луша ошиблась в том, что ласточка не бывает красной. Луша ошиблась в том, что яблоко не бывает синим. Луша ошиблась в том, что на ёлке не растёт клубника. Луша ошиблась в том, что нельзя ходить по железной дороге летом на лыжах.

12. Развитие мелкой моторики.

Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Луши. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку) .

Молодец! Луша очень довольна.

13. Итог занятия .

Наше занятие подошло к концу . Чем мы сегодня занимались? (Учились правильно произносить звук [Л] ) . Какая игра тебе понравилась больше всего? Назови 3 любых слова со звуком [Л] .

Пора прощаться с пчелкой. Луша благодарит тебя и дарит тебе наклейки со своими портретами.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в Задачи: Коррекционно-образовательные: - закрепить правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах Цель: автоматизировать звук [Л] в словах. Коррекционно-обучающие задачи: уточнить характеристики звука [Л], закрепить правильное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] у детей 5–7 лет с ОНР Цели и задачи: Коррекционно-образовательные: -Учить четко и правильно произносить звук «л», автоматизировать данный звук в слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах, фразе (старшая группа) Цели: Автоматизация звук [л] в слогах, словах, фразе; Выделение на слух слов со звуком [л]; Воспроизведение слоговых рядов; Развитие.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш]. Задачи: Развитие фонематического слуха (восприятия,.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]Цель: Автоматизировать звук [ж] в открытых слогах. Задачи: Развитие фонематического.

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] Цель: автоматизация звука «Р». Задачи: Закрепление правильного произношения звука «Р» изолированно, в прямых слогах и в словах с ними;.

Библиотека изображений:

Алевтина Бобова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах»

Цели :

Образовательные :

1. Активизация звука в речи ;

2. Автоматизация звука в слогах , словах .

Коррекционно-развивающие :

1. Развитие фонематического восприятия;

2. Развитие дыхания;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.

5. Развитие зрительных функций.

6. Развитие грамматического строя речи.

Оборудование :

Бумажный парус, предметные картинки, цветные палочки, зеркало.

План занятия .

Организационный момент.

1. Артикуляционная гимнастика :

упражнения для губ :

«улыбка» (счет до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка :

«Почистим наши зубки»

«Парус»

«Кошка лакает молоко»

«Индюк - болтун»

2. Дыхательная гимнастика :

«Отправим парус на плавание»

«Попоем»

3. Определение положения органов артикуляции при звуке Л .

4. Характеристика звука Л .

5. Развитие фонематического слуха : узнавание звука на фоне слога и слова . Игра «Поймай звук » .

Построить из счетных палочек лодку.

7. Произношение слогового ряда .

10. Согласование существительного с числительным.

Подведение итогов

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед. Здравствуй, Радмир! Отгадай загадку :

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (лук)

Посмотри на картинки и внимательно послушай какой звук есть во всех словах ? лук, желудь, лыжи. (с каждым словом логопед выкладывает картинку)

Ребенок : Л

Логопед : Правильно! Сегодня мы с тобой будем произносить звук Л .

1. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала мы посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ :

«улыбка» (счет до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка :

1. «Почистим наши зубки» (рот открыт, ребенок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз).

Цель

2.«Парус»

Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубками.

Под счет взрослого :

«1,2,3,4, - можно парус поднимать» (ребенок удерживает кончик языка за верхними зубками) .

Под счет :

«1,2,3,4,5 – можно парус опускать» (язычок опускается, ротик закрывается)

3.«Кошка лакает молоко» .

Цель

Производим лакательные движения под счет :

«1,2,3,4,5 – мы как кошечки опять» .

После этого произносим вместе :

«1,2,3,4,5 - мы как мальчики опять» .

4.«Индюк - болтун»

Цель : вырабатывать умение загибать кончик распластанного языка вверх.

«Болтаем» широко распластанным языком по верхней губе, как бы поглаживая ее : «БЛ – БЛ – БЛ»

2. Дыхательная гимнастика :

Логопед. А сейчас отправим пароход на плавание (дуем на бумажный пароход, глубокий вдох через нос, выдох через рот)

Молодец! А теперь попоем. Сделай глубокий вдох через нос, рот закрыт. На выдохе поем И-И-И. Выдох через рот. Сначала поем тихо, потом громко. Затем то тихо, то громко.

3. Положение органов артикуляции при звуке Л

Логопед : А теперь посмотри в зеркало и погуди как пароход : л-л-л

(ребенок произносит)

Логопед : Что делают наши губы?

Ребенок : Губы в улыбке.

Логопед : Рот открыт или закрыт?

Ребенок : Рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец.

Логопед : Где находиться кончик языка?

Ребенок : Кончик языка упирается изнутри в верхние зубки.

Логопед : Воздух у нас какой выходит?

Ребенок : Теплый.

Логопед : Где проходит воздух?

Ребенок : Посередине языка.

Ребенок : Да, живет.

Логопед : Молодец!

4. Характеристика звука Л

Логопед. Радмир, звук Л какой ? Гласный или согласный?

(ребенок : Звук Л согласный )

А он звонкий или глухой?

(ребенок : он звонкий)

Твердый или мягкий?

(ребенок : твердый)

А теперь скажи сам всю характеристику звука Ж .

(ребенок : звук Л-согласный , звонкий, твердый)

5. Развитие фонематического слуха

Логопед. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слоге звук Ж .

ла, да, за, жи, оч, из, ло, уч, шу, лы, ца, са, ол.

Логопед. Услышишь слово со звуком Л- подними рисунок паруса, как будто в это время пароход гудит.

слова : КОНФЕТА,ЛОТО, ШАПКА, ЖЕТОН, УЛЫБКА, НОЖИ, ЗАЙКА, ЛУЖИ, ЩЕПКА, УЖИ, КОВШИК, КИНЖАЛ,ГЛОБУС ЗВЕЗДА, КАНИКУЛЫ.

6. Упражнение на развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.

Построить из цветных палочек лодку.

7. Произношение слогового ряда

Логопед. Повторяй за мной, следи за произношением :

Ал-ал-ал – слишком мал Ла-ла-ла – вот дела!

Ол-ол-ол – вымой пол Ло-ло-ло – мне тепло

Ул-ул-ул – ветер дул Лу-лу-лу – на полу

Ил-ил-ил – траву косил Лы-лы-лы – мой полы

Ел-ел-ел – белый мел

Молодец!

8. Развитие анализа и синтеза.

Логопед. Перед тобой, Радмир, картинки перевернутые. Переворачиваешь картинку, называешь ее и говоришь, где стоит звук Л : в начале слова , середине, конце.

(желудь, баклажан, лыжник, стол)

9. Упражнение на снятие зрительного утомления.

Логопед. А сейчас мы отправим в плавание нашу лодку. Волна в море будет качать ее то вправо, то влево, то поднимать вверх, то опускать вниз. Ты внимательно следи за лодкой, чтобы с ней ничего не случилось, хорошо?

Выполнение упражнения :

Исходное положение – сидя.

1. 5 колебательных движений глазами по горизонтали : справа – налево, затем слева – направо.

2. 5 колебательных движений глазами по вертикали : вверх – вниз и вниз – вверх.

3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.

10. Согласование существительного с числительным

Логопед. Давай посмотрим на эту картинку. Что это? Давай посчитаем. (Логопед выкладывает пять цифр и рисунок стола перед ребенком)

Ребенок. Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов.

11. Образование глаголов прошедшего времени первого лица единственного числа.

Логопед. Поиграем в игру «Яканье» . Я начну, а ты скажешь так, как будто ты это уже сделал.

Я встаю – я встал. Я пишу - …

Я сажусь – я … Я ставлю - …

Я рисую - … Я поднимаю - …

Я падаю -. Я покупаю - …

Подведение итогов

Логопед. И так, Радмир, какой звук мы с тобой сегодня произносили? Чем занимались на занятии ?

(отвечает)

Ты сегодня молодец! До свидания!

Юлия Клокова
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука «Л» в Словах и Предложениях

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме :

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Разработала : учитель - логопед

Клокова Юлия Васильевна

Цели :

-Автоматизация звука «Л» в речи ребёнка.

Укрепление мышц языка и вырабатывание подъёма языка вверх

Отрабатывание движений языка вверх и его подвижности

Задачи :

Коррекционные :

-автоматизировать звук «Л» в речи ребенка в словах и предложениях ;

Развивать фонематический слух;

Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание,

Обогащать и расширять словарный запас ;

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза ;

Развивать интонационную выразительность речи, внимание, память, мышление.

Образовательные :

Активизировать словарный запас

Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах , словах , предложениях .

Укрепление мышц артикуляционного аппарата

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию , усидчивость, стремление добиться поставленной цели;

Формировать самоконтроль за своей речью;

Оборудование : Кукла-принцесса, ватные шарики, картинки с изображением стеллажа с предметами , бумажные ложки, лапти, лампы, лавки, лопаты (по пять штук) . Фишки и схемы слов .

Методы и приемы :

Демонстрация иллюстративных пособий;

Разъяснение, показ, указание;

Использование художественного слова ;

Оценка деятельности ребенка;

План занятия :

1. Орг. момент.

2. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательные упражнения

Упражнение на развитие фонематического слуха

Уточнение правильной артикуляции звука Л

Произнесение звука Л изолированно .

Произнесение звука в слогах .

Произнесение звука в словах

Изменение сущ-х в роде и падеже

Пальчиковая гимнастика

Физкультминутка

-Определение позиции звука в слове .

Упражнение на развитие фонематического слуха-2

7. Произнесение звука в словосочетаниях , образование множественного числа существительных,

8. Произнесение звука в предложениях .

9. Итог занятия .

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Здравствуй, садись удобнее, мы с тобой сегодня отправимся путешествовать в сказку.

2. Основная часть.

Жила- была на свете очень красивая, добрая принцесса. Звали её Мила. Все её очень любили. Только Баба- Яга завидовала её красоте и заколдовала она принцессу, заморозила её в огромном куске льда.

Спасти бедную принцессу может только тот, кто справится со всеми заданиями Бабы- Яги.

Давай поможем Миле! Путь далёкий! ЛЮБИМЫЙ ЗВУК БАБЫ ЯГИ - «Л» . Она любит давать всем задания с этим звуком . Я думаю, ты справишься со всеми заданиями и спасёшь принцессу! Чтобы набраться сил перед дорогой, мы с тобой сделаем гимнастику :

Артикуляционная гимнастика :

«Змейка»

«Качели»

«Лошадка»

«Заборчик»

«Индюк»

«Вкусное варенье»

«Парашют»

«Пароход»

Мы попали в избушку бабы-Яги. Вот она!

Баба Яга требует взамен того, что она отпустит принцессу, выполнить её задания.

Если всё выполним правильно, принцесса окажется на свободе!

Баба Яга дала нам книгу с заданиями :

Задания Бабы Яги :

Задание №1

Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л :

М- Р- Л- С- Л- Т-Д- Л- С затем сложнее :

МА- НЫ- ЛА- ДЫ- ЛО- СУ- АР- УЛ- ЛЫ

РЫБА, МАК, ЛАПА, ПЕНА, ПАЛАТКА, МЫЛО, НОС, ЛОПАТА.

Задание №2

Поиграй Бабе Яге на балалайке! (Имитация игры на балалайке с проговариванием слогов «ла- ла-ла»

Для того чтобы выполнить задания Бабы Яги надо вспомнить, как правильно произносится звук Л .

Уточнение артикуляции звука Л .

Скажи, как мы правильно произносим ТВЁРДЫЙ звук Л ?

Мы улыбаемся, язычок широкий, кончик языка прикусываем зубами.

Давай попробуем произнести! Л Л Л; ЛА ЛА ЛА АЛ АЛ АЛ

Задание№2

Посмотри-ка на полки в избушке! Чего тут только нет! Давай назовём то, что мы увидели. (Картинка с изображением стеллажа)

Баба Яга жуткая растеряха, Она ничего не убирает на место, а потом ничего не может найти! Надо посчитать всё ли в её хозяйстве на месте? Для этого надо вспомнить, как правильно произносится звук Л .

Считаем ложки, лампы, лапти, пиалы, вилки :

Одна ложка, две ложки… и т. д.

Пальчиковая гимнастика :

Как у нашей внучки- (Сжимаем- разжимаем кулачки)

Маленькие ручки.

А на ручках пальчики (Скрестив пальчики на руках опускаем-поднимаем их)

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут. (Хлопаем в ладоши)

Их по имени зовут : (Показываем каждый пальчик)

Большой, указательный., средний., безымянный., мизинчик.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Утром гномы в лес пошли. (Энергичный шаг на месте.)

По дороге гриб нашли. (Наклон вперёд. Выпрямиться, руки на поясе.)

А за ним-то, посмотри- (Наклоны туловища из стороны в сторону.)

Показались ещё три! (Руки в стороны, затем вниз.)

И пока грибы срывали, (Наклоны вперёд, руки к полу.)

Гномы в школу опоздали. (Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону.)

Побежали, заспешили (Бег на месте)

И грибы все уронили! (Присесть)

Задание №1.

Определяем позицию звука в словах :

ЛАПА, МЫЛО, ПОЛ, ЛАК, БАЛ.

БЕЛЫЕ ВОЛОСЫ

БЕЛАЯ ПИАЛА

ГОЛУБОЙ ЛАК

МОЛОДАЯ ЛАМА

СЛАДКАЯ ХАЛВА

МИЛЫЙ ЛОСЁНОК

ЛАСКОВАЯ МИЛА

ГОЛУБАЯ ЛУНА

ВЕСЁЛЫЙ КЛОУН

КОЛКАЯ ИГОЛКА

СЛАДКОЕ ЯБЛОКО

СВЕТЛЫЙ ПЛАТОК

Баба Яга хочет, чтобы ты исправил ошибки в её тетради : ВАМПА, ВАДОНИ, МАВЫШ, КВОУН, СВОН

Предложения из 2-х слов :

Михаил бегал. Мила уехала. Стул упал. Лада пела. Володя смелый.

Предложения из 3-4-х слов :

Павел пил молоко. Кот лакал молоко. Мила опрокинула стул. Мила надела халат. Лана долго спала. Слава сколотил стул. Михаил напоил лошадь.

Володя сел за стол. Около стола стул. Клава посадила флоксы. Слава сделал плот. Гладиолусы растут около дома.

Клубок закатился под стул. Лана стояла около стула. Михаил сел в кресло.

Итог занятия .

Молодец! Ты всё сделал правильно, правильно произносил звук «Л» ! Справился со всеми заданиями и колдовство Бабы Яги разрушилось! Принцесса свободна!

Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, фразах «В гостях у Белочки»

Цель : автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить правильную артикуляцию и произношение изолированного звука [Л];

Закрепить его чёткое произношение в слогах, словах, фразах,

Упражнять в образовании уменьшительно - ласкательной формы существительного, грамматически правильном построении фразы из отдельных слов;

Коррекционно-развивающие:

Закрепить навык выделения звука из ряда слов;

Развивать фонематический слух;

Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук

Продолжать работу над развитием внимания, памяти;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость, терпение при выполнении заданий.

Оборудование:

* графическая модель ёлки, белочки

*картинки к артикуляционным упражнениям для звука [Л];

* картинки (мячик, сорока, конверт, лодочка);

*массажный мяч;

* карта с предметными картинками: кукла, лопата, лук, лодка, яблоко, тарелка, малина, слон, лошадь, ель, волк;

* картинки музыкальных инструментов: балалайка, барабан, гармошка, колокольчик, ложки, дудочка;

* конверт;

* деревянные ложки;

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Мы сегодня поиграем? (поиграем)

Мы сегодня посчитаем? (посчитаем)

Заниматься тоже будем? (будем)

Помечтать мы не забудем? (не забудем)

А в «барашка» поиграем? (поиграем)

Пошутить мы не забудем? (не забудем)

И дружить мы крепко будем? (будем)

Вот сколько у нас интересных дел! (давайте их, посчитаем, ребёнок поочерёдно загибает пальцы, считая свои дела)

Логопед. Сегодня я приглашаю тебя в гости, а к кому ты узнаешь, если разгадаешь загадку:

Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле……………………….(Белка.)

Логопед: Она очень веселая и любит прыгать и играть. А с собой мы возьмем звук [Л], который поможет нам играть с Белочкой.

II. Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Чтобы весело поиграть с белочкой, нам как следует подготовиться. Ну а с начало, необходимо вспомнить гимнастику, которую ты научился делать. Для того чтобы правильно произносить этот звук {Л}.

«Блинчик», «Вкусное варенье», «Качели», «Поймай мышку» (ребенок выполняет упражнения, картинки к которым показывает логопед.)

Логопед: Расскажи, как нужно правильно произносить звук {Л}. Где должен быть язычок?

Артикуляция {Л}: губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаемый воздух тёплый.

Логопед: Скажи, звук {Л} гласный или согласный? (согласный)

2. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Логопед. Белка прыгнула на ветку. (см. приложение № 1) И увидела мячик. Она любит играть в мяч. Ты тоже можешь с ней поиграть:

Белка мячики кидает…

Белка слоги повторяет……

Бросай мяч и четко произноси звук [Л] в слогах (ЛА, ЛУ, ЛО, ЛЫ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ).

Ребенок выполняет.

3. Игра «Найти звук в слове».

Белка прыгнула на другую ветку и увидела конверт. (см. приложение № 2)

Логопед. Давай посмотрим, что же в конверте. А в конверте картинки с музыкальными инструментами и задание: если ты отгадаешь, какой самый любимый инструмент у белки, то у тебя будет возможность сыграть на нем.

Итак, подсказка первая: в названии любимого инструмента белочки есть звук [Л].

Подсказка вторая: название моего любимого инструмента начинается со звука [Л].

4. Игра «Сыграй как я».

Логопед отбивает ложкой ритмический рисунок, а ребенок повторяет.

/ / /// и т.д.

5. Массаж пальцев рук пружинкой Су-Джок

Логопед: Молодец! А сейчас давай немного отдохнём и покатаемся на лодочки вместе с Белочкой. Ребёнок произносит (слоги) слова, надевая на палец массажную пружинку Су-Джок.

Большой палец - ла-ла-ла, белка в лодочке плыла.

Указательный палец - ло-ло-ло, светит солнышко тепло.

Средний палец - лу-лу-лу, рада белочка теплу.

Безымянный палец - лы-лы-лы, песни Белочки слышны.

Мизинец- Дятел в лодочке сидел, вместе с Белкой песни пел.

Логопед: Молодец! Пора поиграть в игру с картинками.

6. Игра «Закрой картинку»

Белка прыгнула на другую ветку и увидела картинку. (см. приложение № 3)

Логопед: А картинка не простая, на ней изображены предметы, в названии которых спрятался звук «Л». Назови все предметы, изображённые на картинке, четко произнося звук «Л»,

Кукла, лопата, лук, лодка, яблоко, тарелка, клубника, слон, елка, лошадь, волк;

Логопед: А сейчас, назови картинки так, как называю их я (Логопед называет большие предметы, а ребенок маленькие: Например: кукла-куколка, и т.д.)

Логопед: А сейчас я предлагаю тебе закрыть картинки фишками. Если звук «Л» находиться в начале слова, картинку следует закрыть красной фишкой, если в середине слова - жёлтой, если в конце - зелёной.

III. Итог занятия.

Логопед. Молодец. Наше занятие завершается. Надеюсь, оно тебе понравилось. Какое задание больше всего было тебе интересным? Или вызвало затруднение?

Белочки понравилось играть с тобой, и она решила подарить тебе раскраску.

КОНСПЕКТ

индивидуального занятия по звукопроизношению

Автоматизация

звука Л в слогах и

в словах

Цель: правильно и четко произносить звук Л в слогах и словах.

Задачи:

обучающие:

  1. Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Л ;
  2. Формировать навыки образования глаголов прошедшего времени;
  3. Закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа.

коррекционные:

  1. Автоматизировать звук Л в слогах и словах.

развивающие:

  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
  3. Развивать внимание, память, мышление.

воспитательные:

  1. Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь

Логопеда.

Методические приемы:

  1. игровая мотивация;
  2. подражательно-исполнительские и речевые упражнения;
  3. игры;
  4. поощрения.

Материалы и оборудование:

Кукла Мила, мяч, карточки для определения позиции звука Л в слове,

предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, вилка, чашка, карандаш.

Предварительная работа:

  1. Формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произнесения звука Л .
  2. Отработка упражнений мелкой моторики.
  3. Отработка опорных звуков.
  4. Постановка звука Л .

Последующая работа:

Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, в связной речи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

Повторение артикуляционных упражнений:

для губ: чередование «Заборчик» - «Трубочка»;

для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Пароход гудит».

Ребенок делает упражнения по инструкции логопеда.

2. Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Без ошибок выполняй, что такое называй.

Ножки, спинки и сиденье – Левая ладонь вертикально вверх.

Вот вам стул на удивленье. К её нижней части приставляется кулачок.

У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок, сверху на кулачок

Сверху крышка, как ладошка. опускается ладошка.

3. Сообщение цели занятия.

Логопед: К нам на занятие пришла кукла Мила. Сегодня вместе с ней мы будем повторять слоги и слова со звуком Л .

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед : Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?

Улыбаются.

Логопед : Что делает язычок?

Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция). Или:

Кончик языка зажат между зубов.

Логопед: Дадим характеристику звука Л .

Звук Л согласный, звонкий, твердый.

5. Слоговая гимнастика.

Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).

ал- ол ял -ел ал-ол-ул-ил

ол- ул ел-юл ул- ил-ал-ол

ул -ил юл-ёл ил-ул-ол-ал

6. Проговаривание слов за логопедом.

Бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, козёл, бил, пил, вил, бокал, пенал, укол, футбол.

7. Игра на развитие фонематического восприятия.

Логопед: Подними флажок, если услышишь в слове звук Л .

Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, шило,

Метла, кисть.

8. Подбор картинок на заданный звук.

Игра «Подбери и назови».

Логопед: Мила пошла в магазин. Помоги Миле купить вещи, в названии которых есть звук Л.

Предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул.

Логопед : Молодец, ты правильно выбрал. Мила довольна.

9. Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р.п.

Подобранные в предыдущей игре картинки выставляются на наборное полотно. Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.

Логопед: Посмотри, чего нет?

Ребенок: Нет … (сущ. в форме родительного падежа).

10. Физкультминутка.

Логопед: Я буду показывать и называть то, что я делаю, а ты повторяй мои действия, и скажи, что ты сделал.

Логопед: Ребенок:

Я встаю. Я встал.

Я ставлю стул. Я поставил стул.

Я поднимаю руку. Я поднял руку.

Я прыгаю. Я прыгал.

Я сажусь на стул. Я сел на стул.

Я беру ручку. Я взял ручку.

Я пишу. Я писал.

11. Игра «Много – один» (с мячом).

Логопед: Измени слово, помни о звуке Л в конце слова.

Логопед: Ребенок:

столы - стол

укол - уколы

полы - пол

залы - зал

пеналы - пенал

голы - гол

бокалы - бокал

дятлы - дятел

12. Определение положения звука Л в слове.

Логопед: Где в слове спрятался звук Л (в начале, в середине, в конце слова). Работа со звуковой линейкой.

Слова: зал, лампа, малыш, лавочка, полка, укол.

III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

Логопед: Наше занятие закончено. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Ты сегодня хорошо занимался. Миле тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания.