Что такое магнитный пускатель и схема его подключения. Магнитный пускатель: назначение, устройство, схемы подключения Электрическая схема магнитного пускателя

Что такое магнитный пускатель и схема его подключения. Магнитный пускатель: назначение, устройство, схемы подключения Электрическая схема магнитного пускателя

Магнитный пускатель это коммутационное устройство для электрических цепей с большими токами. В быту, магнитные пускатели применяются в загородных домах, для дистанционного подключения уличного освещения или станков домашнего мастера, работающие от электродвигателей.

Устройство магнитного пускателя и его работа, банально просты: пружина, дроссель и двигающийся якорь. При появлении тока на дросселе, якорь замыкает контакты пускателя и на установку подается электропитание. Прерываем ток через дроссель, якорь размыкает контакты пускателя, и питание установки отключается. Под установкой понимаем приёмник электрической энергии, которую коммутирует магнитный пускатель (электродвигатель, уличное освещение).

Подключение магнитного пускателя — схема подключения

Есть две принципиально разные схемы подключение магнитного пускателя:

  1. простая не реверсная схема (пуск и стоп);
  2. реверсная схема подключения электродвигателя (пуск, вперед, назад).

В простой (не реверсной) схеме подключения, «участвуют» следующие элементы:

  • Пускатель магнитный;
  • Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором;
  • Кнопки пуск и стоп;
  • Тепловое реле (необязательно, но желательно для защиты двигателя от токовых перегрузок).

Дополним эту схему, двумя рабочими схемами:


Где применить пускатель в быту

В частном доме, через пускатель нужно подключить все имеющиеся на территории электродвигатели, уличное освещении и мощные бытовые приборы, например, ТЭН. Двигатели, потому что так положено, а уличное освещение, потому что пускатель обеспечит дистанционное, безопасное подключение уличного освещения из любой точки дома. Можно поставить пускатель в щитовой комнате, а кнопки управления (включить, выключить), где удобно.

Подключение магнитного пускателя — пример

Не буду рассказывать про внутреннюю конструкцию пускателя, про дугагосительные камеры и изолирующую траверсу, это есть на видео внизу статьи. Покажу практическое подключение электродвигателя, через магнитный пускатель.

Для работы приготовим:

  • Пускатель;
  • Реле тепловое;
  • Электрический кабель. рассчитываем по мощности электродвигателя;
  • Кнопочный пункт на две кнопки в одном корпусе;
  • Электродвигатель, установленный по месту.

Пускатель, кнопочный пункт, двигатель

Электромонтажные работы установки пускателя магнитного

  • От трехфазного (1 на желтой схеме выше), который ставим до пускателя, кабель электропитания подводим к пускателю;
  • От вывода пускателя прокладываем кабель к кнопочному пункту;
  • От кнопки кабель прокладываем к электродвигателю.

Примечание: В этой статье ограничимся подключением асинхронного двигателя без реверсирования. То есть, только пуск и остановка.

Чтобы осуществить подключение магнитного пускателя по вышепоказанной схеме, нужно найти и понять назначение контактов на пускателе и кнопках. Поэтому, разберем, сначала кнопочный пункт, а потом посмотрим пускатель.

Кнопки (кнопочный пункт) для работы пускателя

Для простого, не реверсивного подключения пускателя нам понадобится кнопочный пункт на две кнопки. Я взял для примера старенькую серию в эбонитовом корпусе.

Кнопки предназначены для замыкания и размыкания электрической цепи. Для этого в устройстве кнопок есть замкнутые и разомкнутые контакты. Правильно называть, разомкнутые контакты — нормально открытые, а замкнутые контакты – нормально закрытые.

Для правильного подключения важно определить разомкнутые и замкнутые контакты. Обычно они обозначаются цифрами 1-2 и 3-4 соответственно.

Понимаем, что при нажатии на кнопку разомкнутые контакты замыкаются, а разомкнутые замыкаются. Теперь разберемся с клеммами пускателя.

Клеммы пускателя нужные для подключения

Кладем пускатель перед собой и смотрим на него невооруженным взглядом, то есть его не разбираем.

  • Вводные клеммы пускателя. Вводные клеммы для подключения фазных проводов:1L1, 2L2, 3L3;
  • Дополнительная вводная клемма: 13NO (21NC);
  • Выводные клеммы. Клеммы вывода фазных проводов: 4T1, 5T2, 6T3.
  • Дополнительная (вспомогательная) выводная клемма: 14NO (22 NC);

В выключенном состоянии контактные пары: 1L1-4T1; 2L2-5T2; 3L3-6T3 разомкнуты. Визуально видим, что траверса (оранжевая пластина посередине прибора) в верхнем положении.

  • На пускателе видим контакт А2, это вывод одного контакта дросселя пускателя. Есть пускатели (старые модели) с клеммами А1 и А2 для вывода двух контактов дросселя пускателя.
Клемма А2 катушки пускателя
Клеммы А1 и А2 катушки пускателя

Больше на корпусе никаких контактов нет.

Подключение пускателя с кнопочным пунктом

  • Приходящую фазу подключаем на клемму 1L1 пускателя;
  • Двигатель подключаем к клеммам 4T1 и рабочему нулю, без пускателя;
  • От клеммы 1L1 подключаем шлейфом провод, идущий на контакт 1 кнопки «Пуск»;
  • С контакта 2 кнопки «Пуск» пускаем шлейф на контакт 3 кнопки «Стоп»;
  • С клеммы 4 кнопки «Стоп» пускаем шлейф на контакт А2 катушки магнитного пускателя (он на корпусе). Если на корпусе есть контакт катушки А1, к нему подключаем ноль;
  • С вспомогательных контактов пускателя NO13 и NO14 бросаем провода на клеммы 1-2 кнопки «Пуск»;
  • До пускателя, со стороны электропитания, нужно установить автоматический выключатель на фазный (фазные) проводники;
  • Параллельно выключателю, до клемм 1L1-3L3 нужно поставить тепловое реле. Она защитит пускатель от перегрузки;
  • Подключение закончено. Включаем.

Как срабатывает и работает магнитный пускатель

При включении автоматического выключателя, ток фаз подается на контакты пускателя L и на клемму 1 кнопки пуск.

Для запуска двигателя жмем кнопку «Пуск». Нормально разомкнутые контакты кнопки «Пуск» замыкаются, ток подается на катушку пускателя, она замыкает контактные группы пускателей L-T.

Отпускаем кнопку «Пуск». Если бы не было дополнительных контактов в пускателе, то двигатель остановился. Но дополнительные контакты пускателя NO13 и NO14 замкнулись и при отпускании кнопки «Пуск» остаются замкнутыми. Это не позволяет разомкнуться цепи питания катушки пускателя. Видим, что траверса на корпусе утоплена, слышим характерный щелчок.

При нажатии кнопки «Стоп» происходит элементарное размыкание цепи катушки, и она отжимается — траверса пускателя поднимается, слышим характерный щелчок.

Важно! Важное значение в подключении пускателя играют дополнительные контакты пускателя. Осталось напомнить, что дополнительные контакты, которые подхватывают функции кнопки «Пуск», находятся на пускателе слева от вводных и выводных рабочих контактов и маркируются NO13 и NO14.

В названии этого электротехнического устройства для электроустановок 0,4 кВ заложено сразу два принципиальных действия:

1. срабатывание в качестве электромагнита от прохождения электрического тока по обмотке катушки;

2. запуск в работу электродвигателя силовыми контактами.

Конструктивно любой магнитный пускатель состоит из стационарно закрепленной части и подвижного якоря, перемещающегося по полозьям. Он выделен на картинке синим цветом.

Как работает электромагнитная система

Очень упрощенно пускатель можно представить как одну кнопку, на корпусе которой расположены клеммы с подключенными силовыми цепями и стационарными контактами. На подвижной части смонтирован контактный мостик. Его назначение:

1. обеспечение двойного разрыва силовой цепи для отключения питания электродвигателя;

2. надежное электрическое соединение приходящего и отходящего проводов при включении схемы в работу.

При ручном надавливании на якорь хорошо ощущается усилие сжатия встроенных пружин, которое необходимо преодолеть магнитным силам. При отпускании якоря эти пружины отбрасывают контакты в отключенное положение.

Такой способ ручного управления пускателем при работе схемы не используется, его применяют при проверках. В процессе эксплуатации пускатели управляются только дистанционно за счет действия электромагнитных полей.

С этой целью внутри корпуса размещена обмотка катушки с намотанными на нее витками. Она подключается к источнику напряжения. При пропускании тока через витки вокруг катушки создается магнитный поток. Для улучшения его прохождения создан шихтованный стальной магнитопровод, разрезанный на две части:

    стационарно закрепленную в корпусе устройства нижнюю половину;

    подвижную, входящую в состав якоря.

В обесточенном состоянии обмотки магнитного поля вокруг катушки нет, якорь отбрасывается энергией пружин от стационарной части вверх. Под действием магнитных сил, возникающих после прохождения электрического тока по обмотке, якорь двигается вниз.

Притянутая к неподвижной части магнитопровода его подвижная половинка создает в комплексе единую конструкцию, обладающую минимальным магнитным сопротивлением. На его величину при эксплуатации влияют:

    нарушения наладочных регулировок;

    коррозия стальных частей магнитопровода и его крепления;

    износ поверхностей;

    техническое состояние пружин, их усталость;

    дефекты короткозамкнутого витка магнитопровода.

Перемещение якоря внутри корпуса лимитируется двумя пограничными значениями. В нижнем притянутом положении должен быть создан надежный ужим контактной системы. Его ослабления ведут к подгоранию контактов, повышению величины переходного электрического сопротивления, излишнему нагреву и последующему отгоранию проводов.

Возрастание магнитного сопротивления магнитопровода по любой причине проявляется увеличением шума из-за появления вибраций, которые приводят к ослаблению ужима контактной системы и в итоге к отказам в работе магнитного пускателя.

Как работает система силовых контактов

Конструктивно силовые контакты созданы для надежной и длительной эксплуатации. Для этого они:

    выполнены из сплавов технического серебра, нанесенных специальными методами на медные перемычки;

    созданы с запасом прочности;

    изготовлены в форме, обеспечивающей максимальный электрический контакт при включении и хорошо выдерживающие электрическую дугу, возникающую при разрыве нагрузки.

В трехфазных схемах используются магнитные пускатели с тремя силовыми и несколькими дополнительными контактами, повторяющими положение якоря и используемыми в цепях управления двигателем. Все они рисуются на схемах в положении, соответствующем отсутствию тока в катушке и разжатому состоянию пружин.

Управляющие контакты при срабатывании пускателя замыкают (называют «замыкающими») или, наоборот, размыкают цепь. Они в притянутом положении создают площадку в виде точки. Для этого стационарную часть изготавливают плоскостью или сферой (в ответственных узлах), а подвижную — сферой.

Силовые контакты более ответственны, должны выдерживать повышенные нагрузки. Их изготавливают для создания контактной линии, состоящей из множества точек. С этой целью стационарная часть выполняется плоскостью или цилиндром, а подвижная — только цилиндром.

Магнитные пускатели, выпускаемые отечественными производителями, классифицируют по возможностям работы с нагрузками разных мощностей на 7 групп и обозначают по возрастающему значению от нулевой величины с током коммутации до 6,3 ампера включительно и до шестой — (160 А).

Выпускаемые зарубежными производителями пускатели классифицируются по другим критериям.

Электрики, занимающиеся обслуживанием магнитных пускателей и осуществляющие надзор за их работой, обязаны контролировать качество прилегания контактных площадок и их чистоту. Существующее мнение, что “у современных пускателей контакты сделаны надежно и их можно не осматривать” не совсем правильное.

Чистота контактов зависит от многих факторов, включая:

    нагрузочный режим;

    частоту коммутаций;

    условия окружающей среды.

Все они проявляются по-разному на каждом конкретном устройстве. Поэтому за ними необходимо периодически наблюдать и при первых признаках загрязнения отмывать спиртом. Когда же его нет для выполнения подобных работ, то пользуются обыкновенным школьным ластиком, который, отчищая металл, оставляет на внешней поверхности свои крошки, обладающие диэлектрическими свойствами.

Их удаляют протиркой поверхностей тонкими высушенными деревянными палочками из не смолистых сортов деревьев. Лучше всего для этих целей подходят:

Твердые породы древесины при протирке контактов дополнительно полируют обрабатываемые поверхности.

Незначительные выгорания контактных поверхностей убирают самодельными «воронилами». Так на языке электриков называют плоские отрезки прочных металлических пластин (обычно их изготавливают из сломанных ножовочных полотен по металлу), поверхность которых слегка обработана самым мелким наждаком.

Такой инструмент позволяет снимать очень тонкий слой прогоревшего металла и привести контакты в рабочее состояние, сохранить их первоначальную форму. Пользоваться мелкой наждачной бумагой и надфилями для подобных целей нельзя. Можно быстро нарушить сформированную контактную линию. “Наждачка” к тому же засоряет обрабатываемую поверхность абразивными крошками.

Схемы включения электродвигателей магнитными пускателями

Самое простое управление

Такое подключение двигателя можно выполнить по нижеприведенной картинке.

Трехфазное питание ≈380 через силовые контакты К1-с подводится на электродвигатель, температура обмоток которого контролируется тепловым реле kt. Система управления питается от любой фазы и нуля. Вполне допустимо заменить рабочий ноль контуром заземления.

В целях повышения электробезопасности применяют разделительный или понижающий трансформатор ТР1. Его вторичную обмотку заземлять нельзя.

Простейший предохранитель FU защищает схему управления от возможных коротких замыканий. При нажатии оператором на кнопку «Пуск» в цепи управления создается цепь для протекания тока через обмотку пускателя К1, который одновременно замыкает свои силовые контакты К1-с. Сколько времени рабочий жмет на кнопку, столько двигатель и работает. Для удобства человека такие кнопки монтируют курковым механизмом.

Работающий электродвигатель при нажатой кнопке может быть выключен:

    снятием питания на распределительном силовом щите;

    нажатием кнопки «Стоп»;

    работой теплового реле kt при перегреве двигателя;

    перегоранием предохранителя.

Подобные схемы применяют там, где по условиям технологии требуется держать руки постоянно на оборудовании и не отвлекаться от производственного процесса. Примером может служить работа с прессом.

Схема с удержанием кнопки контактом пускателя

Добавление в рассмотренную схему всего одного замыкающего контакта пускателя К1-у позволяет ставить кнопку «Пуск» на блокировку этим дополнением и избавляет от ее постоянного нажатия. В остальном схема полностью повторяет предыдущий алгоритм.

Схема с реверсом

Многие привода станков требуют при работе изменять направление вращения ротора двигателя. Делается это сменой фаз чередования силовой цепи — переключением мест подключения двух любых обмоток на отключенном двигателе. На нижеприведенной картинке меняются местами обмотки фаз «В» и «С». Фаза «А» не меняется.

В схему включены уже два магнитных пускателя №1 и №2. Двигатель может вращаться только от одного из них по часовой стрелке или в обратном направлении. Для этого в цепочку управления каждой обмотки К1 и К2 введен размыкающий контакт управления пускателя противоположного вращения. Он блокирует одновременное подключение обоих пускателей.

Для смены направления вращения двигателя оператору необходимо:

    нажать кнопку «Стоп». Образованный ей разрыв размыкает цепь управления и прерывает прохождение тока через работающий пускатель. При этом пружины откидывают якорь, а силовые контакты отключают напряжение питание с электродвигателя;

    дождаться остановки вращения ротора и нажать кнопку «Пуск» очередного пускателя. Ток потечет через его катушку, кнопка встанет на удержание замыкающим контактом, а цепь обмотки пускателя обратного вращения разорвется размыкающим контактом.

Конструктивные особенности различных моделей

Если раньше магнитные пускатели снабжались силовыми контактами и одним—двумя их повторителями положения на замыкание или размыкание, то современным моделям придают дополнительные конструктивные элементы, за счет которых они обладают бо́льшим количеством возможностей.

Например, комплектные изделия ведущих производителей позволяют выполнять различные функции управления трехфазными электродвигателями, включая реверсирование за счет встраивания в пускатель дополнительного оборудования. Потребителю остается только подключить к приобретенному модулю электродвигатель и провода питания, а сама схема уже смонтирована и налажена под определенные нагрузки.

Перспективным техническим решением считается схема, позволяющая:

    раскручивать ротор двигателя до номинальной скорости за счет подключения его обмоток по схеме «звезда»;

    включать под нагрузку при переключении на «треугольник».

Корпуса магнитных пускателей могут быть открытыми либо защищены от проникновения пыли и/или влаги специальной оболочкой с уплотнениями.

Отдельные современные модели небольших мощностей .

У мощных магнитных пускателей может быть установлена система гашения дуги, возникающая при отключении тока силовыми контактами.

Трактат о том, как подключить магнитный пускатель (контактор) к кнопочному посту.

В интернете полно всяких схем и толкований про то, как подключить магнитный пускатель,
я думаю, что для простого человека (не электрика), которому надо только раз, где-то подключить магнитный пускатель, эти инструкции написаны непонятно, сложно, с кучей сокращений (которые меня лично бесят) и в итоге задача может встать ребром.

На самом деле, подключить электромагнитный пускатель (контактор) достаточно просто, и в этой статье я постараюсь описать этот процесс максимально подробно, по-человечески, без непонятных сокращений и заумных фраз.
Еще раз повторюсь, эта статья предназначена для простых людей, которым надо просто подключить этот долбанный магнитный пускатель.

Собственно сам магнитный пускатель. Немного теории: этот аппарат предназначен для запуска, остановки и реверса двигателя (реверсивный пускатель сегодня не рассматриваю, напишу про него позже). Также, пускатель очень удобен в любом другом управлении нагрузками, будь то освещение, нагреватели, прочие приборы, в общем, всем тем, что можно и нужно включать и выключать дистанционно (с кнопки).

Действует следующим образом: при подаче напряжения на катушку электромагнита, сердечник, соединенный с парами контактов втягивается в катушку, и контакты замыкаются, при снятии напряжения с катушки, контакты размыкаются.



Далее вид с фасада. На нем видны четыре пары контактов, которые замыкаются при срабатывании пускателя. Первые три пары контактов, участвуют непосредственно в коммутации основной нагрузки. Последняя пара контактов, та, что обведена красным, этот так называемый “Блок Контакт” который участвует в подаче напряжения на катушку, в тот момент, когда кнопка Пуск отпущена.



Вид сверху. Тут расположены контакты А1 и А2, это и есть те контакты катушки, на которые надо подавать напряжение, чтоб все включилось. Контакт А2 продублирован на контакторе снизу, для удобства коммутации.



Для реализации схемы, нам еще понадобится кнопочный пост, с кнопками Пуск и Стоп.
Самая обычная модель, стоит в магазине рублей 70.



Вскрываем, и перед нашим взором предстают кнопки, а точней их коммутационная часть.
сразу скажу, что кнопки эти, ни как по строению не отличаются, каждая из них имеет по паре контактов, одна нормально открытая (контакты разомкнуты) другая, нормально закрытая(контакты замкнуты). Их функционал в процессе работы отличается из-за разного подключения



Значит смотрите, контакты 1 и 2 между собой разомкнуты, а контакты 3 и 4 замкнуты. При нажатии на кнопку, контакты 1 и 2 замыкаются, контакты 3 и 4 размыкаются.



Начинаем подключение: сначала подключаем провода подачи питания к основным клеммам контактора (вообще контактор трехфазный, но для примера я задействовал только одну пару силовых контактов) с одной из силовых клемм берем фазу и тянем на кнопочный пост, фазу можно взять из другого места.



И подводим эту фазу к кнопочному посту и подключаем ее к клемме 4 кнопки Стоп.
Для справки: между кнопочным постом и пускателем в итоге будет три провода, для коммутации можно использовать обычный ВВГ 3*1.5.



От клеммы 3 кнопки Стоп, тянем проводок на клемму 2 кнопки Пуск.
Также к клеммам 1 и 2 кнопки Пуск, подключаем оставшиеся два провода,
синий после кнопки Пуск, желто-зеленый до.
В таком состоянии оставляем кнопочный пост, с ним работа закончена.



Переходим к пускателю.
Сначала подсоединяем к клемме А1 (та что для катушки) нулевой проводник.



Затем, подключаем синий проводник (чтобы не запутаться, я его пометил черной изолентой) пришедший с кнопочного поста с клеммы 1, к контакту А2.
То есть в момент нажатия на кнопку пуск, катушка будет срабатывать и пускатель замыкаться.



Далее делаем так, чтобы при отпущенной кнопке Пуск, пускатель оставался включенным,
для этого подводим желто-зеленый провод (на нем всегда фаза кроме того момента когда нажата кнопка стоп) к клемме блок контакта.



Затем от противоположной клеммы блок контакта, тянем проводок, до продублированной снизу клеммы А2.



Все, на этом схема собрана и функционирует.


Что получается в итоге и как это все работает: В момент нажатия кнопки пуск ток идет по синему проводу до клеммы А2, катушка замыкается и пускатель срабатывает. Далее при отпускании кнопки Пуск, ток идет мимо этой кнопки, через желто-зеленый проводник и через замкнутый блок контакт, также на катушку, только уже на продублированный контакт А2, в этот момент вся система работает. При нажатии кнопки Стоп, мы обрываем течение тока через блок контакт на катушку и пускатель размыкается.

На этом у меня все, надеюсь, я изъяснялся понятно и те, кому было до этого непонятно, поняли.
Всем удачи в подключениях магнитных пускателей, и жду Вас снова на моем сайте, будет еще много интересных статей, написанных простых языком.

Электрический контактор (магнитный пускатель) – коммутационный прибор, по сути, представляющий собой реле больших размеров. Традиционно контактор используется для переключения тока, питающего электродвигатели либо иную нагрузку большой мощности. Нередко мощные электрические контакторы для электродвигателей и прочего оборудования, дополняются защитой от перегрузки и другим критериям. Для этого в конструкции прибора используются чувствительные биметаллические реле и блокировочные группы.

СОДЕРЖИМОЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Исполнение электрических классических контакторов

Электрические классические контакторы – они же магнитные пускатели, обычно имеют группы контактов – основную и вспомогательную.

Контактные группы (чаще всего) находятся в нормально разомкнутом состоянии. Только при условии подачи напряжения питания на индукционную катушку прибора, контактные группы прибора изменяют своё состояние.

Три верхних клеммы основной группы служат для подключения входного трехфазного переменного тока, как правило, напряжением не менее 380 вольт. Эта контактная группа оснащена усиленными винтовыми зажимами под маркировкой «L1», «L2», «L3».


Назначения терминалов: 1 — подвод линейного напряжения; 2, 11 — выход под нагрузку; 3, 5 — питание катушки; 4, 6 — вспомогательный; 7 — чувствительность; 8, 9 — кнопки отключения и сброса вручную; 10 — вспомогательная группа

Вторая основная группа клемм, назначенная под питание нагрузки ( или другой), расположена в нижней части конструкции прибора и также имеет винтовые зажимы, маркированные «T1», «T2», «T3».

Каждый прибор традиционно маркируется буквенно-цифровой комбинацией символов. Маркировка располагается на корпусе прибора и несёт базовую информацию об устройстве. Например:

А – 26 – 30 – 10

Здесь символом «А» обозначается серия устройства. Далее цифра «26» отмечает номинальный ток (26А) для нагрузки в виде асинхронного электродвигателя.

Цифра «30» обозначает число нормально открытых и нормально закрытых силовых контактов (соответственно 3 и 0). Цифра «10» указывает на число вспомогательных «NO» и «NC» контактов (1 и 0).

Назначение вспомогательной коммутации

Вспомогательные контакты часто используется в составе логической цепи реле или применяются в составе какой-либо другой части схемы управления нагрузкой. Типичное напряжение коммутации здесь 220В переменного тока.


Схема подключения (классика): 1 — магнитный пускатель; 2 — токовое защитное реле; 3 — электродвигатель; 4 — кнопка «СТОП»; 5 — кнопка «ПУСК»; 6 — кнопка сброса аварии

Вспомогательные контактные группы могут иметь разную конфигурацию, в зависимости от модели прибора и производителя. Состояние контактов возможно как нормально закрытое, так и нормально открытое. Обычно имеет место комбинация состояний.

Терминальный набор вспомогательного интерфейса обычно рассчитан под номинальный ток существенно ниже, чем пропускают основные контакты.

Однако механизм вспомогательной группы действует в единой связке с главным механизмом коммутации электрического контактора.

Как правило, маркировка вспомогательных клемм выполняется цифровым кодом. Например, «13» и «14», «82» и «83» и т.п. К этой же категории в какой-то степени относятся и клеммы питания индуктивной катушки электромагнитной системы прибора.

Контактные клеммы питания катушки традиционно имеют маркер «А1» и «А2». На эти клеммы подводится напряжение управления электромагнитным механизмом, обычно по классической схеме (см. выше).

Дополнительный защитный модуль

Часто конструкцию электрического контактора дополняет . Есть конструкции электрических контакторов, где тепловое реле является неотъемлемой частью.

Правда, современные варианты электрических контакторов предусматривают, скорее, модульное наращивание.


Защитный модуль, часто используемый в паре с магнитным пускателем может иметь разную конфигурацию. Так выглядит один из классических вариантов для нагрузки относительно небольшой мощности

Наиболее распространёнными считаются контакторные релейные модули классов 5, 10, 20, 30. Соответственно значения: 5, 10, 20, 30 указывают на время срабатывания (5, 10, 20, 30 секунд). Класс 5, как правило, применяется на контакторах двигателей, требующих моментального отключения.

Электрические контакторы специального назначения

Управление электрическими цепями при больших значениях токов (до 5000А) осуществляется при помощи контакторов повышенной мощности. Также приборы специального исполнения используются для управления асинхронными двигателями с фазным ротором.


Специальное исполнение: 1 — верхний силовой коннектор; 2 — два основных коннектора с дугогасительной камерой; 3 — рама прибора; 4 — вывод под нагрузку; 5 — вспомогательные клеммы; 6 — рама для периферии; 7 — питание катушки; 8 — электромагнит

Параметр номинальной коммутируемой мощности для приборов такого типа достигает значения 1500 кВт. Рабочий ток может составлять 1520А при питающем напряжении 440 вольт.

Электрические контакторы серии R для управления цепями постоянного или переменного тока применяются там, где требуется:

  • распределение электрической энергии,
  • управление индукционными печами,
  • коммутация систем альтернативной энергетики,

Устройства, которые предназначены (основное их назначение) для автоматического включения и отключения трехфазных электрических двигателей от сети, а также их реверсирования называют магнитными пускателями. Как правило, они используются для управления асинхронными электродвигателями с напряжением питания до 600 В. Пускатели могут быть реверсивные и не реверсивные. Кроме того, в них довольно часто встраивается тепловое реле для защиты электрических машин от перегрузки по току в длительном режиме.

Магнитные пускатели могут выпускаться в различных исполнениях:

  • Реверсивные;
  • Не реверсивные;
  • Защищенного типа – устанавливаются в помещениях, где в окружающей среде не содержится большого количества пыли;
  • Пыленепроницаемые – устанавливаются в местах, где они не будут подвергаться прямому воздействию на них солнца, дождя, снега (при наружном размещении располагаются под навесом);
  • Открытого типа – предназначены для установки в местах, защищенных от попаданий посторонних предметов а также пыли (шкафы электрические и прочее оборудование)

Устройство магнитного пускателя

Устройство магнитного пускателя довольно простое. Он состоит из сердечника, на котором помещена втягивающая катушка, якоря, пластмассового корпуса, механических индикаторов включения, а также основных и вспомогательных блок – контактов.

Давайте рассмотрим на примере, показанном ниже:

При подаче напряжения на катушку пускателя 2, протекающий в ней ток притянет якорь 4 к сердечнику 1, следствием чего станет замыкание силовых контактов 3, а также замыкание (или размыкание в зависимости от исполнения) вспомогательных блок контактов, которые в свою очередь, сигнализируют в систему управления о включении или отключении устройства. При снятии напряжения с катушки магнитного пускателя под действием возвратной пружины контакты разомкнутся, то есть вернутся в свое начальное положение.

Принцип работы реверсивных магнитных пускателей такой же как и не реверсивных. Отличие заключается в чередовании фаз, которые подключает к пускателям (А – В – С одно устройство, С – В – А другое устройство). Это условие необходимо для выполнения реверса двигателя переменного тока. Также при реверсивном включении магнитных пускателей предусматривается блокировка одновременного включения устройств, чтоб избежать короткого замыкания.

Схемы включения магнитных пускателей

Одна из простейших схем подключения магнитного пускателя показана ниже:

Принцип работы данной схемы довольно прост: при замыкании автоматического выключателя QF собирается схема питания катушки магнитного пускателя. Предохранитель PU обеспечивает защиту схемы управления от коротких замыканий. При нормальных условиях контакт тепловых реле Р замкнут. Итак, для запуска асинхронника нажимаем кнопку «Пуск», цепь замыкается, через катушку магнитного пускателя КМ начинает протекать ток, сердечник втягивается, тем самым замыкая силовые контакты КМ, а также блок контакт БК. Блок контакт БК нужен для того, чтоб замкнуть цепь управления, поскольку кнопка после того как ее отпустят, вернется в исходное положение. Для остановки этой электродвигателя достаточно нажать кнопку «Стоп», которая разберет схему управления.

При длительном токе перегрузке сработает тепловой датчик Р, который разомкнет контакт Р, и это тоже приведет к остановке машины.

При схеме включения приведенной выше следует учесть напряжение номинальное катушки. Если напряжение катушки 220 В, а двигателя (при соединении в звезду) 380 В, то данную схему употреблять нельзя, а можно применить с нейтральным проводником, а если в обмотки двигателя соединены треугольником (220 В), то данная система вполне жизнеспособна.

Схема с нейтральным проводником:

Единственное отличие этих схем включения, что в первом случае питание системы управления подключено к двум фазам, а во втором к фазе и нейтральному проводнику. При автоматическом управлении системой пуска вместо кнопки «Пуск» может включатся контакт из системы управления.

Посмотреть как подключить не реверсивное магнитное пусковое устройство вы можете здесь:

Реверсивная схема включения показана ниже:

Эта схема более сложная, чем при подключении не реверсивного устройства. Давайте рассмотрим принцип ее работы. При нажатии кнопки «Вперед» происходят все описанные выше действия, но как вы видите из схемы, перед кнопкой вперед появился нормально замкнутый контакт КМ2. Это нужно для выполнения электрической блокировки одновременного включения двух устройств (избежание короткого замыкания). При нажатии кнопки «Назад» во время работы электропривода ничего не произойдет, так как контакт КМ1 перед кнопкой «Назад» будет разомкнут. Для произведения реверса машины необходимо нажать кнопку «Стоп» и только после отключения одного устройства можно будет включить второе.

И видео подключения реверсивного магнитного пускового устройства:

При монтаже магнитных пусковых устройств с тепловыми реле необходимо устанавливать с минимальной разностью температур окружающей среды между электродвигателем и магнитным пусковым устройством.

Нежелательна установка магнитных устройств в местах подверженных сильным ударам или вибрациям, а также рядом с мощными электромагнитными аппаратами, токи которых превышают 150 А, так как они при срабатывании создают довольно большие удары и толчки.

Для нормальной работы теплового реле температура окружающей среды не должна превышать 40 0 С. Также не рекомендуется установка рядом с нагревательными элементами (реостаты) и не устанавливать их в наиболее нагреваемых частях шкафа, например вверху шкафа.

Сравнение магнитного и гибридного пускателя: